По общим вопросам
По вопросам поступления
Бакалавриат и магистратура
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Метро «Павелецкая»
Основное образование
Дополнительное образование
программа «Практики современного искусства»
Профиль «Практики современного искусства»Студенты магистерского профиля «Практики современного искусства» становятся профессиональными художниками, работающими как с традиционными форматами, так и с современными цифровыми медиа.
Программа выстроена вокруг развития концептуального мышления и подхода к созданию художественных проектов и активной практики с различными медиумами современного искусства, среди которых видеоарт и анимация, инсталляция, паблик-арт и виртуальные среды, традиционная и цифровая графика и живопись, фотография, работа с объектами и др. В каждом учебном модуле студент сделает по два полноценных арт-проекта в разных форматах, а в конце II курса пройдет групповая выставка студенческих работ. Таким образом, художники постоянно работают с разными медиа и параллельно уделяют большое внимание содержательной стороне своих проектов. Образовательную программу профиля дополняет интенсивный теоретический курс, освещающий актуальные темы современного искусства, а также дисциплины, позволяющие освоить необходимые технологии и компьютерные программы. Отдельные занятия посвящены основам продвижения собственной деятельности в сфере искусства, эффективной работе с художественными институциями, арт-резиденциями, профессиональными конкурсами и грантами.
Отсутствие ограничений в художественных средствах позволяет успешно и эффективно заниматься на профиле как начинающим художникам, так и тем, у кого уже есть опыт и желание попробовать себя в новых медиумах. Программа нацелена на погружение студента в контекст современного искусства через практику, что позволяет художнику за время учебы наработать качественное профессиональное портфолио.
25 мая, 19:00
Александра Кузнецова — художник, куратор, участница персональных и групповых выставок
Cтуденты параллельно создают два проекта — видео-дневник, посвященный актуальной общественной проблематике, индивидуальному опыту или практикам, а также книгу художника, концептуально связанную с видео работой.
Ключевая задача модуля — создать проекты, которые представляют студента как художника.
Важная часть модуля — концептуальное сопряжение двух проектов: они должны быть взаимосвязаны более или менее очевидным образом, быть частью одного высказывания или продолжением друг друга.
Студенты создают видео-арт проект средствами анимации, а также серию графики. Под изобразительной серией понимается любая серия работ от живописи или графики, до плоских объектов.
Пользуясь уже знакомыми техниками и знакомясь с новыми, на базе полученного опыта студенты создают собственную серию и связанный с ней анимационный видео-арт.
Каждый из проектов представляет художественное высказывание на тему, заявленную автором. Важно выстроить концептуальную взаимосвязь между двумя проектами данного модуля.
В этом модуле студентам предстоит создать виртуальную инсталляцию в трехмерном виртуальном пространстве и материальную серию арт-объектов, связанных общей идеей. Этот составной проект должен представлять собой художественное высказывание на тему, заявленную и разрабатываемую автором в этом модуле.
Виртуальная инсталляция при этом понимается достаточно широко — это может быть как 3D-визуализация реальной инсталляции, которая могла бы быть впоследствии воплощена, так и любым виртуальным пространством с элементами иммерсивности или игрового процесса или создание иного виртуального зрительского опыта. Инсталляция должна быть представлена не только как виртуальное пространство в 3D, но и как презентующий это пространство видео-ролик — тизер, рассказывающий о ней.
Концепция серии объектов и инсталляции — едина, при этом объекты должны представлять собой продолжение этой концепции в физическом пространстве, находя соответствующее материальное воплощение.
Студентам предстоит создать персональную виртуальную выставку, а также серию работ в рамках единой концепции. Это финальный проект первого года обучения, который должен стать квинтэссенцией знаний и компетенций, полученных студентом — работой, подводящей промежуточный итог в его художнической практике.
Студенту необходимо ответственно отнестись как к выбору темы, с которой будет связано его авторское высказывание в формате виртуальной выставки, так и ко всем уровням ее воплощения.
Концепция серии работ и виртуальной выставки — едина, при этом работы должны представлять собой продолжение этой концепции, находя соответствующее воплощение. Серия работ может частично или полностью являться содержанием виртуальной выставки. Данная серия может быть выполнена любыми доступными художнику средствами.
Параллельно с созданием арт-проектов студенты изучают необходимые для их реализации технологии дизайна:
Практико-теоретический курс, освещающий ключевые темы современного искусства.
I модуль: Тезисы модернизма. Тезаурус философии и искусствоведения
Модуль посвящен изучению основных понятий, характеризующих искусство XX —XXI вв. Для этого студентам необходимо прочесть и обсудить на занятиях критические статьи, манифесты художников и течений и освоить набор искусствоведческих и философских понятий из классической истории искусств/искусствоведения. Финальный проект — эссе «за» или «против» того или иного понимания искусства, выраженного в манифесте или программном тексте кубизма / академизма / футуризма / соцреализма или др. Цель — научиться выражать свои мысли об искусстве при помощи языка. Также запланированы дополнительные задания.
II модуль: Искусство, память, история. Теория и критика медиа.
Учебный процесс сосредоточен вокруг понятий памяти и информации, их внешних носителей — технологий, медиа и их критике. Промежуточным заданием является доклад с анализом текстов философов и критиков о проблемах истории, личной и коллективной памяти, средствах массовой информации и интернете. Финальный проект — эссе — критический анализ информационного продукта — издания, аккаунта, канала. Цель модуля — научиться выбирать способы выражения и донесения до зрителя/пользователя своих мыслей об искусстве. Также запланированы дополнительные задания.
III модуль: Идентичность, личность и социум. Гендерные исследования. Феминизм.
Модуль состоит из обсуждения текстов философов, искусствоведов и серии заданий. Параллельно учащиеся выполняют другие задания, содержание которых суммируется в итоговом эссе. Итоговое задание — эссе о творчестве художника или художницы, его/ее взглядах, самоидентификации, принадлежности к социальной группе.
IV модуль: Устойчивое развитие: постколониализм, неолиберализм, экология.
Модуль посвящен знакомству с актуальными философскими и художественными проблемами и их обсуждению. Итоговое задание — написать эссе о плюсах и минусах той или иной экономической системы для художника/искусства/природы/человечества.
III и IV модули: Скульптурные техники
студенты осваивают базовые скульптурные материалы и техники работы с нимии создают собственную скульптуру или арт-объект. В основе курса работа с такими материалами как пеноплекс, гипс, бетон, силикон, пластик, акриловый гипс, а также смешанные техники. Занятия включают теоретическую и практическую части. Лекционная часть занятий посвящена знакомству с современными технологиями работы с объёмом и скульптурным проектам. На практических занятиях студенты знакомятся с особенностями и тонкостями работы со скульптурными материалами.
Задача модуля — создание видео-арт проекта и дополняющей его серии фотографий.
В течении модуля студенты разрабатывают выбранную тему, работают с фото- и видеосъемкой. В видео-части проекта обязательно наличие собственных съемок с участием героя/героев, допустимо использование анимации, готовых видео. В этом проекте художник не может быть единственным действующим лицом, выступающим во всех ипостасях. Он должен стать продюсером своего проекта, который не только придумал его, но и организовал работу над ним, включая обязательное привлечение третьих лиц (это могут быть актеры, операторы и т.д).
Видео может быть создано в формате видео-арт проекта с участием исполнителей или перформанса с участием исполнителей, задокументированного на видео.
Серия фотографий должна быть сопряжена с видео-частью проекта и может служить как качественной фотодокументацией, так и самостоятельной фотосерией, созвучной проекту и имеющей с ним общую концепцию.
III модуль
Студенты узнают об изменении практик чтения, диджитал-сторителлинге, особенностях вёрстки медийных материалов, методах управления вниманием пользователя и принципах создания публикации в интернете, а также выполняют ряд упражнений, направленных на развитие навыков работы с текстами и изображениями в сети, используя графический онлайн-редактор Readymag.
IV модуль
Студенты продолжают изучать особенности цифровой среды, учатся разрабатывать визуальные концепции спецпроектов, подбирать формат материала под тип контента.
I модуль: Куратор в институциях современного искусства
Модуль посвящен анализу кураторских проектов и институций современного искусства. Промежуточное задание — анализ текста к чужой выставке, выставочного проекта, включенных в него произведений, кураторского высказывания. На основе исследованных примеров выставок и институций студенты создают свой кураторский проект или институцию: музей, выставочный зал, artist-runspace, информационный ресурс. После этого студенты пишут тексты о проектах друг друга в форме эссе.
II модуль: Событие в мире современного искусства
Студенты делают выставку или событие внутри созданных другими студентами в первом модуле кураторских проектов или институций. Промежуточное задание — перевод критического, философского, художественного текста, связанного с содержанием выставки или события. После этого студенты пишут тексты о выставках и событиях друг друга в форме эссе.
III модуль: Поэтический и политический язык. Personal statement художника. Высказывание
Студенты изучают поэтический язык в литературе, искусстве, социуме. На основе полученных знаний они составляют текст о своем творчестве и выкладывают его в соцсетях в виде поста или серии постов, а также рассказывают о нем и о своих работах в Instagram или на другой платформе. Затем студенты создают портфолио из своих работ. Во второй части модуля студенты пишут реальные заявки в арт-резиденции, на участие в конкурсах, грантовых программах. Все написанные тексты выкладываются в портфолио в качестве итогового задания.
IV модуль: Проект себя как художника
Художники создают структуры персональных сайтов и наполняют их содержанием. Промежуточное задание — публикация 10 работ с описанием на сайте и в соцсетях. Итоговое задание — сайт со всеми текстами.
Студенты работают над визуальным исследованием, связанным с темой их дипломного проекта, а также начинают вести работу над самим проектом.
Визуальное исследование направлено на изучение контекста, с которым работает художник в своем проекте, соотнесение и уточнение его концепции в связи с актуальным художественными практиками и мировым историческим опытом работы с подобными темами, методами и средствами.
Визуальное исследование предоставляется в виде текстового авторского описания концепции, обдуманного и логически выстроенного иллюстративного ряда и перечня использованных источников.
Учитывая результаты проведенного визуального исследования и итоги проделанной подготовительной работы, диплом должен стать масштабным, сложно структурированным (многочастным) произведением в любом, выбранном автором медиуме, или сочетающее набор различных средств.
Под проектом понимается многочастное комплексное художественное высказывание, реализованное как выставочный проект. Проект должен быть показан в рамках финальной групповой или персональной выставки.
В отдельных случаях возможно объединение в группы для коллективной реализации дипломного проекта, при условии, что такой подход и темы визуального исследования были утверждены заранее.
I и II модули: История и теория искусства новых медиа
Курс посвящен истории и эстетике видеоарта и новых медиа, а также таким областям как science art, генеративное искусство и др. Студенты изучают принципы, лежащие в основе искусства новых медиа, и получают навыки анализа художественно-технического решения ключевых произведений в истории видео- и медиаискусства. Специальное внимание будет уделено расшифровке понятия «новые медиа» и различных его интерпретаций. Студенты получают ясное представление об истории новейших технологий, которые стали инструментами в руках художника, и об их выразительных возможностях.
III и IV модули: Научно-исследовательский семинар
Семинарская программа предполагает коллективное осмысление тем и структур визуальных исследований, а также индивидуальные консультации студентов по выбранному направлению работы.
О программе
Контакты
Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования. В 2022 году подача документов проходит в дистанционноми режиме через личный кабинет на сайте НИУ ВШЭ. Вступительные испытания проходят онлайн — на платформе ZOOM.
Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он/она решал(а) за последние 3 года;
— мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.
Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его/ее готовности к обучению на программе, в том числе объема и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства. В 2022 году собеседование проходит онлайна на платформе ZOOM.
Получите всю необходимую информацию о поступлении в магистратуру: буклет с информацией о профилях, расписание консультаций, прямые контакты менеджеров образовательной программы.
Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 35 лучших молодых университетов мира и является лучшим российским вузом в категории Art&Design (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.