HSE ART MA

Профиль «Авторское кино»

Студенты магистерского профиля «Авторское кино» становятся профессиональными кинематографистами — авторами, совмещающими компетенции режиссера и сценариста. Выпускники программы смогут работать над собственными кинопроектами, а также входить в творческие группы, занимающиеся масштабными проектами в сфере массового кино.

День открытых дверей

Александр Зельдович — кинорежиссёр, сценарист, актер, участник международных кинофестивалей, работы удостоены престижных кинопремий («Белый слон», «Ника», Фестиваль фантастического кино (Фантаспоа) и др.).

Ключевые курсы профиля

Кинодраматургия

Студенты изучают основы драматургии и сценарного мастерства, решают такие профессиональные задачи, как создание персонажей, разработка их мотиваций, прояснение конфликта, построение сюжета и написание диалогов. Пройдя весь путь от создания идеи фильма до детальной проработки готового к производству сценария, студенты вырабатывают индивидуальный почерк, собственную оригинальную манеру работы с текстовым материалом, а также учатся анализировать кинематографический контекст, в который будет вписан будущий авторский проект. В результате обучения студенты получают навыки написания и редактирования идеи фильма, тритмента и сценария картины.

Кинорежиссура

Студенты изучают режиссерское мастерство, предполагающее комплексную работу со всеми компонентами художественного решения картины, с помощью которых формируется авторское высказывание. Начиная с переформатирования литературного сценария в режиссерский, продумывая визуальное, аудиальное и монтажное решение картины, студенты учатся понимать специфику различных жанров и форм повествования в кинематографе. Эти навыки будут необходимы режиссерам в работе как над собственными проектами, так и над решением художественных задач в рамках индустриального кино. В рамках занятий значительное внимание уделяется анализу режиссерской манеры крупнейших мастеров интеллектуального кино и выработке оригинального кинематографического языка в работе каждого из студентов. В качестве учебных проектов студенты срежиссируют сценический отрывок и два короткометражных игровых фильма.

Работа с актером

Студенты осваивают главный профессиональный навык режиссера — умение работать с актерами. На материале коротких отрывков из известных пьес и оригинальных сценариев короткометражных фильмов студенты учатся ставить и объяснять артистам задачи, совместно прорабатывать образы героев и искать точное пластическое выражение каждой эмоции. Внимание уделяется как работе с профессиональными актерами, так и встраиванию типажа в ткань кинокартины. По итогам прохождения этого курса студенты научатся подбирать исполнителей на роли, формулировать задачи для каждого из актеров, освоят различные методики работы с актером, необходимые для реализации режиссерского решения картины.

История и теория современного искусства

Студенты изучают историю и теорию искусства XX–XXI веков на материале отечественных и зарубежных художественных практик: узнают об основных направлениях и художественных течениях, о специфике отдельных медиумов и новых языков искусства, возникших в ХХ веке. Также данный курс поможет студентам составить представление о той теоретической базе, на которой основывается творческая деятельность современного художника. В фокусе внимания — такие направления мысли, как фрейдомарксизм, феминизм, постколониальная теория и другие ключевые направления теоретической мысли, оказывающие серьезное воздействие на формирование авторского высказывания в поле современной культуры. Студенты получают знания, необходимые для анализа современного художественного процесса и формирования собственного мировоззрения и авторского почерка.

История и теория кино

Студенты получают представление об эволюции кинематографа как вида искусства, об истории развития как медиума, так и художественного языка. В центре внимания — фильмы, в которых найдено яркое и неповторимое художественное решение, где чувствуется, как индивидуальный почерк автора преображает материал повествования. В ходе курса студенты анализируют работы ключевых для истории режиссеров, начиная с Ж. Мельеса и киноавангардистов и заканчивая современными экспериментальными проектами. Также блок по истории кино будет сопровождаться анализом теоретических работ каждого из периодов развития экранного искусства, среди которых будут тексты С. Эйзенштейна, Д. Вертова, Л. Кулешова, американских и европейских теоретиков и кинокритиков, авторов CahiersduCinema, структуралистов и т.д. Студенты получают ясное представление об истории кинематографа как искусства, формируют понимание того комплекса идей, который представляет собой теория кино.

Преподаватели: Н. Цикрун, М. Ратгауз.

История видеоарта

Студенты расширяют свое представление о том, чем является экранное искусство. Видеоарт тесно связан с экспериментальным кино, а потому четкое понимание закономерностей его функционирования в поле современного искусства является принципиально важным для художника, поскольку нередки случаи, когда режиссер выступает в качестве видеохудожника (П. Гринуэй, Б. Юхананов, Дж. Шнабель и др.) и наоборот (М. Барни, С. МакКуин и др.). В данном курсе акцент — на анализе художественно-технического решения ключевых произведений в истории видеоарта и изучении «генеалогии» наиболее распространенных авторских приемов. В рамках курса внимание уделяется проблематичности термина «видеоарт», границы которого могут быть поняты по-разному в зависимости от оптики исследователя, а также тому, какую трансформацию переживает видеоарт с связи с развитием цифровых технологий. По итогам прохождения курса студенты получат ясное представление об истории видеоарта, о его технологической и эстетической специфике и о тех проблемах, которые затрагиваются в работах ведущих видеохудожников.

Преподаватели: Александра Старусева-Першеева.

Курсы по выбору

Основы кураторства

Студенты знакомятся с историей кураторства, теоретической базой рофессию и с различными методологиями кураторской деятельности. В поле внимания — вопросы о соотношении ролей куратора и художника, об этике кураторства, а также практическая проблематика, связанная с организацией выставок и других проектов в сфере современного искусства. Также на занятиях рассмотривается специфика организации и функционирования такой институции, как музей современного искусства, будет осмыслена роль куратора как сотрудника музея. По итогам курса студенты получат ясное представление о специфике работы куратора и о различных стилях профессиональной деятельности в этой области, подготовят авторские концепции выставочных проектов, связанных с их творческой и исследовательской деятельностью.

Специальные технологии
Основы операторского мастерства

Студенты изучают основы профессии кинооператора, ее техническую и художественную составляющие: учатся работать с кинокамерой, различными видами оптики и техниками съемки, наиболее распространенными схемами света и композиции. В ходе курса студенты снимают небольшие отрывки по выбранной теме, на практике понимая, что входит в состав операторского решения кинофильма. Курс также включает в себя анализ картин с выразительной работой оператора-постановщика — таким образом студенты учатся выявлять те изобразительные приемы, с помощью которых создается атмосфера кадра, его динамика и содержательное наполнение. По итогам прохождения курса студенты получат навыки работы с осветительным и съемочным оборудованием и понимание эстетических возможностей различных операторских приемов.

Преподаватели: А. Ильховский, М. Кричман.

Звукорежиссура

Студентов проясняют для себя базовые принципы звукорежиссуры и узнают ключевые художественные приемы, которые режиссер может использовать в своей картине. В ходе обучения предполагается работа с современными устройствами звукозаписи и программами для обработки звука, а также анализ аудиального решения на примере картин выдающихся кинематографистов. По итогам данного курса студенты научатся работать со звукозаписывающим оборудованием, выстраивать аудиальную составляющую своих картин, понимать значение музыки и шумов в формировании эмоционального строя работы.

Преподаватель: А. Балабан.

Режиссура монтажа

Курс посвящен одной из важнейших составляющих работы автора над фильмом — монтажу, организации экранного повествования. Студенты получают как практические навыки работы в современных монтажных программах, так и концептуальное понимание выразительных возможностей различных типов монтажа и монтажных приемов. Структурирование аудиовизуального материала и выстраивание повествования через цепочку кадров — принципиально важный навык кинематографиста, его «монтажное мышление», которое необходимо на всех этапах работы над картиной — от режиссерского сценария до постпродакшна. По итогам прохождения курса студенты получают базовые навыки работы в монтажных программах Adobe, осваивают различные приемы монтажа и учатся «мыслить монтажно».

Преподаватель: Кирилл Преображенский.

Навыки академического общения

Студенты получают навыки письменной и устной академической коммуникации. Основная задача курса — формирование у студентов основных понятий:

  • о структуре различных типов эссе (организация текста, разделение на параграфы, дискутирование, аргументация, логика изложения, главная мысль и вспомогательные идеи, когерентность, когезия, цитирование, понятие плагиата, библиография);
  • о стиле (академический, пассивные конструкции);
  • о грамматике и пунктуации;
  • о плагиате;
  • о правилах составления библиографии в соответствии с международными требованиями;
  • о требованиях к публикациям в международных научных журналах и выступлениям на международных конференциях.

Студенты получат навыки написания различных типов эссе, аннотаций, конспектов и научных статей для опубликования в зарубежных научных журналах, а также подготовки академических презентаций, что будет способствовать совершенствованию навыков профессиональной коммуникации, позволяющих вести научные исследования и выступать на международных конференциях.

Преподаватель: Елена Великая.

Фотография

Фотография как медиум современного искусства обладает широким спектром выразительных возможностей, которые студенты смогут раскрыть, работая над концептуальными проектами, изучая специфику различных жанров фотографии, создавая серии работ, фотокниги и мультимедийные проекты. Студенты познакомятся с различными техниками фотографии и их особенностями, освоят навыки работы с фотокамерой и световым оборудованием, а также получат базовое представление о цветокоррекции и цифровой обработке фотографий. По итогам прохождения курса студенты научатся использовать медиум фотографии для решения художественных и исследовательских задач.

Преподаватель: В. Ефимов.

Основы продюсирования кино

Студенты познакомятся с основами профессиональной деятельности продюсера: планирование бюджета, подготовка пакета документов для производства картины, постпродакшн, работа на кинорынке и др. В фокусе внимания — специфика продюсирования независимого кино, особенности реализации авторских проектов и их продвижение. По итогам курса студенты получат представление о способе функционирования кинорынков, о роли продюсера в работе над картиной и о методах продвижения авторского кино.

Преподаватель: А. Васильев.

О программе

2 года
очная форма обучения
25 коммерческих мест
RUS обучение на русском языке

О программе

Контакты

  • 109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
  • +7 (495) 621 87 11
  • design@hse.ru
Руководитель
Сахно Ирина Михайловна
Координатор
Бажанов Леонид Александрович

Вступительные испытания

Отбор на магистерскую программу происходит по итогам конкурса портфолио и собеседования.

Портфолио

Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он/она решал(а) за последние 3 года;
— мотивационное письмо, в отором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.

Собеседование

Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его/ее готовности к обучению на программе, в том числе объема и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства (от палеолита до начала XX века) и владения специальной терминологией.

НОВОСТИ

13 февраля прошел artist talk с известным российским художником, руководителем профиля «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Владимиром Дубосарским.
До 24 февраля в HSE ART Gallery проходит выставка «ПОЛНОЧЬ» группировки ЗИП. Специально для выставки в галерее были созданы инсталляция и проектный зал, работу над которым художники вели совместно со студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ. Также, на выставке представлены работы из ранней серии группировки ЗИП , которые впервые показаны в Москве.
Для студентов всех направлений открыт прием заявок на участие в масштабной выставке, которая откроется в HSE ART Gallery в марте. Куратором проекта выступит Катя Бочавар —художница, куратор, архитектор выставочных пространств, директор Галереи на Солянке, куратор проекта ГРАУНД, работавшая с Венецианской биеннале, Манежем и Архстоянием.
Выставка прошла в формате серии перформансов и сеансов коллективных практик, исследующих новую «ритуальность» выставочного пространства и процессы опосредования искусством социальных отношений.
13 декабря в 15:00 состоится открытый просмотр работ студентов курса художника, теоретика, одного из наиболее ярких представителей московского концептуализма Юрия Альберта

Ресурсы

Цифровые технологии

Школа дизайна придерживается проектного подхода к образованию. С первого занятия студент приступает к проектированию собственного оригинального проекта под руководством куратора группы. Одна из ключевых учебных дисциплин — технологии дизайна, где студенты получают основной инструментарий, необходимый для комплексной работы над любым проектом: пакет программ для графического дизайна, софт для создания анимации, 3D-моделей, моушн-дизайна и продуктов для интернета. В Школе дизайна оборудованы 25 компьютерных классов и 20 учебных кластеров — всего более 500 компьютеров Mac и PC с лицензионным программным обеспечением.

Арт-практика

Для поступления в Школу дизайна необязательны художественные навыки, однако каждому дизайнеру необходимо в них практиковаться. Дисциплина «Арт-практика» призвана развивать навыки владения современными художественными техниками для расширения творческого диапазона студентов. В зависимости от выбранного профиля студенты занимаются арт-практикой в различных форматах: изучают основы рисунка, иллюстрации и живописи, скетчинг и фотоскетчинг, рисуют комиксы, пишут картины маслом и акрилом, создают арт-объекты и инсталляции.

История искусства и дизайна

Учебная дисциплина «История и теория искусства и дизайна» включает лекционные курсы по истории изобразительного искусства, архитектуры, дизайна, фотографии, кинематографа, театра и др. Курсы, которые читаются рамках этой дисциплины, обязательны для всех студентов бакалавриата и магистратуры, причем каждый профиль получает уникальную конфигурацию лекционных блоков, которые необходимы для глубокого погружения в свою специальность (на профиле «Фотография» дается история и теория фотографии, на профиле «Коммуникационный дизайн» читается годовой курс графического дизайна и т.д.). Кроме того, мы регулярно устраиваем открытые лекции, где в качестве спикеров выступают признанные дизайнеры, художники, теоретики искусства, профессионалы в области моды. Эти мероприятия посещают не только студенты Школы дизайна — мы всегда рады видеть на них наших абитуриентов, а также профессиональных дизайнеров и ценителей современного искусства.

Вариативные дисциплины

Студенты Школы дизайна могут попробовать себя во всех направлениях профессии, которые им интересны, поэтому наряду с основной образовательной программой Школа дизайна предоставляет студентам возможность выбрать из пула вариативов, который расширяется каждый год. Благодаря посещению вариативов студенты максимально расширяют объем своих знаний и компетенций, а также получают более глубокое представление о всех возможных карьерных траекториях.

Майноры

Майнор — одна из уникальных образовательных возможностей, которую предоставляет НИУ ВШЭ как ведущий российский университет. Майнор — это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки. Каждый бакалавр Школы дизайна должен на втором и третьем курсах выбрать из общеуниверситетского пула интересующий его майнор, не связанный напрямую с дизайном или современным искусством: например, «Интеллектуальный анализ данных», «Медиа и массовые коммуникации», «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стартап с нуля: практика создания собственного бизнеса», «Урбанистика», «Юриспруденция», «История философии», «Навыки XXI века: 4 „К“ ( Коммуникация. Креативность. Критическое мышление. Командная работа)», «История литературы: от классики до постмодерна», «Международные отношения», «Психология», «Антропология» — всего более 50 различных майноров. Такой формат позволяет расширить образовательную траекторию студентов и дает возможность попробовать себя в разных областях знаний.

Лаборатория дизайна

Дизайн-бюро при Школе дизайна, где талантливые старшекурсники работают в связке с опытными арт-директорами. На счету лаборатории комплексные коммерческие проекты в областях брендинга, книгоиздания, анимации, музейного проектирования, цифрового дизайна. Благодаря гармоничному сочетанию аналитического подхода, глубоких знаний, практической компетентности и постоянному изучению самых современных подходов и инструментов дизайна, Лаборатория успешно работает как с крупными заказчиками, так и с молодыми стартапами.

HSE ART GALLERY

Проект Школы Дизайна НИУ ВШЭ, выставочное пространство, территория экспериментов, открытая в 2018 году, которая призвана стать платформой для совместной работы студентов и профессионалов современного искусства. Задача новой площадки — дать голос новому поколению художников и собрать в одном месте успешные культурные институции, известных художников и кураторов, студентов, только ищущих свой путь, и искушенных зрителей.

Профессиональные фотостудии

В Школе дизайна работают две фотостудии, которые позволяют обеспечить не только занятия для студентов профилей «Фотография в моде и рекламе» и «Фотография и мультимедиа»: любой студент, которому для проекта нужна фотосъёмка, может записаться и получиться не только современное фотооборудование, но и профессиональную помощь от сотрудников студии. Студии подходят для всех видов съемок: портретных, предметных, fashion-съемок и съемок арт-проектов.

Fashion-мастерские

Для реализации творческих идей в школе работает 4 проектные мастерские по изготовлению и конструированию одежды, оснащённые новейшим оборудованием. В распоряжении студентов — швейные бытовые и производственные машинки, оверлоки, коверлоки производства, утюжильное и влажно-тепловое оборудование (утюги, отпариватели, утюжильные столы). Для разработки сложных форм и конструкций используются мягкие манекены, а в аудиториях установлены раскройные столы и зеркала, стеллажи для хранения работ, кронштейны и другие материалы, необходимые для эффективной работы студентов.

Шелкографская мастерская

В шелкографской мастерской студенты под руководством профессиональных печатников проходят весь этап технологии печати от подготовки изображения и печати на разных типах носителей до сушки получившихся объектов, а также получают знания о методах печати, хранения, оформления и презентации графических работ. Применение шелкографской печати в работе позволяет дизайнеру значительно расширить диапазон своих профессиональных приемов и навыков, найти новую сферу для самовыражения.

Ювелирная мастерская

Бакалаврский профиль «Ювелирное искусство и предметный дизайн в моде» открыт только с 2018 года, однако любой студент Школы дизайна может попробовать себя в ювелирном деле, выбрав себе соответствующий вариатив. В ювелирной мастерской студенты осваивают как древнейшие технологии, так и самые передовые. Это литье в простые формы, лепка, 3D-проектирование, вакуумное литье, электрохимическая обработка металлов, вакуумное напыление титана и др.

Мастерская фарфора

В мастерской фарфора каждый студент может на практике увидеть, как происходит процесс литья, а также попробовать себя в качестве фарфориста под руководством опытного мастера или самостоятельно поработать с готовыми формами. В мастерской есть возможность для работы с полным циклом изготовления фарфорового изделия — от лепки модели из скульптурного пластилина до заливки фарфора, обжига и росписи. Мастерская оснащена печью, сушильными шкафами, гипсомодельными станками, а также красками, глазурью, пигментами. Кроме того, для удобства студентов выставлены учебные формы и модели. Школа дизайна постоянно работает над увеличением количества мастерских.

Библиотека

В библиотеке Школы дизайна у всех студентов есть открытый доступ к необходимой учебной литературе, знаковым книгам и новейшим периодическим изданиям и журналам о дизайне, искусстве, моде и медиа-индустрии.

Препресс и цифровая печать

Учебная лаборатория HSE PrepressLab ведет полный цикл работ по допечатной подготовке. Сотрудники лаборатории — профессионалы с многолетним опытом работы в книжном и журнальном производстве. Лаборатория работает в открытом режиме для консультаций всех студентов. Лаборатория позволяет печатать изображения максимального качества, включая сертифицированные цветопробы для типографий c возможностью контроля нюансов цветопередачи на специальном просмотровом оборудовании. Также в студии можно калибровать печатное и проекционное оборудования и экраны персональных ноутбуков.

Лаборатория плаката

В Школе дизайна открыта Лаборатория плаката, где студенты бакалавриата и магистратуры могут работать с плакатным форматом под кураторством графического дизайнера, одного из главных российских плакатистов Юрия Гулитова. Обучение построено на проектном подходе — студенты взаимодействуют с ведущими московскими культурными институциями и делают не оторванные от жизни афиши, а плакаты для реальных проектов. Работа по реальным брифам позволяет студентам участвовать в подготовке масштабных культурных событий и погружаться в профессиональную индустрию.

О Высшей школе экономики

35 000
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
234
программы высшего образования