HSE ART MA

Профиль «Современная живопись»

Студенты магистерского профиля «Современная живопись» становятся профессиональными художниками, работающими в разных жанрах и форматах современной живописи.

День открытых дверей

19 ноября

Владимир Дубосарский — российский художник, с 1994 года выступает в арт-дуэте с Александром Виноградовым, работы размещены в музеях по всему миру: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Новый музей (СПб), Центр Жорда Помпиду (Париж), Музей Современного искусства (Авиньон), Московский музей современного искусства и др.

Ключевые курсы профиля

Техники современной живописи

Студенты изучают различные технологии современной живописи. Под руководством мастера они создают проекты, применяя различные концептуальные подходы к своей практике, осмысляя место живописи как медиума в контексте истории искусства и современного художественного процесса, а также работают над формированием индивидуальной авторской манеры.

История и теория современного искусства

Искусство XX и XXI веков инспирировано самыми разнообразными идеями и концепциями. История всей человеческой культуры служит основой для современного искусства и для его понимания. Цель курса — исследовать глубокие связи различных явлений в истории человека. Искусство в этом смысле не выглядит замкнутым, герметичным явлением, но оказывается связанным с философией, наукой, религией, политикой и в целом с культурой. Наиболее интересное из перечисленного — философские идеи, которые иногда становились основой для создания художественных образов, а иногда искусство было питательной средой для философских концепций.

В рамках курса студенты изучают теоретические модели современного творчества и знакомятся с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Курс не является предложением получить готовое знание, но является дискуссионной площадкой, в которой вслед за знакомством с философскими идеями и теоретическими моделями следуют споры на разнообразные темы, самостоятельные размышления, в результате которых каждый студент может сформировать собственную систему понимания взаимосвязи культурных явлений.

Особая часть курса — рекомендованные самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь самостоятельно анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с помощью различных философских концепций.

Иллюстрация

Курс включает выбор литературного произведения для иллюстрации, разработку концепции проекта и создание цикла иллюстраций к выбранному литературному произведению.

Перед студентами ставится задача с помощью стиля, форм, драматургии и техники иллюстраций оригинально раскрыть выбранный текст, изменить представление зрителя и читателя о произведении.

Студенты осваивают принципы работы с черно-белой графикой, технику работы тушью, изучают основы восточных техник, и в частности, китайской традиции.

Курс включает перезентацию итоговой работы перед аудиторией.

Визуальный нарратив в живописи и литературе

Визуальные исследования как новая исследовательская парадигма и интегративная учебная дисциплина отражает процессы освоения различных форм визуального в современной культуре. В рамках данного курса магистрам будет предложена авторская концепция анализа визуального нарратива от исторических контекстов до современных художественных практик.

Тематические блоки курса:

  • изовербальный текст как синтетический текст культуры;
  • визуальное в вербальном;
  • поэтика экфрасиса;
  • фигурные стихотворения (Vers Figures, Carmina Figurata) как «стихи для глаза»: подходы к определению;
  • происхождение фигурных стихов: краткая история;
  • визуальная риторика в эпоху античности и раннего средневековья;
  • визуальные артефакты русского авангарда; современная визуальная поэзия
  • медиапоэзия и современное искусство: границы жанра;
  • книжная иллюстрация и Livred’artiste;
  • эмблема как визуальная метафора барокко;
  • риторические фигуры и визуальные тропы как транссемиотические зоны перекрестка двух языков (словесного и изобразительного);
  • нарративный комментарий Н. Ретифа де ла Бретонна к графическому визуальному тексту в книжной иллюстрации Ж.-М. Моро;
  • книга стихов «Поцелуи» как факт содружества поэта Клод Жозеф Дора и художника Шарля Доминика Жозефа Эйзена;
  • Livred’artiste как гибридный текст культуры; скандальный поэтический сборник Шарля Бодлера «Цветы зла» («LesFleursduMal»);
  • иллюстрации художников символистского толка: Эмиль Бернар, Одилон Редон, Карлос Швабе, Фелисьен Ропс, Огюст Роден, Арман Рассанфосс и др.;
  • современная Книга художника: бук-арт, софтбук, альтер-бук и тревел-бук;
  • Bookcarving — формы работы с книжной скульптурой;
  • книга как арт-объект в современном искусстве;
  • иконография слова в визуальных проектах русского концептуализма (В. Пивоваров, И. Кабаков, Э. Булатов, Д. Пригов и др.).


Курс разбит на три исследовательских блока (медиапоэзия, книга художника, концептуальные проекты), каждый из которых будет сопровождаться практическими заданиями.

По итогам прохождения данного курса студенты получат ясное представление о формах взаимодействия текста и изображения в поле современного искусства и учатся самостоятельно применять некоторые из стратегий создания визуального нарратива.

Современный арт-рынок

Студенты получают представление об истории возникновения и развития основных сегментов мирового художественного рынка и схемах их функционирования. В фокусе внимания — аукционы, галереи, ярмарки, фонды и трасты, международные электронные базы данных и другие аспекты. Также студенты разбирают специальные технические вопросы: страхование, хранение и транспортно-логистическое обеспечение, PR, базовые юридические аспекты художественного рынка и др. По итогам прохождения курса студенты получат ясное представление о функционировании современного арт-рынка и о той роли, которую галереи играют в современном мире искусства.

Арт-критика

Цель курса — формирование у студентов ясного представления о профессиях куратора и арт-критика. Дисциплина делится на практический и теоретический блоки. Предполагается проведение цикла семинарских занятий, во время которых студенты будут посещать актуальные культурные события (выставки, ярмарки искусства, спектакли и т.д.), писать рецензии и обсуждать эти тексты с преподавателем.

Основы кураторства

Студенты знакомятся с историей кураторства, теоретической базой рофессию и с различными методологиями кураторской деятельности. В поле внимания — вопросы о соотношении ролей куратора и художника, об этике кураторства, а также практическая проблематика, связанная с организацией выставок и других проектов в сфере современного искусства. Также на занятиях рассмотривается специфика организации и функционирования такой институции, как музей современного искусства, будет осмыслена роль куратора как сотрудника музея. По итогам курса студенты получат ясное представление о специфике работы куратора и о различных стилях профессиональной деятельности в этой области, подготовят авторские концепции выставочных проектов, связанных с их творческой и исследовательской деятельностью.

О программе

2 года
очная форма обучения
20 коммерческих мест
300 000 руб
RUS обучение на русском языке

О программе

Контакты

  • 109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
  • +7 (495) 621 87 11
  • design@hse.ru
Координатор
Бажанов Леонид Александрович
Руководитель
Сахно Ирина Михайловна

Вступительные испытания

Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования.

Портфолио

Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он/она решал(а) за последние 3 года;
— мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.

Собеседование

Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его/ее готовности к обучению на программе, в том числе объема и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства.

Подробнее о поступлении

НОВОСТИ

Андрей Григорьевич Великанов будет вести образовательный курс по истории философии для студентов магистратуры «Практики современного искусства».
Историк искусств, куратор, академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна Леонид Бажанов стал лауреатом Государственной премии в области современного искусства «Инновация-2019» во внеконкурсной номинации «За вклад в развитие современного искусства России».
Artist talk с известным российским художником, руководителем профиля «Современная живопись» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Владимиром Дубосарским.
В Школе дизайна идет набор на многопрофильную магистерскую программу «Практики современного искусства». Об устройстве программы, содержании учебных курсов и о том, можно ли вообще «выучиться на художника», новостной службе ВШЭ рассказали преподаватели программы.
Мы взяли интервью у куратора нового магистерского профиля «Современная живопись» художника Владимира Дубосарского. Он рассказал о том, в чем идея нового профиля, об отличиях магистратуры в Школе дизайна от аналогичных программ в других вузах, а также о том, почему живопись всегда будет актуальна.

Ресурсы

About HSE

40 300
students
7 000
professors and researchers
245
educational programmes

HSE ART AND DESIGN SCHOOL is a subdivision of the Higher School of Economics National Research University, one of the leading universities in Russia, a participant of the majority of authoritative international educational ratings (QS, ARWU, Times Higher Education, U.S. News Best Global Universities Subject). It’s not only a huge scientific laboratory, but a representative expert platform as well: the HSE personnel are actively involved in the key expert discussions, they are members of many collegiate and consultative bodies and are opinion leaders of the most important issues in the sphere of education, social policy, healthcare, demography, labor market, transport, public administration, and technological development.