HSE ART PhD

Аспирантура

Академический руководитель: Людмила Алябьева — кандидат филологических наук, доцент, куратор, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды».

Аспирантская школа по искусству и дизайну реализует подготовку аспирантов в очной аспирантуре — на базе кампуса в Москве.

Аспирантская школа по искусству и дизайну реализует подготовку аспирантов в очной аспирантуре — на базе кампуса в Москве.

Аспиранты обучаются в рамках направления «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» по следующим профилям:

  • история и теория искусства;
  • социокультурные, экономические и политические контексты искусства и дизайна;
  • социология искусства и культурные индустрии;
  • «мир искусства» и его институции, современный художественный процесс и институциональный аспект динамики визуальных искусств;
  • история и теория архитектуры;
  • теория моды.

Аспирантская школа по искусству и дизайну представляет собой программу нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Обучение на программе позволит наряду с исследовательскими компетенциями овладеть прикладными навыками проектной работы в сфере культуры.

Программа Аспирантской школы по искусству и дизайну предоставляет уникальную возможность совместить исследовательскую работу с прикладным проектом, разработанным на основе материалов диссертации. Среди возможных проектных треков:

  • разработка выставочного проекта, осуществить который можно будет в виртуальном пространстве или на площадке одного из музеев или галерей, партнеров программы;
  • разработка онлайн-курса, который позволит превратить диссертационную работу в образовательный онлайн проект;
  • разработка издательского проекта и др.
  • в нашу аспирантуру вы можете прийти со своей темой, а можете сформулировать ее в процессе обсуждения с научным руководителем. Школа дизайна предлагает лишь некоторые примеры направлений для исследования.

Наша Аспирантская школа — это сообщество ученых с самыми разными академическими интересами, которые простираются от современного искусства, комиксов и видеоигр до кинематографа, перформанса и wearable technologies. Наша Аспирантская школа — это проектные лаборатории, объединяющие теоретиков и практиков искусства и дизайна.

Одним словом, если вы готовы погрузиться в серьезную исследовательскую работу и одновременно хотите увидеть, как ваши академические штудии находят свое продолжение в прикладных проектах — приходите, и мы сделаем это вместе!

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

максимальный балл
50
Иностранный язык
максимальный балл
100
Специальность

Экзамен «Специальность» состоит из двух этапов:

  • собеседование
  • конкурс портфолио
Собеседование

Собеседование состоит из двух частей. Максимальная возможная оценка за собеседование составляет 50 баллов.

В первой части собеседования абитуриент получает 1 вопрос из представленных ниже тем программы собеседования.

Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Члены приемной комиссии оставляют за собой право задавать дополнительные уточняющие вопросы по теме.

  • Первобытное искусство, его формы и особенности.
  • Искусство Древнего Востока (изобразительное искусство и архитектура стран Передней Азии).
  • Искусство Древнего Египта (архитектура и изобразительное искусство).
  • Искусство Древней Греции (основные этапы, особенности развития).
  • Искусство Древнего Рима (архитектура, скульптура, живопись).
  • Искусство Византии (основные этапы развития и их особенности, архитектура, мозаика, иконопись).
  • Романское искусство.
  • Архитектура и скульптура готики.
  • Древнерусское искусство.
  • Искусство Возрождения.
  • Искусство барокко.
  • Западноевропейское искусство 18 в.
  • Западноевропейское искусство 19 в.
  • Отечественное искусство 17-19 в.
  • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Кубизм.
  • Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
  • Пикассо и кубизм. Роль Пикассо в искусстве 20 в.
  • Итальянский футуризм.
  • Дадаизм. Марсель Дюшан и концептуализм.
  • Сюрреализм. Пикассо. Клее. Миро. Дали. Магритт.
  • Художественный авангард в России 1910-1917 гг. Основные представители и течения.
  • Конструктивизм.
  • Искусство между войнами.
  • Послевоенное американское искусство.
  • Н. Кейдж и Флюксус. Ситуационистский интернационал.
  • Постмодернизм в искусстве.
  • Молодые британские художники (YBA).
  • Стрит-арт.
  • Перформанс: истоки и современность.
  • Официальное искусство сталинского периода.
  • Советское неофициальное искусство. Лианозовская школа, московский романтический концептуализм, соц-арт. Московский акционизм.
  • Российское искусство 2000-х гг.
  • Фотография в искусстве 20-21 вв.
  • Значение новых технологий в становлении современных художественных практик. Видео-арт, технологическое искусство. Science art. VR(виртуальная реальность), смешанная реальность.
  • Нет-арт, пост-интернет искусство.

Во второй части собеседования абитуриент рассказывает о своих научных интересах и теме исследования, над которым он планирует работать в период обучения в аспирантуре, а также о том, как он видит реализацию своего исследования в проектном формате.

Конкурс портфолио

Для участия в конкурсе портфолио абитуриент подает мотивационное письмо, в котором описывает свои интересы и мотивы поступления в аспирантуру, а также обозначает предполагаемую тему исследования (при этом абитуриент может выбрать одну из тем, предлагаемых к разработке Школой дизайна НИУ ВШЭ или предложить свою тему).

Мотивационное письмо должно содержать обзор наиболее важных исследовательских достижений в выбранной области (с библиографическими ссылками), а также оценку текущей ситуации в академическом дискурсе (анализ пробелов, упущений и ошибок в текущих исследованиях).

Абитуриент должен перечислить вопросы, на которые хотел бы ответить в процессе работы над своим исследованием (не менее пяти). Кроме того, необходимо обозначить стратегию исследования (набор процедур для ответа на вопросы исследования, эмпирические данные и предполагаемые методы исследования).

Структура мотивационного письма:

  • Область исследования;
  • Предполагаемая тема диссертации;
  • Проблема исследования / основной вопрос исследования;
  • Актуальность и новизна темы исследования;
  • Степень научной разработанности темы исследования;
  • Цель и задачи исследования (соотнесенные с методами и ориентированные на результат);
  • Объект и предмет исследования;
  • Теоретическая и источниковая база исследования;
  • Приблизительная структура диссертации (краткий или развернутый план);
  • Ожидаемые результаты исследования;
  • Список упомянутых в тексте источников.

Кроме мотивационного письма, абитуриенты могут предоставить дополнительные документы.

Другие документы

  • Резюме (CV);
  • Сведения об участии в конференциях, выставках, конкурсах, школах, исследовательских проектах, научных грантах, олимпиадах и пр.;
  • Список публикаций;
  • Копию диплома об образовании или справку об успеваемости с перечнем изученных дисциплин и полученных оценок;
  • Рекомендательное письмо от специалиста, знакомого с достижениями абитуриента;
  • Документы, подтверждающие опыт работы абитуриента.

Ресурсы

Цифровые технологии

Школа дизайна придерживается проектного подхода к образованию. С первого занятия студент приступает к проектированию собственного оригинального проекта под руководством куратора группы. Одна из ключевых учебных дисциплин — технологии дизайна, где студенты получают основной инструментарий, необходимый для комплексной работы над любым проектом: пакет программ для графического дизайна, софт для создания анимации, 3D-моделей, моушн-дизайна и продуктов для интернета. В Школе дизайна оборудованы 25 компьютерных классов и 20 учебных кластеров — всего более 500 компьютеров Mac и PC с лицензионным программным обеспечением.

Арт-практика

Для поступления в Школу дизайна необязательны художественные навыки, однако каждому дизайнеру необходимо в них практиковаться. Дисциплина «Арт-практика» призвана развивать навыки владения современными художественными техниками для расширения творческого диапазона студентов. В зависимости от выбранного профиля студенты занимаются арт-практикой в различных форматах: изучают основы рисунка, иллюстрации и живописи, скетчинг и фотоскетчинг, рисуют комиксы, пишут картины маслом и акрилом, создают арт-объекты и инсталляции.

История искусства и дизайна

Учебная дисциплина «История и теория искусства и дизайна» включает лекционные курсы по истории изобразительного искусства, архитектуры, дизайна, фотографии, кинематографа, театра и др. Курсы, которые читаются рамках этой дисциплины, обязательны для всех студентов бакалавриата и магистратуры, причем каждый профиль получает уникальную конфигурацию лекционных блоков, которые необходимы для глубокого погружения в свою специальность (на профиле «Фотография» дается история и теория фотографии, на профиле «Коммуникационный дизайн» читается годовой курс графического дизайна и т.д.). Кроме того, мы регулярно устраиваем открытые лекции, где в качестве спикеров выступают признанные дизайнеры, художники, теоретики искусства, профессионалы в области моды. Эти мероприятия посещают не только студенты Школы дизайна — мы всегда рады видеть на них наших абитуриентов, а также профессиональных дизайнеров и ценителей современного искусства.

Вариативные дисциплины

Студенты Школы дизайна могут попробовать себя во всех направлениях профессии, которые им интересны, поэтому наряду с основной образовательной программой Школа дизайна предоставляет студентам возможность выбрать из пула вариативов, который расширяется каждый год. Благодаря посещению вариативов студенты максимально расширяют объем своих знаний и компетенций, а также получают более глубокое представление о всех возможных карьерных траекториях.

Майноры

Майнор — одна из уникальных образовательных возможностей, которую предоставляет НИУ ВШЭ как ведущий российский университет. Майнор — это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки. Каждый бакалавр Школы дизайна должен на втором и третьем курсах выбрать из общеуниверситетского пула интересующий его майнор, не связанный напрямую с дизайном или современным искусством: например, «Интеллектуальный анализ данных», «Медиа и массовые коммуникации», «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стартап с нуля: практика создания собственного бизнеса», «Урбанистика», «Юриспруденция», «История философии», «Навыки XXI века: 4 „К“ ( Коммуникация. Креативность. Критическое мышление. Командная работа)», «История литературы: от классики до постмодерна», «Международные отношения», «Психология», «Антропология» — всего более 50 различных майноров. Такой формат позволяет расширить образовательную траекторию студентов и дает возможность попробовать себя в разных областях знаний.

Лаборатория дизайна

Дизайн-бюро при Школе дизайна, где талантливые старшекурсники работают в связке с опытными арт-директорами. На счету лаборатории комплексные коммерческие проекты в областях брендинга, книгоиздания, анимации, музейного проектирования, цифрового дизайна. Благодаря гармоничному сочетанию аналитического подхода, глубоких знаний, практической компетентности и постоянному изучению самых современных подходов и инструментов дизайна, Лаборатория успешно работает как с крупными заказчиками, так и с молодыми стартапами.

HSE ART GALLERY

Проект Школы Дизайна НИУ ВШЭ, выставочное пространство, территория экспериментов, открытая в 2018 году, которая призвана стать платформой для совместной работы студентов и профессионалов современного искусства. Задача новой площадки — дать голос новому поколению художников и собрать в одном месте успешные культурные институции, известных художников и кураторов, студентов, только ищущих свой путь, и искушенных зрителей.

Профессиональные фотостудии

В Школе дизайна работают две фотостудии, которые позволяют обеспечить не только занятия для студентов профилей «Фотография в моде и рекламе» и «Фотография и мультимедиа»: любой студент, которому для проекта нужна фотосъёмка, может записаться и получиться не только современное фотооборудование, но и профессиональную помощь от сотрудников студии. Студии подходят для всех видов съемок: портретных, предметных, fashion-съемок и съемок арт-проектов.

Fashion-мастерские

Для реализации творческих идей в школе работает 4 проектные мастерские по изготовлению и конструированию одежды, оснащённые новейшим оборудованием. В распоряжении студентов — швейные бытовые и производственные машинки, оверлоки, коверлоки производства, утюжильное и влажно-тепловое оборудование (утюги, отпариватели, утюжильные столы). Для разработки сложных форм и конструкций используются мягкие манекены, а в аудиториях установлены раскройные столы и зеркала, стеллажи для хранения работ, кронштейны и другие материалы, необходимые для эффективной работы студентов.

Шелкографская мастерская

В шелкографской мастерской студенты под руководством профессиональных печатников проходят весь этап технологии печати от подготовки изображения и печати на разных типах носителей до сушки получившихся объектов, а также получают знания о методах печати, хранения, оформления и презентации графических работ. Применение шелкографской печати в работе позволяет дизайнеру значительно расширить диапазон своих профессиональных приемов и навыков, найти новую сферу для самовыражения.

Ювелирная мастерская

Бакалаврский профиль «Ювелирное искусство и предметный дизайн в моде» открыт только с 2018 года, однако любой студент Школы дизайна может попробовать себя в ювелирном деле, выбрав себе соответствующий вариатив. В ювелирной мастерской студенты осваивают как древнейшие технологии, так и самые передовые. Это литье в простые формы, лепка, 3D-проектирование, вакуумное литье, электрохимическая обработка металлов, вакуумное напыление титана и др.

Мастерская фарфора

В мастерской фарфора каждый студент может на практике увидеть, как происходит процесс литья, а также попробовать себя в качестве фарфориста под руководством опытного мастера или самостоятельно поработать с готовыми формами. В мастерской есть возможность для работы с полным циклом изготовления фарфорового изделия — от лепки модели из скульптурного пластилина до заливки фарфора, обжига и росписи. Мастерская оснащена печью, сушильными шкафами, гипсомодельными станками, а также красками, глазурью, пигментами. Кроме того, для удобства студентов выставлены учебные формы и модели. Школа дизайна постоянно работает над увеличением количества мастерских.

Библиотека

В библиотеке Школы дизайна у всех студентов есть открытый доступ к необходимой учебной литературе, знаковым книгам и новейшим периодическим изданиям и журналам о дизайне, искусстве, моде и медиа-индустрии.

Препресс и цифровая печать

Учебная лаборатория HSE PrepressLab ведет полный цикл работ по допечатной подготовке. Сотрудники лаборатории — профессионалы с многолетним опытом работы в книжном и журнальном производстве. Лаборатория работает в открытом режиме для консультаций всех студентов. Лаборатория позволяет печатать изображения максимального качества, включая сертифицированные цветопробы для типографий c возможностью контроля нюансов цветопередачи на специальном просмотровом оборудовании. Также в студии можно калибровать печатное и проекционное оборудования и экраны персональных ноутбуков.

Лаборатория плаката

В Школе дизайна открыта Лаборатория плаката, где студенты бакалавриата и магистратуры могут работать с плакатным форматом под кураторством графического дизайнера, одного из главных российских плакатистов Юрия Гулитова. Обучение построено на проектном подходе — студенты взаимодействуют с ведущими московскими культурными институциями и делают не оторванные от жизни афиши, а плакаты для реальных проектов. Работа по реальным брифам позволяет студентам участвовать в подготовке масштабных культурных событий и погружаться в профессиональную индустрию.

О Высшей школе экономики

35 000
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
234
программы высшего образования