HSE ART MA

Профиль «Современная живопись»

Студенты магистерского профиля «Современная живопись» становятся профессиональными художниками, работающими в разных жанрах и форматах современной живописи.

День открытых дверей

17 декабря

Владимир Дубосарский — российский художник, с 1994 года выступает в арт-дуэте с Александром Виноградовым, работы размещены в музеях по всему миру: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Новый музей (СПб), Центр Жорда Помпиду (Париж), Музей Современного искусства (Авиньон), Московский музей современного искусства и др.

Ключевые курсы профиля

Техники современной живописи

Студенты изучают различные технологии современной живописи. Под руководством мастера они создают проекты, применяя различные концептуальные подходы к своей практике, осмысляя место живописи как медиума в контексте истории искусства и современного художественного процесса, а также работают над формированием индивидуальной авторской манеры.

История и теория современного искусства

Искусство XX и XXI веков инспирировано самыми разнообразными идеями и концепциями. История всей человеческой культуры служит основой для современного искусства и для его понимания. Цель курса — исследовать глубокие связи различных явлений в истории человека. Искусство в этом смысле не выглядит замкнутым, герметичным явлением, но оказывается связанным с философией, наукой, религией, политикой и в целом с культурой. Наиболее интересное из перечисленного — философские идеи, которые иногда становились основой для создания художественных образов, а иногда искусство было питательной средой для философских концепций.

В рамках курса студенты изучают теоретические модели современного творчества и знакомятся с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Курс не является предложением получить готовое знание, но является дискуссионной площадкой, в которой вслед за знакомством с философскими идеями и теоретическими моделями следуют споры на разнообразные темы, самостоятельные размышления, в результате которых каждый студент может сформировать собственную систему понимания взаимосвязи культурных явлений.

Особая часть курса — рекомендованные самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь самостоятельно анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с помощью различных философских концепций.

Иллюстрация

Курс включает выбор литературного произведения для иллюстрации, разработку концепции проекта и создание цикла иллюстраций к выбранному литературному произведению.

Перед студентами ставится задача с помощью стиля, форм, драматургии и техники иллюстраций оригинально раскрыть выбранный текст, изменить представление зрителя и читателя о произведении.

Студенты осваивают принципы работы с черно-белой графикой, технику работы тушью, изучают основы восточных техник, и в частности, китайской традиции.

Курс включает перезентацию итоговой работы перед аудиторией.

Визуальный нарратив в живописи и литературе

Визуальные исследования как новая исследовательская парадигма и интегративная учебная дисциплина отражает процессы освоения различных форм визуального в современной культуре. В рамках данного курса магистрам будет предложена авторская концепция анализа визуального нарратива от исторических контекстов до современных художественных практик.

Тематические блоки курса:

  • изовербальный текст как синтетический текст культуры;
  • визуальное в вербальном;
  • поэтика экфрасиса;
  • фигурные стихотворения (Vers Figures, Carmina Figurata) как «стихи для глаза»: подходы к определению;
  • происхождение фигурных стихов: краткая история;
  • визуальная риторика в эпоху античности и раннего средневековья;
  • визуальные артефакты русского авангарда; современная визуальная поэзия
  • медиапоэзия и современное искусство: границы жанра;
  • книжная иллюстрация и Livred’artiste;
  • эмблема как визуальная метафора барокко;
  • риторические фигуры и визуальные тропы как транссемиотические зоны перекрестка двух языков (словесного и изобразительного);
  • нарративный комментарий Н. Ретифа де ла Бретонна к графическому визуальному тексту в книжной иллюстрации Ж.-М. Моро;
  • книга стихов «Поцелуи» как факт содружества поэта Клод Жозеф Дора и художника Шарля Доминика Жозефа Эйзена;
  • Livred’artiste как гибридный текст культуры; скандальный поэтический сборник Шарля Бодлера «Цветы зла» («LesFleursduMal»);
  • иллюстрации художников символистского толка: Эмиль Бернар, Одилон Редон, Карлос Швабе, Фелисьен Ропс, Огюст Роден, Арман Рассанфосс и др.;
  • современная Книга художника: бук-арт, софтбук, альтер-бук и тревел-бук;
  • Bookcarving — формы работы с книжной скульптурой;
  • книга как арт-объект в современном искусстве;
  • иконография слова в визуальных проектах русского концептуализма (В. Пивоваров, И. Кабаков, Э. Булатов, Д. Пригов и др.).


Курс разбит на три исследовательских блока (медиапоэзия, книга художника, концептуальные проекты), каждый из которых будет сопровождаться практическими заданиями.

По итогам прохождения данного курса студенты получат ясное представление о формах взаимодействия текста и изображения в поле современного искусства и учатся самостоятельно применять некоторые из стратегий создания визуального нарратива.

Современный арт-рынок

Студенты получают представление об истории возникновения и развития основных сегментов мирового художественного рынка и схемах их функционирования. В фокусе внимания — аукционы, галереи, ярмарки, фонды и трасты, международные электронные базы данных и другие аспекты. Также студенты разбирают специальные технические вопросы: страхование, хранение и транспортно-логистическое обеспечение, PR, базовые юридические аспекты художественного рынка и др. По итогам прохождения курса студенты получат ясное представление о функционировании современного арт-рынка и о той роли, которую галереи играют в современном мире искусства.

Арт-критика

Цель курса — формирование у студентов ясного представления о профессиях куратора и арт-критика. Дисциплина делится на практический и теоретический блоки. Предполагается проведение цикла семинарских занятий, во время которых студенты будут посещать актуальные культурные события (выставки, ярмарки искусства, спектакли и т.д.), писать рецензии и обсуждать эти тексты с преподавателем.

Основы кураторства

Студенты знакомятся с историей кураторства, теоретической базой рофессию и с различными методологиями кураторской деятельности. В поле внимания — вопросы о соотношении ролей куратора и художника, об этике кураторства, а также практическая проблематика, связанная с организацией выставок и других проектов в сфере современного искусства. Также на занятиях рассмотривается специфика организации и функционирования такой институции, как музей современного искусства, будет осмыслена роль куратора как сотрудника музея. По итогам курса студенты получат ясное представление о специфике работы куратора и о различных стилях профессиональной деятельности в этой области, подготовят авторские концепции выставочных проектов, связанных с их творческой и исследовательской деятельностью.

О программе

2 года
очная форма обучения
20 коммерческих мест
390 000 руб
RUS обучение на русском языке

О программе

Контакты

  • 109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
  • +7 (495) 621 87 11
  • design@hse.ru
Координатор
Бажанов Леонид Александрович
Руководитель
Сахно Ирина Михайловна

Вступительные испытания

Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования.

Портфолио

Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он/она решал(а) за последние 3 года;
— мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.

Собеседование

Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его/ее готовности к обучению на программе, в том числе объема и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства.

Подробнее о поступлении

НОВОСТИ

5 декабря в 19:00 в Школе дизайна НИУ ВШЭ состоится открытый показ нескольких фильмов Евгения Гранильщикова. В рамках показа Вера Трахтенберг проведёт с художником серию коротких интервью, чтобы обсудить новости развития видеоарта, эволюцию художественного метода автора и выбор стратегий молодых художников в России.
Всего в конкурсе приняли участие 1435 плакатов из 66 стран, и все они были выставлены на площадке Морского вокзала Виго в Понтеведре (Испания).
Фестиваль кино о моде и современной культуре BEINOPEN FILMS открывает приём заявок на 2020 год. 29 ноября в 19:00 на открытой встрече в Школе дизайна куратор кинофестиваля Карина Никифорова представит самые сильные работы предыдущих сезонов и расскажет, как стать участником фестиваля.
Онлайн-галерея и аукцион молодого искусства SAMPLE и HSE ART Gallery проведут первый совместный аукцион работ молодых художников — студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ. Предаукционная выставка работ откроется 4 декабря в HSE ART Gallery.
Школа дизайна НИУ ВШЭ и Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ начинает прием заявок на участие в конференции, проходящей в рамках XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Для участия необходимо оформить заявку и прислать тезисы до 20 января.

Ресурсы

О Высшей школе экономики

40 300
студентов и аспирантов
7 000
преподавателей и исследователей
245
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в 40 лучших молодых университетов мира (QS), состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.