По общим вопросам
В этом году мы приглашаем к участию в open call’е Большой выставки Школы дизайна НИУ ВШЭ на тему «Великий беспорядок» не только студентов, преподавателей и выпускников, но всех художников, работающих в поле современного искусства. Выставка откроется осенью 2025 года на одной из центральных выставочных площадок Москвы.
Большая выставка — это формат ежегодных тематических выставок, которые создает Школа дизайна с 2021 года. Эти выставки связаны с понятием «большой темы», к работе над которой могут присоединиться студенты, выпускники и преподаватели всех направлений Школы дизайна. Однако в этом году, мы решили сделать open call выставки открытым для всех художников. В силу специфики связанной с образовательной деятельностью Школа дизайна нацелена в первую очередь на работу с начинающими авторами, но мы намеренно не делаем возрастных ограничений и принимаем к участию в конкурсе работы всех художников вне зависимости от их возраста и профессионального статуса. Нам бы хотелось создать площадку для диалога художников разных школ и поколений, взглянуть на текущую ситуацию в современном искусстве.
Великий беспорядок или хаос в греческой мифологии — неупорядоченное первовещество. Аристотель отождествлял хаос и место, он утверждал, что необходимо рассматривать беспорядок первым, поскольку вещи, мысли и суждения, должны где-то обитать. Современная философия рассматривает хаос как энтропийный процесс, процесс, создающий беспорядок, и если вдруг каким-то образом его убрать, то система не укрепится, как это могло бы показаться, а, наоборот, разрушится.
В нашей Большой выставке мы бы хотели поговорить о разном отношении и бесчисленном разнообразии форм, которые приобретает беспорядок, — о феномене нарастающей энтропии, бытовом бардаке и надвигающегося глобальном хаосе, о том что вселенная стремится к саморазрушению или, быть может, о том, что хаос — это наивысшая форма порядка.
Дальше, чтобы пояснить всю широту возможных подходов к этой теме, мы описали ряд смысловых блоков, вокруг которых разворачиваются основные сюжеты выставки. Мы сопроводили их примерами работ известных художников, а также проектами наших студентов и преподавателей. Подавая свою заявку на участие, вам нужно будет выбрать, к какому из тематических блоков относится ваш проект.
Энтропия — мера беспорядка или неупорядоченности системы. В любой системе, стремящейся к порядку, возрастание энтропии неизбежно. В художественных практиках через процесс энтропии художники исследуют неотвратимость распада социальных и общественных систем, выявляют ситуации разрушения связей и намеренно применяют метод деконструкции к разного рода феноменам, чтобы обнажить их сущность.
Используя старый сарай неподалеку от университета в Огайо, Роберт Смитсон продемонстрировал на нем действие процессов энтропии, засыпав его 20 грузовиками земли. Таким образом художник проявил нарастание энтропии покинутых жилищ, уходящих со временем в землю.
В своей акции «Куча» Андрей Монастырский предлагал зрителям положить на подиум любой предмет и затем внести его в своеобразный каталог. Работа считалась законченной, когда высота кучи достигала в высоту 15 см, что вероятно, должно было обозначить структуру хаотичного, при этом в остроумно ограниченных локальных пределах.
В иллюстрации «Обычный вторник», посвященной множеству приятных мелочей, сопровождающих нашу жизнь — от острых канцелярских принадлежностей до собак в смешных костюмах, — Александра Еремина реализует оптимистичный взгляд на хаотичность наслоений происходящих в повседневности событий.
В саунд проекте /revvire — Алиса-Анастасия Авилова берет за основу принцип деконструкции, раз за разом расщепления и разрушения звуки, она стремится выразить через звуковую практику ощущение ярости, конфликта силы и уязвимости.
Наблюдая за разрушением, мы воспринимаем не только физические изменения, но и временную изменчивость. Это осознание хрупкости и недолговечности материального мира сопровождается пониманием его пластичности и постоянной трансформации. Художники, фиксируя процессы распада, отражают эту изменчивость и цикличность перевоплощений.
Корнелия Паркер, в работе «Холодная темная материя» (1991), подчеркивает потенциал материалов даже после видимого разрушения: «Я воскрешаю то, что было уничтожено».
В видеоинсталляции Still life Сэм Тейлор-Вуд, снимая гниение фруктов на протяжении девяти недель, демонстрирует переход от жизни к смерти — момент, который традиционно избегался в живописи.
Создавая айдентику для мультимедийной галереи плесени и других споровых Вероника Кириченко стремится к дестигматизации процессов разложения и гниения через их созерцание. И действительно, распад и разрушение традиционно трактуются как негативные процессы, но мы можем видеть их и как «естественные».
Пространства, фиксирующее распад, утрату порядка — это и заброшенные дома, недострой, развалины, и просто забардаченные подъезды или комнаты квартиры. Повседневные пространства общественные или частные, часто отражают разворачивающиеся вокруг них процессы, фиксирует умонастроения пользующихся ими или покинувших их людей.
Отдельно хочется остановится на теме руин, хотя ей не исчерпывается данный блок. Руинами художники начинают осознанно интересоваться с эпохи Возрождения, а в XVIII—XIX веках даже возникает соответствующий жанр в архитектуре, создающий имитации древних руин. Эстетизация руин была связана со стремлением достичь меланхолического и романтического настроения у наблюдателя, но также взгляд, направленный на руины, связан с изучением прошлого и размышлением о времени, и предстает как способ понять, в какой точке пространства находится современность. Как и любое материальное свидетельство прошлого, со временем руина обрастает культурными интерпретациями. Современные художники пересматривают значение руины, рассматривая ее не только на как артефакт прошлого, но и как отдельную самодостаточную форму, способную быть как художественной единицей, так и фиксировать переломные события.
Например, в работах Гордона Матта-Кларка разрушение становится созданием, в этой работе художник создает из руины скульптуру. Проект показывает, что разрушение — это не только конец, но и начало.
Знаковая инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез», которая была показана в здании Главного Штаба в рамках десятой Манифесты, воссоздавала обрушившуюся в в выставочное пространство пятиэтажную коммуналку, на стенах которой висели работы русских авангардистов. Реконструируя разрушение, художник одновременно выражает уважение Авангарду и указывает на «срез», а возможно и слом хода истории.
Инсталляция Александры Кузнецовой, отсылает к усилению энтропийных процессов в новейшей истории. Оказавшемуся на пронизывающих инсталляцию дорожках зрителю предлагалось задуматься о цикличности истории и увидеть разрушение и потерянность не только как таковое, но и как возможное основание для будущего.
Мы уже говорили об эстетизации разрушения, но распадается не только материя, распадаются связи между людьми и поколениями, распадаются, исчезают языковые конструкты, утрачиваются целые пласты культуры, постепенно стираясь из коллективной памяти. В этом всеобъемлющем распаде, который порой кажется хаотичным и безжалостным, мы начинаем искать нечто новое, нечто, что можно было бы назвать «поэтикой распада». Это не просто фиксация энтропии, но и попытка найти в ней новую красоту.
Искусство Сая Твомбли нельзя прочесть как агрессивное, однако его визуальные образы содержат энергию, способную взорваться или встряхнуть, и при этом они завораживают возможностью созерцать принципиальную неупорядоченность.
Работа Килиана Рютеманна «Без названия (Массовая критика)» превращая разрушительные процессы в визуальные формы, вызывают размышления о трансформации и исчезновении. Через использование фрагментарных элементов художник подчеркивает неустойчивость и непредсказуемость современного мира, создавая поэтический образ, в котором разрушение становится неотъемлемой частью эстетического опыта.
В работах Ансельма Кифера так же часто включены элементы разрушения и восстановления. В произведение Questi scritti, quando veranno bruciati, daranno Finalmente un po´di luce («Сожженные Священные Писания, наконец, прольют немного света»), показанной в рамках 59й Венецианской биеннале, выполнены с использованием большого количества нехудожественных материалов, таких как солома, ржавый металл и т.д. Художник соединяет элементы своих работ в гигантские полотна, часто обрабатывая их открытым огнем, указывая таким образом на невосполнимые утраты войн и исторических катастроф, делая их знаками памяти и утраты, и пытаясь, одновременно, возродить и переосмыслить прошлое. В итоге же собранные в одном пространстве части не уступают в роскоши залам Палаццо Дожей, в котором экспонировалась работа.
Создавая зин «Институт мусора», Александр Фомин рассматривал помойки и мусорки как музей под открытым небом. Мусор здесь — вырванные из жизни кусочки материального, которые сочли непригодными, — автор же показывает их как своеобразные сокровища.
Цифровой хаос — тема, которая сопровождает нас с тех пор, как «умные» машины стали частью повседневной жизни. В условиях постоянного потока информации, смешения виртуального и реального мы безуспешно пытаемся упорядочить различные аспекты нашего существования. Художники, дизайнеры, философы и социологи исследуют, как технологический хаос меняет нас и каким образом может выглядеть наша жизнь в ближайшем будущем.
Арти Виркант, пионер постинтернет-искусства, в своей работе «Комнаты приветствуют людей по имени» создает пространство тревоги, размывая границы между цифровым и реальным. Он ставит зрителя в ситуацию в которой различия между объектом и документом, виртуальным и материальным, а также нашим существующим идеям об авторстве и собственности становятся невидимыми.
Медиа-группа «Битник» в проекте «Случайный покупатель в даркнете» исследует тему анонимности и безопасности в сети. В рамках этого проекта авторы разработали автоматизированного бота, который случайным образом покупал товары на различных даркнет-маркетплейсах, используя криптовалюту и технологии анонимизации. Каждую неделю товары, отправленные на адрес галереи, становились объектами выставки. На протяжении нескольких месяцев выставочное пространство превращалось в карту хаотичных транзакций в режиме реального времени.
Художник Эван Рот распечатал все изображения, которые хранились в кэше его браузера с момента рождения дочери. Работа поглощает в себя зрителя, покрывая все выставочное пространство, что указывает на тотальность захвата нас цифровым контентом и невозможность структурировать весь вал информации.
Анастасия Щепина создала айдентику, а вместе с ней и вымышленный город, опутанный проводами. Антиутопия в данном случае направлена против угнетающего доминирования технологий, вытесняющих из городского пространства всех его обитателей.
Понятие «множественный субъект» принадлежит Мишелю Фуко и описывает современное не целостное, а изменчивое состояние субъективности, постоянно меняющееся в зависимости от контекстов и влияний. Мы не только по-разному проявляемся в разных жизненных обстоятельствах и ролях, в физическом и виртуальном пространствах, но зачастую не можем исчерпывающе уловить и определить все части собственной личности, представая Другим относительного себя самого.
Синди Шерман в серии фотографий показывает фазы постепенной трансформации в множество разных альтер-эго, где ее внешность и идентичность меняются на протяжении 23 последовательных изображений. Название серии «Без названия» обозначает не невозможность поименовать работу, а принципиальную неоднозначность и неназываемость, открытость личности для интерпретации.
Создавая инсталляцию «Mon chery: автопортрет в виде разрушенного сарая» Синро Отаке делает пространство метафорой не столько внутреннего хаоса, сколько сложности и многоплановости современного человека. Множество предметов, связанных с самыми разными сферами жизни и увлечениями и их соединение в пространстве, говорит о неоднородности и сложносочиненности современного субъекта.
В проекте Алисы Никоновой Image, реализованном в форме игры, пользователю предлагается помочь «найти себя» героям, потерявшим свою идентичность от стресса и тревоги.
В процессе развития современной цивилизации обилие всевозможных средств будто бы улучшающих нашу жизнь, всевозможных гаджетов, девайсов и приспособлений сильно увеличилось и переходит границы разумного. В действительности это обилие оказывает противоположный эффект — жизнь подменяется ее обустройством, ее наполненность замещается товарным многообразием и необузданным потреблением. Перепроизводство, вызванное неумеренным потреблением, это будто бы еще один способ воплощения объектного хаоса, сгущающегося вокруг человека.
«Слишком-слишком, много-много» — тотальная инсталляция Томаса Хиршхорна призывающая осмыслить социальную реальность массового производства и потребления.
Ева Хисина создает серию натюрмортов, изображая переизбыток бытовых вещей — множество предметов, выполняющих одну и ту же функцию, бесконечно накапливаются, окружая нас. Это нагромождение создает новую среду, где вещи множатся, дублируют друг друга, создавая баррикады, возведенные для безопасной и легкой жизни. Так возникает иллюзия, отраженная в названии работы — «это все нужное».
«Великий беспорядок» — термин исследователя Вивейруша де Кастру, — это ключ к пониманию глубоких, многоплановых изменений в мире антропоцена. Термин охватывает не только физический хаос, но и масштабные социальные, экологические и культурные трансформации, вызванные человеческой деятельностью. Энтропия, естественная тенденция систем к росту беспорядка, в контексте антропоцена многократно усиливается именно антропогенным воздействием, что приводит к разрушению экосистем и дестабилизации природных циклов.
В своей работе «Экосистема эксцессов» Пинар Йолдаш пытается осмыслить этот экологический хаос и задается вопросом: если бы жизнь зародилась сегодня — из того «первичного бульона», сформированного остатками пластика в океане — какими были бы живые существа? Какие рыбы будут плавать в океане, наполненном пластиком? Кто будет загорать на пляжах, пропитанных нефтепродуктами? Какие растения смогут прорастать в лесах из бетона и стали? Какие насекомые отложат яйца на асфальтовых просторах? Какие птицы будут летать по туманным утрам на фоне неба, окрашенного в цвета смога? Эти вопросы заставляют нас переосмыслить наше взаимодействие с природой и задуматься о том, каким будет будущее жизни на планете в условиях усиливающейся антропогенной энтропии.
В своем проекте «Мусор нашептал» Екатерина Сергеева рассматривает мусор как гиперобъект обладающий агентностью. Художница пытается сделать видимыми самые незначительные кусочки мусора и понять каждый из них как глобально влияющий на будущее каждого из нас.
бардак / мешанина / нагромождение / кавардак / бедлам / сумбурность / анархия / смятение / сумятица
Сон — физиологическое состояние, характеризующееся временным отключением от внешнего мира. В этом состоянии формируются сновидения — субъективные образы и сюжеты, часто нелогичные и искаженные. Теория Фрейда о снах и бессознательном оказала значительное влияние на искусство XX века, особенно на сюрреализм, где бессознательное стало ключевым источником вдохновения. Сюрреалисты стремились запечатлеть иррациональность и трансцендентность сновидений, отражая сложность человеческой психики. В современной же ситуации реальность зачастую уподобляется сну, мы с трудом можем обнаружить в ней логические связи и последовательности. Картина мира может быть увидена как сновидение, а повсеместное внедрение алгоритмов искусственного интеллекта усугубляет это состояние очень правдоподобными визуальными образами.
Джонатан Шиппер в инсталляции «Медленная комната» в течение месяца очень медленно стягивал за нити предметы обстановки гостиной, разрушая их привычное расположение в комнате. Зритель становился наблюдателем сцены сна, где привычное, остроумным образом, незаметно стремилось к хаотичному нагромождению.
В проекте «На-я-ву» Валерия Мотышен создает воображаемые пространства, исследуя восприятие окружающего мира через призму опыта переживания синдрома дереализации.
Александра Лурье в серии сгенерированных средствами нейросети фотографий «Голос деревни» воссоздает в реальности симулятивный мир русской деревни. Вымышленные частушки получают псевдодокументальный визуальный ряд, так вымышленные сновидческие образы наполняют нашу действительность, все более приближая нас к состоянию, когда невозможно различить сон и явь.
Кажется, что любая культура представляет собой противостояние нарастающей энтропии. Вероятно, вокруг этого и вертится мир — человечество бесконечно «собирает камни», но неподвластные нам силы развеивают со временем любые даже самые монументальные памятники, превращая их в пыль. Кто-то созидает, а кто-то настойчиво противодействует созиданию. Бесконечный цикл создания и разрушения, созидания и распада предстает как движущая сила мироздания.
В своей выставке «Обе белые» Владимир Потапов разрушает фальш-стены галереи, чтобы за ними зрители увидели исторические, на которых размещены «белые» работы, выполненные путем соскабливания грунта с холста — как свидетельства возникновения нового мира, словно говоря, что за хаосом и разрушением неизбежно следует восстановление.
Проект Киры Сизовой — просветительский сайт, посвященный проблеме СДВГ, строится вокруг метафоры хаоса и беспорядка, выстраивая образы гиперактивности и большого количества путающихся мыслей, но при этом несет информацию и противостоит этой проблеме, используя образы беспорядка и спутанности.
В проекте «Идеализация и контроль» Екатерина Ежова и Яна Максимова рассматривают вынесенные в название психологические феномены. Потребность в тотальной рационализации приводит нас, по мнению художниц, к иррациональным действиям, которые они и производят, отправляясь пылесосить улицу или искать оптимальную конфигурацию положения предметов на офисном столе.
Чтобы больше погрузиться в тему, мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми материалами, которые помогут вам понять ее более глубоко и расширенно.
Роберт Смитсон интересовался процессами энтропии, разрушения, старения материи и многие свои работы создавал, чтобы эти свойства проявить. Как, к примеру, в статье «Энтропия и новые монументы».
Исследование Александра Пономарева «О сопротивлении энтропии» представляет искусство как акт сопротивления энтропии и тепловой смерти Вселенной, создавая структуры, поддерживающие разницу энергий.
Мария Готова и Екатерина Ираги в интервью «Теория хаоса» говорят о том, как художники преобразуют сложные научные модели хаоса, фракталов и турбулентности в уникальные художественные формы.
Брайан Клаас в своей работе «Случайность, хаос и почему ĸаждый ваш поступоĸ имеет значение» аргументирует, что в нашем глубоко взаимосвязанном мире даже малейшая случайность, подчиняясь «эффекту бабочки», может запустить непредсказуемые цепочки событий, кардинально меняющие ход личной жизни или истории.
От древнегреческого Хаоса до научного термина «газ» — Марко Сенальди в статье «Краткая история Хаоса» прослеживает эволюцию этой концепции, показывая, как она стала основой для изображения беспорядка в искусстве XX–XXI веков.
В своей работе «Временный порядок вещей / мир как список» Зейгам Азизов предлагает взглянуть на мир через призму «списка» как инструмента, пытающегося навести временной порядок на вещи и осмыслить их место в потоке хаоса.
Анализируя случаи технологического хаоса в статье «Заклинатели хаоса (памяти Поля Вирильо)», Дмитрий Галкин приходит к выводу, что хаос в искусстве — это проявление «объективной случайности» и неуправляемых последствий.
Борис Гройс в работах Кабакова, созданных из мусора, видит саму материальную реальность и хаос, на фоне которого лишь призрачно существуют любые чистые идеи и утопии — подробнее можно прочитать в статье «Тема мусора в искусстве Ильи Кабакова».
Руководитель направления «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, кураторка и преподавательница. Регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.
Преподаватель вариатива «Видеоарт» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Современный художник. Избранные выставки: Биеннале экспериментальго кино (музей «Людвиг», Кельн, 2006), «Семейный альбом» (Государственная Галерея Нордхорн, 2012), перформанс «Художник, убей себя — стань знаменитым!» (Sophiensaele, Берлин, 2012), Street Art Museum «Убежище. Welcome to the paradise» (Санкт-Петербург, 2021).
Директор HSE ART GALLERY при Школе дизайна НИУ ВШЭ. Продюсер и куратор выставочных проектов, арт-консультант. Выпускница бакалавриата «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, специализация — куратор-исследователь.
Школа дизайна НИУ ВШЭ — подразделение Высшей школы экономики, ведущее образовательное учреждение в области дизайна, моды и искусства в России. Сегодня в структуру Школы входят 4 кампуса в разных городах, более 15 образовательных направлений, на наших программах бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования и аспирантуры учатся более 5000 студентов.
HSE ART GALLERY — галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ, основанная в 2018 году как площадка для поддержки и развития молодого искусства. Каждая новая экспозиция вносит существенный вклад в продвижение художников, делая их более заметными как для зрителей, так и для профессионального сообщества. HSE ART GALLERY регулярно открывает новые выставки в двух филиалах, входит в состав «Ассоциации галерей», участвует в ярмарках современного искусства и создает совместные проекты с культурными институциями и бизнесом.
ART ВЫШКА — арт-институция, объединяющая образовательную, научную и проектную деятельности на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ. Её основные задачи включают активное участие в культурном процессе, влияние на современную арт-повестку и изучение тенденций в области искусства.
MEDIIIA — экосистема инновационных медиасервисов, собирающих вокруг себя сообщества дизайнеров, художников и креативных предпринимателей. Исследуйте элементы платформы mediiia, чтобы узнать о возможностях для творчества и бизнеса, которые она предлагает.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.