HSE ART MA

Профиль «Современная живопись»

Студенты магистерского профиля «Современная живопись» становятся профессиональными художниками, работающими в разных жанрах и форматах современной живописи.

17 апреля День открытых дверей

Владимир Дубосарский — российский художник, с 1994 года выступает в арт-дуэте с Александром Виноградовым, работы размещены в музеях по всему миру: Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Москва), Новый музей (Санкт-Петербург), Центр Жорда Помпиду (Париж), Музей Современного искусства (Авиньон), Московский музей соврменного искусства и в других собраниях.

Ключевые курсы профиля

Технологии современной живописи

Студенты изучают различные технологии современной живописи. Под руководством мастера они создают проекты, применяя различные концептуальные подходы к своей практике, осмысляя место живописи как медиума в контексте истории искусства и современного художественного процесса, а также работают над формированием индивидуальной авторской манеры.

История и теория современного искусства

Студенты изучают историю и теорию искусства XX–XXI веков на материале отечественных и зарубежных художественных практик: узнают об основных направлениях и художественных течениях, о специфике отдельных медиумов и новых языков искусства, возникших в ХХ веке. Также данный курс поможет студентам составить представление о той теоретической базе, на которой основывается творческая деятельность современного художника. В фокусе внимания — такие направления мысли, как фрейдомарксизм, феминизм, постколониальная теория и другие ключевые направления теоретической мысли, оказывающие серьезное воздействие на формирование авторского высказывания в поле современной культуры. Студенты получают знания, необходимые для анализа современного художественного процесса и формирования собственного мировоззрения и авторского почерка.

Философия и современное искусство

Студенты изучают различные философские течения XX—XXIвв. в их отношении к практикам современного искусства и исследовательской деятельности художника. Курс обусловлен, с одной стороны, концепциями философской эстетики, предметом которых является искусство XX—XXIвв., а с другой, — теориями, возникшими на стыке художественной практики и критики в русле тенденции «искусство после философии». Концептуальные точки опоры — психоанализ, герменевтика, феноменология, аналитическая эстетика, неопрагматизм, структурализм и постструктурализм, современная критическая теория, а также отдельные новейшие философские теории. По итогам прохождения курса студенты получат ясное представление о философии искусства XX–XXI вв. и о ключевых концепциях, влияющих на современный художественный процесс, что способствует формированию мировоззрения художника.

Визуальный нарратив в живописи и литературе

Визуальные исследования как новая исследовательская парадигма и интегративная учебная дисциплина отражает процессы освоения различных форм визуального в современной культуре. В рамках данного курса магистрам будет предложена авторская концепция анализа визуального нарратива от исторических контекстов до современных художественных практик.

Тематические блоки курса:

  • изовербальный текст как синтетический текст культуры;
  • визуальное в вербальном;
  • поэтика экфрасиса;
  • фигурные стихотворения (Vers Figures, Carmina Figurata) как «стихи для глаза»: подходы к определению;
  • происхождение фигурных стихов: краткая история;
  • визуальная риторика в эпоху античности и раннего средневековья;
  • визуальные артефакты русского авангарда; современная визуальная поэзия
  • медиапоэзия и современное искусство: границы жанра;
  • книжная иллюстрация и Livred’artiste;
  • эмблема как визуальная метафора барокко;
  • риторические фигуры и визуальные тропы как транссемиотические зоны перекрестка двух языков (словесного и изобразительного);
  • нарративный комментарий Н. Ретифа де ла Бретонна к графическому визуальному тексту в книжной иллюстрации Ж.-М. Моро;
  • книга стихов «Поцелуи» как факт содружества поэта Клод Жозеф Дора и художника Шарля Доминика Жозефа Эйзена;
  • Livred’artiste как гибридный текст культуры; скандальный поэтический сборник Шарля Бодлера «Цветы зла» («LesFleursduMal»);
  • иллюстрации художников символистского толка: Эмиль Бернар, Одилон Редон, Карлос Швабе, Фелисьен Ропс, Огюст Роден, Арман Рассанфосс и др.;
  • современная Книга художника: бук-арт, софтбук, альтер-бук и тревел-бук;
  • Bookcarving — формы работы с книжной скульптурой;
  • книга как арт-объект в современном искусстве;
  • иконография слова в визуальных проектах русского концептуализма (В. Пивоваров, И. Кабаков, Э. Булатов, Д. Пригов и др.).


Курс разбит на три исследовательских блока (медиапоэзия, книга художника, концептуальные проекты), каждый из которых будет сопровождаться практическими заданиями.

По итогам прохождения данного курса студенты получат ясное представление о формах взаимодействия текста и изображения в поле современного искусства и учатся самостоятельно применять некоторые из стратегий создания визуального нарратива.

Курсы по выбору

Основы кураторства

Студенты знакомятся с историей кураторства, теоретической базой профессии и с различными методологиями кураторской деятельности. В поле внимания — вопросы о соотношении ролей куратора и художника, об этике кураторства, а также практическая проблематика, связанная с организацией выставок и других проектов в сфере современного искусства. Также на занятиях рассмотривается специфика организации и функционирования такой институции, как музей современного искусства, будет осмыслена роль куратора как сотрудника музея. По итогам курса студенты получат ясное представление о специфике работы куратора и о различных стилях профессиональной деятельности в этой области, подготовят авторские концепции выставочных проектов, связанных с их творческой и исследовательской деятельностью.

Современный арт-рынок

Студенты получают представление об истории возникновения и развития основных сегментов мирового художественного рынка и схемах их функционирования. В фокусе внимания — аукционы, галереи, ярмарки, фонды и трасты, международные электронные базы данных и другие аспекты. Также студенты разбирают специальные технические вопросы: страхование, хранение и транспортно-логистическое обеспечение, PR, базовые юридические аспекты художественного рынка и др. По итогам прохождения курса студенты получат ясное представление о функционировании современного арт-рынка и о той роли, которую галереи играют в современном мире искусства.

Арт-критика
Фотография

Фотография как медиум современного искусства обладает широким спектром выразительных возможностей, которые студенты смогут раскрыть, работая над концептуальными проектами, изучая специфику различных жанров фотографии, создавая серии работ, фотокниги и мультимедийные проекты. Студенты познакомятся с различными техниками фотографии и их особенностями, освоят навыки работы с фотокамерой и световым оборудованием, а также получат базовое представление о цветокоррекции и цифровой обработке фотографий. По итогам прохождения курса студенты научатся использовать медиум фотографии для решения художественных и исследовательских задач.

Преподаватель: В. Ефимов.

О программе

2 года
очная форма обучения
25 коммерческих мест
300 000 руб
RUS обучение на русском языке

О программе

Контакты

  • 109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
  • +7 (495) 621 87 11
  • design@hse.ru
Координатор
Бажанов Леонид Александрович
Руководитель
Сахно Ирина Михайловна

Вступительные испытания

Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования.

Портфолио

Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он/она решал(а) за последние 3 года;
— мотивационное письмо, в отором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.

Собеседование

Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его/ее готовности к обучению на программе, в том числе объема и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства (от палеолита до начала XX века) и владения специальной терминологией.

НОВОСТИ

13 февраля прошел artist talk с известным российским художником, руководителем профиля «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Владимиром Дубосарским.
Мы взяли интервью у куратора нового магистерского профиля «Современная живопись» художника Владимира Дубосарского. Он рассказал о том, в чем идея нового профиля, об отличиях магистратуры в Школе дизайна от аналогичных программ в других вузах, а также о том, почему живопись всегда будет актуальна.
Для студентов всех направлений открыт прием заявок на участие в масштабной выставке, которая откроется в HSE ART Gallery в марте. Куратором проекта выступит Катя Бочавар —художница, куратор, архитектор выставочных пространств, директор Галереи на Солянке, куратор проекта ГРАУНД, работавшая с Венецианской биеннале, Манежем и Архстоянием.
27 февраля в Музее современного искусства PERMM открывается выставка «Николай Касаткин. Двойная перспектива» под кураторством преподавателя Школы дизайна Арсения Сергеева.
27 февраля в 19:00 пройдет открытая лекция Андрея Волкова PRO/ВИДЕНИЕ, посвященная современной беспредметной живописи.

Ресурсы

Цифровые технологии

Школа дизайна придерживается проектного подхода к образованию. С первого занятия студент приступает к проектированию собственного оригинального проекта под руководством куратора группы. Одна из ключевых учебных дисциплин — технологии дизайна, где студенты получают основной инструментарий, необходимый для комплексной работы над любым проектом: пакет программ для графического дизайна, софт для создания анимации, 3D-моделей, моушн-дизайна и продуктов для интернета. В Школе дизайна оборудованы 25 компьютерных классов и 20 учебных кластеров — всего более 500 компьютеров Mac и PC с лицензионным программным обеспечением.

Арт-практика

Для поступления в Школу дизайна необязательны художественные навыки, однако каждому дизайнеру необходимо в них практиковаться. Дисциплина «Арт-практика» призвана развивать навыки владения современными художественными техниками для расширения творческого диапазона студентов. В зависимости от выбранного профиля студенты занимаются арт-практикой в различных форматах: изучают основы рисунка, иллюстрации и живописи, скетчинг и фотоскетчинг, рисуют комиксы, пишут картины маслом и акрилом, создают арт-объекты и инсталляции.

История искусства и дизайна

Учебная дисциплина «История и теория искусства и дизайна» включает лекционные курсы по истории изобразительного искусства, архитектуры, дизайна, фотографии, кинематографа, театра и др. Курсы, которые читаются рамках этой дисциплины, обязательны для всех студентов бакалавриата и магистратуры, причем каждый профиль получает уникальную конфигурацию лекционных блоков, которые необходимы для глубокого погружения в свою специальность (на профиле «Фотография» дается история и теория фотографии, на профиле «Коммуникационный дизайн» читается годовой курс графического дизайна и т.д.). Кроме того, мы регулярно устраиваем открытые лекции, где в качестве спикеров выступают признанные дизайнеры, художники, теоретики искусства, профессионалы в области моды. Эти мероприятия посещают не только студенты Школы дизайна — мы всегда рады видеть на них наших абитуриентов, а также профессиональных дизайнеров и ценителей современного искусства.

Вариативные дисциплины

Студенты Школы дизайна могут попробовать себя во всех направлениях профессии, которые им интересны, поэтому наряду с основной образовательной программой Школа дизайна предоставляет студентам возможность выбрать из пула вариативов, который расширяется каждый год. Благодаря посещению вариативов студенты максимально расширяют объем своих знаний и компетенций, а также получают более глубокое представление о всех возможных карьерных траекториях.

Майноры

Майнор — одна из уникальных образовательных возможностей, которую предоставляет НИУ ВШЭ как ведущий российский университет. Майнор — это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки. Каждый бакалавр Школы дизайна должен на втором и третьем курсах выбрать из общеуниверситетского пула интересующий его майнор, не связанный напрямую с дизайном или современным искусством: например, «Интеллектуальный анализ данных», «Медиа и массовые коммуникации», «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стартап с нуля: практика создания собственного бизнеса», «Урбанистика», «Юриспруденция», «История философии», «Навыки XXI века: 4 „К“ ( Коммуникация. Креативность. Критическое мышление. Командная работа)», «История литературы: от классики до постмодерна», «Международные отношения», «Психология», «Антропология» — всего более 50 различных майноров. Такой формат позволяет расширить образовательную траекторию студентов и дает возможность попробовать себя в разных областях знаний.

Лаборатория дизайна

Дизайн-бюро при Школе дизайна, где талантливые старшекурсники работают в связке с опытными арт-директорами. На счету лаборатории комплексные коммерческие проекты в областях брендинга, книгоиздания, анимации, музейного проектирования, цифрового дизайна. Благодаря гармоничному сочетанию аналитического подхода, глубоких знаний, практической компетентности и постоянному изучению самых современных подходов и инструментов дизайна, Лаборатория успешно работает как с крупными заказчиками, так и с молодыми стартапами.

HSE ART GALLERY

Проект Школы Дизайна НИУ ВШЭ, выставочное пространство, территория экспериментов, открытая в 2018 году, которая призвана стать платформой для совместной работы студентов и профессионалов современного искусства. Задача новой площадки — дать голос новому поколению художников и собрать в одном месте успешные культурные институции, известных художников и кураторов, студентов, только ищущих свой путь, и искушенных зрителей.

Профессиональные фотостудии

В Школе дизайна работают две фотостудии, которые позволяют обеспечить не только занятия для студентов профилей «Фотография в моде и рекламе» и «Фотография и мультимедиа»: любой студент, которому для проекта нужна фотосъёмка, может записаться и получиться не только современное фотооборудование, но и профессиональную помощь от сотрудников студии. Студии подходят для всех видов съемок: портретных, предметных, fashion-съемок и съемок арт-проектов.

Fashion-мастерские

Для реализации творческих идей в школе работает 4 проектные мастерские по изготовлению и конструированию одежды, оснащённые новейшим оборудованием. В распоряжении студентов — швейные бытовые и производственные машинки, оверлоки, коверлоки производства, утюжильное и влажно-тепловое оборудование (утюги, отпариватели, утюжильные столы). Для разработки сложных форм и конструкций используются мягкие манекены, а в аудиториях установлены раскройные столы и зеркала, стеллажи для хранения работ, кронштейны и другие материалы, необходимые для эффективной работы студентов.

Шелкографская мастерская

В шелкографской мастерской студенты под руководством профессиональных печатников проходят весь этап технологии печати от подготовки изображения и печати на разных типах носителей до сушки получившихся объектов, а также получают знания о методах печати, хранения, оформления и презентации графических работ. Применение шелкографской печати в работе позволяет дизайнеру значительно расширить диапазон своих профессиональных приемов и навыков, найти новую сферу для самовыражения.

Ювелирная мастерская

Бакалаврский профиль «Ювелирное искусство и предметный дизайн в моде» открыт только с 2018 года, однако любой студент Школы дизайна может попробовать себя в ювелирном деле, выбрав себе соответствующий вариатив. В ювелирной мастерской студенты осваивают как древнейшие технологии, так и самые передовые. Это литье в простые формы, лепка, 3D-проектирование, вакуумное литье, электрохимическая обработка металлов, вакуумное напыление титана и др.

Мастерская фарфора

В мастерской фарфора каждый студент может на практике увидеть, как происходит процесс литья, а также попробовать себя в качестве фарфориста под руководством опытного мастера или самостоятельно поработать с готовыми формами. В мастерской есть возможность для работы с полным циклом изготовления фарфорового изделия — от лепки модели из скульптурного пластилина до заливки фарфора, обжига и росписи. Мастерская оснащена печью, сушильными шкафами, гипсомодельными станками, а также красками, глазурью, пигментами. Кроме того, для удобства студентов выставлены учебные формы и модели. Школа дизайна постоянно работает над увеличением количества мастерских.

Библиотека

В библиотеке Школы дизайна у всех студентов есть открытый доступ к необходимой учебной литературе, знаковым книгам и новейшим периодическим изданиям и журналам о дизайне, искусстве, моде и медиа-индустрии.

Видео Лекторий

На базе Школы дизайна работает открытый лекторий. Посетить лекции могут все желающие, предварительно зарегистрировавшись на timepad. Новости о будущих лекциях можно получать подписавшись на email рассылку Школы. Следить за публикациями видео с избранных лекций можно на Youtube-канале Школы.

Лаборатория плаката

В Школе дизайна открыта Лаборатория плаката, где студенты бакалавриата и магистратуры могут работать с плакатным форматом под кураторством графического дизайнера, одного из главных российских плакатистов Юрия Гулитова. Обучение построено на проектном подходе — студенты взаимодействуют с ведущими московскими культурными институциями и делают не оторванные от жизни афиши, а плакаты для реальных проектов.

Препресс и цифровая печать

Учебная лаборатория HSE PrepressLab ведет полный цикл работ по допечатной подготовке. Сотрудники лаборатории — профессионалы с многолетним опытом работы в книжном и журнальном производстве. Лаборатория работает в открытом режиме для консультаций всех студентов. Лаборатория позволяет печатать изображения максимального качества, включая сертифицированные цветопробы для типографий c возможностью контроля нюансов цветопередачи на специальном просмотровом оборудовании. Также в студии можно калибровать печатное и проекционное оборудования и экраны персональных ноутбуков.

О Высшей школе экономики

35 000
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
234
программы высшего образования