Публичный лекторий программы «Современное искусство» — это дни открытых дверей для абитуриентов программы, совмещенные с открытыми встречами с ключевыми фигурами российской и зарубежной художественной сцены — художниками, кураторами, исследователями, критиками, теоретиками искусства, директорами музеев, галеристами и др. В ходе публичных лекций слушатели смогут задать все вопросы, касающиеся подробностей поступления и обучения на программе «Современное искусство» НИУ ВШЭ, а параллельно узнают об особенностях работы в сфере современного искусства от представителей профессионального арт-сообщества.

День открытых дверей
19 мая, 13:00
Малая Пионерская ул., 12
Регистрация

Мы ждем как абитуриентов с художественной подготовкой, так и тех, кто заинтересовался искусством недавно и только ищет собственную траекторию профессионального развития, а также тех, кто не планирует заниматься художественными практиками, а собирается строить карьеру в качестве теоретика искусства.
Приходите — и вы сможете узнать все подробности о правилах поступления на программу и особенностях обучения. Напоминаем, что подача документов для поступления на программу начинается уже 20 июня!

День открытых дверей
21 апреля, 13:00

Регистрация

Мы ждем как абитуриентов с художественной подготовкой, так и тех, кто заинтересовался искусством недавно и только ищет собственную траекторию профессионального развития, а также тех, кто не планирует заниматься художественными практиками, а собирается строить карьеру в качестве теоретика искусства.
Гости мероприятия смогут узнать все подробности новой программы НИУ ВШЭ и пообщаться с академическим руководителем — арт-критиком, куратором, историком искусства, основателем Государственного центра современного искусства Леонидом Бажановым.


«Современное искусство. Опыт преподавания»
Открытая встреча Леонида Бажанова и Андрея Сарабьянова
13 апреля, 18:00
ГМИИ им. А.С.Пушкина
Регистрация

В рамках открытой беседы Леонид Бажанов и Андрей Сарабьянов обсудят важнейшие тенденции в области арт-образования в России, а также затронут следующие вопросы: как преподавать историю искусства и современное искусство? как должен представлять современное и актуальное искусство музей XXI века? когда сформировался категориальный аппарат, благодаря которому мы сейчас можем говорить об актуальном искусстве? какими компетенциями должны обладать современные специалисты в области музейного дела, кураторы, искусствоведы и художники? 

Леонид Бажанов, академический руководитель программы «Современное искусство» в НИУ ВШЭ, арт-критик, куратор, историк искусства, основатель Государственного центра современного искусства, автор статей, посвященных теории и практике современного искусства

Андрей Сарабьянов, искусствовед, исследователь русского авангарда, издатель, куратор. Директор литературно-художественного агентства и издательства RA («Русский авангард»). Автор многочисленных статей и монографий. Автор сценария и ведущий документального фильма «Улица Малевича»


Открытая лекция Лейни Бертон The New Death Mask
10 апреля, 19:00
М. Пионерская, 12
Регистрация

В сферу научных интересов Лейни Бертон входят телесность, биоарт и дизайн, теория моды, перформанс, отношения тела и пространства. 
В связи с растущей популярностью биоарта и дизайна, возникает ряд вопросов, имеющих особое значение для художников и дизайнеров, работающих с живой материей. Лейни расскажет о том, как с появлением новых технологий обработки изображений, многомерных 3D-принтеров и генеративных компьютерных алгоритмов происходит изменение культурной сущности субъекта. 
Лейни Бертон рассмотрит применение современных технологий на примере трансформации функции посмертной маски: от точного копирования человеческого портрета – попытки сохранить живой образ до максимальной символичности образов.

Лейни Бертон — художница, преподаватель Колледжа искусств в Квинсленде (Австралия)

Artist-talk с художником и создателем армянского поп-арта Арманом Григоряном
5 апреля, 19:00
М. Пионерская ул, 12 


Арман Григорян расскажет о том, как в современном мире строится работа художника и куратора, а также покажет основные работы за последние тридцать лет своей художественной практики. Artist-talk состоится в рамках образовательной программы групповой выставки «EXTENSION.AM: Географический опыт» (галерея «Триумф»). 

Арман Григорян — художник, основоположник авангардистского движения 80-х годов в Армении, создатель армянского поп-арта, основатель художественной группы молодых армянских авангардистов «Третий Этаж», куратор павильона Армении на 55–ой Венецианской биеннале.  



Открытая лекция Кати Бочавар и Алексея Трегубова «Архитектура и дизайн выставочных проектов»
14 марта, 19:00
Регистрация

Художники поделятся своим опытом работы с выставочными пространствами, расскажут о том, как профессия художник театра помогает в осмыслении и создании экспозиционного дизайна, обсудят задачи, которые решает архитектор выставочного пространства, и расскажут, какие навыки нужны дизайнеру выставок.

Катя Бочавар, российская художница, скульптор, дизайнер выставочных пространств, куратор художественных выставок и автор перформансов, специализируется на site-specific инсталляциях.

Алексей Трегубов, главный художник театра «Школа современной пьесы», автор концепции оформления фойе к 90-летию Театра имени Вл. Маяковского, создатель инсталляции «Режиссеры» для оформления фойе «Гоголь-центра», автор художественного решения экспозиции, посвященной 50-летию разгрома «Манежной выставки» Н. С. Хрущевым, «Те же в Манеже».

Открытая дискуссия с Алисой Керн и Ириной Петраковой
1 марта, 19:00
Регистрация

1 марта пройдет встреча с художницами Алисой Керн и Ириной Петраковой, модератором которой выступит Сергей Гуськов. Сфера художественного образования за последние десятилетия сильно изменилась. Параллельно старым академическим вузам выросло несколько новых учебных заведений и курсов, включая бакалаврскую программу «Современное искусство» в НИУ ВШЭ. Что дает такое художественное образование? Как оно устроено? Чего не хватает отечественным арт-школам, а что в них лишнее? Как обучение в них влияет на интеграцию в художественную среду и арт-систему? О своем опыте расскажут Алиса Керн и Ирина Петракова.

Алиса Керн – выпускница ИПСИ, участница обменной программы Goldsmiths, University of London, резидент Зальцбургской академии художеств.

Ирина Петракова – выпускница Художественно-графическогофакультета Новосибирского государственного педагогического университета, ИПСИ и Института БАЗА.

Модератор — Сергей Гуськов, журналист, арт-критик, редактор в журнале «Диалог искусств».

Public talk с Павлом Пепперштейном
15 февраля, 19:30 
Регистрация


Павел Пепперштейн расскажет о своих недавних выставочных и литературных проектах, а также о том, как ему удается совмещать визуальную и литературную практики. Гости смогут задать все интересующие вопросы.

Павел Пепперштейн — российский художник, автор объектов, инсталляций, перформансов, литератор, критик, теоретик современной культуры и искусства, участник многочисленных отечественных и зарубежных выставок.

Открытая лекция Виктора Мизиано
«Куратор: попытка определения»
19 февраля, 19:00
Регистрация


Виктор Мизиано расскажет о внутренних причинах появления профессии «куратор». Востребованность этой фигуры — результат масштабных и глубоких трансформаций современных производства и искусства. Промышленное производство сменилось экономикой знания, а в искусстве создание станковых произведений уступило концептуальным процедурам и перформативным жестам, произведение утратило свою самодостаточность и статичность и стало зависимо от выставочной ситуации, от тематического и коллективного контекста. Координировать это, определять и направлять как раз и был призван куратор. Таким образом, куратор в отличие от арт-менеджера, экпозиционера и коллекционера пребывает не столько после создания произведения, сколько до него. Он не столько оценивает искусство и назначает ему цену, сколько призывает его к жизни.

Виктор Мизиано — теоретик современного искусства, куратор, основатель и главный редактор издания «Художественный журнал», выступал в качестве куратора русского павильона и павильона Центральной Азии на Венецианской биеннале, а также реализовал множество проектов в поле современного искусства.


Презентация программы «Современное искусство» в Новой Третьяковке
26 января, 19:00
Зельфира Трегулова, Леонид Бажанов, Арсений Мещеряков, Дарья Пыркина, Егор Кошелев
Дискуссия о перспективах и задачах образования в сфере искусства
Регистрация

В Новой Третьяковке пройдет дискуссия о перспективах и задачах образования в сфере искусства под названием «Кто нужен больше музею будущего: куратор или художник». Ведущие российские искусствоведы и кураторы обсудят ситуацию с образованием в сфере искусства в России, расскажут об актуальных образовательных практиках, существующих в мире, и о том, какими компетенциями должны обладать современные специалисты в области музейного дела, кураторы, искусствоведы и художники. Во время дискуссии будет представлена открывающаяся в 2018 году в НИУ ВШЭ бакалаврская программа «Современное искусство», пересматривающая традиционный подход к подготовке художников и кураторов.

Лекция № 5
23 января, 19:00
Андрей Шемякин
«Образы мира в новейшем пост-постсоветском документальном кино. Контекст фестивальных институций»
Регистрация

Лекция «Образы мира в новейшем пост-постсоветском документальном кино. Контекст фестивальных институций» посвящена взаимосвязи новейшего фестивального менеджмента и эстетики отечественного документального кино, переживающего переходный этап между авторскими фильмами-исследованиями и новой социальностью. Фестиваль — единственная (помимо ТВ) прокатная институция, но она находится в состоянии системного кризиса. Таким образом, сложности в развитии самого неигрового кино накладываются на кризис фестивального движения, что создает весьма причудливые конфигурации. Об этом и многом другом мы поговорим во время лекции.  

Андрей Шемякин — киновед и кинокритик, автор и ведущий программы «Документальная камера» (телеканал «Культура»), ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства (ВГИК), вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ, сотрудник кафедры культурологии РГГУ.


Лекция № 1
2 ноября, 19.30
Андрей Ерофеев
«Музей современного искусства как предчувствие и реализация»

На протяжении XX века идея создания музея современного искусства возникала неоднократно и приводила к созданию конкретных проектов, но до сих пор ни один из этих проектов нельзя считать завершенным. О причинах этого феномена и об опыте участия в одном из таких проектов расскажет Андрей Ерофеев, создатель первой государственной коллекции современного искусства, которая сейчас включена в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Регистрация

Андрей Ерофеев — российский искусствовед, куратор выставок, создатель первой государственной коллекции современного искусства, которая сейчас включена в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Лекция № 2
14 ноября, 19:30
Михаил Алшибая
«Коллекционирование искусства и фигура коллекционера в современном мире»

Страсть к собирательству — одна из самых характерных и в то же время загадочных человеческих страстей. Коллекционирование произведений современного искусства особенно интересно, рискованно и даже захватывающе, поскольку касается области неизведанного. Коллекционирование в истинном значении слова подразумевает не только собирание, систематизацию, но и анализ, изучение определенной эпохи в искусстве, поиски критериев качества произведения искусства. «Коллекционер — главная фигура в истории искусства, после, разумеется, художника», — считает Михаил Алшибая.

Регистрация

Михаил Алшибая — кардиохирург, доктор медицинских наук, профессор, коллекционер, обладателя крупнейшей коллекции «второго авангарда», искусствовед.

Лекция № 3
29 ноября, 19:30
Евгений Барабанов
«Что такое «современный художник»?

Что такое «современный художник»? Чем современный художник отличается от художника прошлых времен или от своего «несовременного» ровесника? Что делает художника «современным»? Каковы особенности профессиональной карьеры современного художника? Существуют ли критерии в оценке «современности» художника?

Регистрация

Евгений Барабанов — искусствовед, специалист в области истории и теории искусства ХХ века, многолетний руководитель и лектор отдела образовательных программ ГЦСИ.
 

День открытых дверей
16 декабря, 13:00
Леонид Бажанов


Высшая школа экономики открывает набор на образовательную программу «Современное искусство»— это четырехлетний бакалаврский курс, рассчитанный на развитие практических и теоретических компетенций, необходимых для работы в области современного искусства.

Гости мероприятия смогут не только разобраться в проблематике современного искусства, но и узнать все подробности обучения, понять особенности трех профилей программы — «Художник и куратор», «Фотография и мультимедиа», «Кино и видеоарт» и пообщаться с руководителем образовательной программы «Современное искусство» Леонидом Бажановым

Мы ждем как абитуриентов с художественной подготовкой, так и тех, кто заинтересовался искусством недавно и только ищет собственную траекторию профессионального развития, а также тех, кто не планирует заниматься художественными практиками, а собирается строить карьеру в качестве теоретика искусства. Курс включает как глубокое погружение в историю и философию искусства, критическую теорию и визуальные исследования, так и в практическую сторону работы художника, куратора, критика и исследователя современного искусства.

Регистрация

Леонид Бажанов — арт-критик, куратор, историк искусства, основатель Государственного центра современного искусства.


Лекция №4
20 декабря, 19:30
Владимир Левашов  
«Снимать и делать: фотография как творческая практика»


Фотография, изобретенная как универсальное средство визуального копирования, быстро превратилась в первое в истории техническое искусство. С этого момента стало возможным непосредственно «снимать» изображение с натуры вместо того, чтобы вручную «делать» его, как прежде. Однако парадокс состоит в том, что эволюция фотографии как творческой дисциплины шла в противоположном направлении: в сторону «делания» фотоизображения, оставив чистую съемку уделом дилетантов. Через многообразие концепций и способов подобного «делания» технического изображения лежит путь к сегодняшнему фотоискусству как части мультимедиальной художественной практики.

Регистрация

Владимир Левашов — художественный и фотокритик, куратор, художественный директор Stella Art Foundation (Москва).