HSE ART MA

Профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия»

Студенты магистерского профиля «Искусство кино: режиссура и драматургия» становятся профессиональными кинематографистами — авторами, совмещающими компетенции режиссера и сценариста. Выпускники программы смогут работать над собственными кинопроектами, а также входить в творческие группы, занимающиеся масштабными проектами в сфере массового кино.

Все великие кинематографисты — это исключения. Ни рынку, ни публике, ни анонимной музе кино не нужны стандартно мыслящие, похожие друг на друга режиссёры и драматурги. Поэтому роль куратора профиля — помочь субъективной вселенной каждого студента проявиться в эстетически убедительных формах в любом жанре. Все жанры хороши, включая скучный и сложный для восприятия артхаус, если выбор продиктован природой автора.

Мы ждем абитуриентов разного уровня подготовки: как практикующих режиссеров, так и тех, кто не имеет опыта работы в кино и театре. Фундамент обучения на профиле — практика: студенты делают упражнения и создают полноценные проекты. А теория режиссуры и драматургии дается студентам в обязательной связке с конкретными проектами, над которыми идёт работа.

Идеальный режиссёр кино владеет несколькими профессиями: работа с актёром в подготовительный период и на съёмочной площадке, работа с автором сценария и самостоятельная работа над сценарием. Также он действует в синергии с D.O.P. (оператором-постановщиком), художниками, композитором и режиссёром монтажа. Отдельный важный навык — умение сделать питч, правильно подать свой проект продюсерам.

День открытых дверей

17 декабря

Владимир Мирзоев — российский режиссёр театра и кино, сценограф, лауреат Государственной премии России, режиссер более 15 фильмов, преподаватель российских и международных университетов: Мичиганский университет, Йоркский университет, Университет Торонто, ВГИК, ГИТИС и др.

«В кино нужно заранее, до съемок, сделать разбор роли и выстроить для себя весь путь героя. Сцены редко снимаются в хронологическом порядке, и вы должны изначально понимать, от чего к чему идет ваш герой, как он меняется в результате своего выбора, каковы его стратегии и тактики в достижении цели. Каждая роль — это шахматы вслепую»

Ключевые курсы профиля

Кинорежиссура

Студенты изучают режиссерское мастерство, предполагающее комплексную работу со всеми компонентами художественного решения картины, с помощью которых формируется авторское высказывание. Студенты учатся понимать специфику различных жанров и форм повествования в кинематографе. Эти навыки будут необходимы режиссерам в работе как над собственными проектами, так и над решением художественных задач в рамках индустриального кино. В рамках занятий значительное внимание уделяется анализу режиссерской манеры крупнейших мастеров интеллектуального кино и выработке оригинального кинематографического языка в работе каждого из студентов. В качестве учебных проектов студенты срежиссируют два короткометражных игровых фильма. Работа разбита на следующие этапы:

  • идея фильма;
  • поэпизодный план;
  • литературный сценарий;
  • режиссерский сценарий;
  • подготовительный период;
  • съемки фильма;
  • постпродакшн.

На этапе съемок студенты делятся на две подгруппы на основании степени завершенности сценариев. Первая подгруппа, у которой полностью готовы все материалы предпродакшна, приступает к съемкам по следующей схеме.

Студенты делятся на съемочные команды. Во главе каждой команды стоит режиссер, который получает в свое распоряжение мобильную киностудию (автомобиль со всем необходимым для съемки оборудованием) на два съемочных дня, а его сокурсники помогают с продакшном. Затем члены команды меняются ролями таким образом, чтобы каждый из студентов подгруппы побывал в роли режиссера. После этого студенты приступают к постпродакшну.

Работа с актером

Студенты осваивают главный профессиональный навык режиссера — умение работать с актерами. На материале коротких отрывков из известных пьес и оригинальных сценариев короткометражных фильмов студенты учатся ставить и объяснять артистам задачи, совместно прорабатывать образы героев и искать точное пластическое выражение каждой эмоции. Внимание уделяется как работе с профессиональными актерами, так и встраиванию типажа в ткань кинокартины. По итогам прохождения этого курса студенты научатся подбирать исполнителей на роли, формулировать задачи для каждого из актеров, освоят различные методики работы с актером, необходимые для реализации режиссерского решения картины.

История и теория современного искусства

Искусство XX и XXI веков инспирировано самыми разнообразными идеями и концепциями. История всей человеческой культуры служит основой для современного искусства и для его понимания. Цель курса — исследовать глубокие связи различных явлений в истории человека. Искусство в этом смысле не выглядит замкнутым, герметичным явлением, но оказывается связанным с философией, наукой, религией, политикой и в целом с культурой. Наиболее интересное из перечисленного — философские идеи, которые иногда становились основой для создания художественных образов, а иногда искусство было питательной средой для философских концепций.

В рамках курса студенты изучают теоретические модели современного творчества и знакомятся с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Курс не является предложением получить готовое знание, но является дискуссионной площадкой, в которой вслед за знакомством с философскими идеями и теоретическими моделями следуют споры на разнообразные темы, самостоятельные размышления, в результате которых каждый студент может сформировать собственную систему понимания взаимосвязи культурных явлений.

Особая часть курса — рекомендованные самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь самостоятельно анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с помощью различных философских концепций.

Преподаватель: Великанов А. Г.

История и теория кино

Студенты получают представление об эволюции кинематографа как вида искусства, об истории развития как медиума, так и художественного языка. В центре внимания — фильмы, в которых найдено яркое и неповторимое художественное решение, где чувствуется, как индивидуальный почерк автора преображает материал повествования. В ходе курса студенты анализируют работы ключевых для истории режиссеров, начиная с Ж. Мельеса и киноавангардистов и заканчивая современными экспериментальными проектами. Также блок по истории кино будет сопровождаться анализом теоретических работ каждого из периодов развития экранного искусства, среди которых будут тексты С. Эйзенштейна, Д. Вертова, Л. Кулешова, американских и европейских теоретиков и кинокритиков, авторов CahiersduCinema, структуралистов и т.д. Студенты получают ясное представление об истории кинематографа как искусства, формируют понимание того комплекса идей, который представляет собой теория кино.

Курсы по выбору

Технологии кинопроизводства: Adobe Premiere, Movie Magic

Студенты получают обзор интерфейса и инструментария программы Adobe Premiere: осваивают основные приемы по созданию проекта, добавление и монтаж видеоматериала и статичных изображений, работу со звуком. Также студенты изучают экспортирование в мультимедийный формат, настройки качества и автоматическую сборку проекта.

Также студенты изучают профессиональную программу Movie Magic, предназначенную для планирования производства фильма.

Основы кинопродюсирования

Студенты познакомятся с основами профессиональной деятельности продюсера: планирование бюджета, подготовка пакета документов для производства картины, постпродакшн, работа на кинорынке и др. В фокусе внимания — специфика продюсирования независимого кино, особенности реализации авторских проектов и их продвижение. По итогам курса студенты получат представление о способе функционирования кинорынков, о роли продюсера в работе над картиной и о методах продвижения авторского кино.

Постпродакшн

Студенты консультируются со специалистом по монтажу и цветокоррекции, получают комментарии к своим дипломным проектам, дорабатывают их.

Подробнее о поступлении

О программе

2 года
очная форма обучения
20 коммерческих мест
390 000 руб
RUS обучение на русском языке

О программе

Контакты

  • 109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
  • +7 (495) 621 87 11
  • design@hse.ru
Руководитель
Сахно Ирина Михайловна
Координатор
Бажанов Леонид Александрович

Вступительные испытания

Отбор на магистерскую программу происходит по итогам конкурса портфолио и собеседования.

Портфолио

Портфолио включает в себя:

  • мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.

Также абитуриент может предоставить описание реализованных авторских проектов на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он/она решал(а) за последние 3 года.

Собеседование

Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его/ее готовности к обучению на программе, в том числе объема и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства.

НОВОСТИ

5 декабря в 19:00 в Школе дизайна НИУ ВШЭ состоится открытый показ нескольких фильмов Евгения Гранильщикова. В рамках показа Вера Трахтенберг проведёт с художником серию коротких интервью, чтобы обсудить новости развития видеоарта, эволюцию художественного метода автора и выбор стратегий молодых художников в России.
3 ноября в Школе дизайна прошла лекция Марины Разбежкиной «Жизнь как тайна». Режиссер поделилась со студентами взглядом на искусство и кинематограф. По следам встречи Студенческая редакция составила подборку самых ярких цитат и рекомендаций режиссера.
Профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия» открыт в Школе дизайна в рамках магистратуры «Практики современного искусства». На занятиях студенты знакомятся с профессиями киноиндустрии, осваивают основы режиссуры и драматургии, снимают собственное кино и в результате становятся кинематографистами, совмещающими компетенции режиссера и сценариста.
На этой неделе в Москве проходит IV Московский Международный Фестиваль Экспериментального Кино, на котором можно увидеть уникальные ретроспективы культовых режиссеров и видеохудожников. Преподаватель Школы дизайна Анна Краснослободцева выбрала самые значимые работы фестиваля для всех, кто интересуется киноавангардом.
В рамках занятий по сторителлингу студенты Школы дизайна взяли интервью у художников, ученых, актеров, режиссеров, музыкантов и других значимых в сфере искусства и науки людей. Публикуем новый материал проекта. Интервью с одним из самых известных российских художников, представителем «московского акционизма» Олегом Куликом, сделала студентка Мария Минаева (профиль «Кино и видеоарт», I курс).

Подробнее о поступлении

Ресурсы

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 40 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.