Потом, вчера, сегодня, завтра. Выставка памяти Леонида Бажанова

Потом, вчера, сегодня, завтра

Регистрация на вход

Вход на площадки HSE ART GALLERY бесплатный и осуществляется по предварительной регистрации

В HSE ART GALLERY на Пионерке открылась выставка «Потом, вчера, сегодня, завтра», посвященная Леониду Бажанову (1945–2025) — ключевой фигуре российского современного искусства, чьи идеи и действия изменили культурный ландшафт страны.

Леонид Бажанов в своем кабинете дома на Малой Грузинской. Вторая половина 80-х. Фото из личного архива Леонида Бажанова
Леонид Бажанов в своем кабинете дома на Малой Грузинской. Вторая половина 80-х. Фото из личного архива Леонида Бажанова

Леонид Бажанов начал свой путь в 1960-е, когда современное искусство в СССР существовало в тени запретов. Он не просто наблюдал за историей — он её формировал. От квартирных выставок, где художники-нонконформисты показывали работы подпольно, до создания первого в России Государственного центра современного искусства — Бажанов превратил некогда маргинальное явление в институциональную систему с международным признанием.

Его жизнь — это история действия, где каждый шаг был стратегией вперемешку с чутьем и фантазией. Леонид Бажанов избегал громких слов — свои проекты он называл «затеями». Зная, что искусство может изменить страну, он создавал пространства для него даже там, где это было невозможно представить: превращал подвалы в галереи, научные институты — в площадки для дискуссий, а кабинеты чиновников — в переговорные для культурной дипломатии. Он не боролся против системы — он строил поверх неё, доказывая, что современное искусство не может существовать в подполье, когда у него есть аудитория и будущее.

Основу выставки составляют материалы из домашнего архива Бажанова, который впервые становится публичным. Рукописные заметки, схемы с именами художников, письма коллегам и документы — всё это не просто артефакты прошлого, а свидетельства его уникального образа мысли. 

Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова

Важный акцент экспозиции — художественные работы самого Бажанова. Графика, эскизы и абстрактные живописные полотна, созданные им в 1960–1980-х годах, десятилетиями висели в его квартире на Малой Грузинской, но почти никогда не покидали её стен. Пейзажи Паланги, Углича и Киргизии, созданные во время поездок, и абстракции вроде «Памяти В. Вейсберга» или «Мнимого присутствия» — это не случайные этюды, а часть его внутренней системы координат. Бажанов не стремился выставлять их наравне с работами других художников, хотя относился к ним с трепетом. Показ этих работ — не попытка «открыть нового художника», а желание показать, как художественная практика Бажанова переплеталось с его институциональной миссией. Его абстракции, где форма и цвет становятся языком свободы, — это те же принципы, которые он отстаивал в масштабных культурных проектах. Выставляя эти работы сегодня, кураторы подчеркивают, что Бажанов никогда не стремился конкурировать с другими художниками. Он выбрал роль архитектора системы, но его собственные произведения — вероятно ключ к пониманию того, почему он верил, что искусство способно менять реальность.

Леонид Бажанов. Пейзаж (правая часть Диптиха №1), 1974
Леонид Бажанов. Пейзаж (правая часть Диптиха №1), 1974
Леонид Бажанов. Памяти В. Вейсберга, 1985
Леонид Бажанов. Памяти В. Вейсберга, 1985
Леонид Бажанов, Углич, 1968
Леонид Бажанов, Углич, 1968
Леонид Бажанов. Памятник Пушкину Из серии «Детские воспоминания», 1976
Леонид Бажанов. Памятник Пушкину Из серии «Детские воспоминания», 1976
Леонид Бажанов. Киргизия, лето 1970
Леонид Бажанов. Киргизия, лето 1970
Графика из личного архива Леонида Бажанова
Графика из личного архива Леонида Бажанова
Леонид Бажанов. Киргизия, лето 1970
Леонид Бажанов. Киргизия, лето 1970
Леонид Бажанов. Киргизия, лето 1970
Леонид Бажанов. Киргизия, лето 1970
Леонид Бажанов. Мнимое присутствие (левая часть Диптиха №1), 1974
Леонид Бажанов. Мнимое присутствие (левая часть Диптиха №1), 1974

Ритмообразующий элемент экспозиции — шесть монументальных фанерных досок. Они обозначают ключевые этапы пути Бажанова: от подпольных квартирных выставок и проекта «Эрмитаж» в Беляево до создания ГЦСИ и образовательной программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Вокруг них — документы, фотографии и воспоминания друзей, рассказывающие об образе мысли Бажанова, времени, в котором они работали, и локальных инициативах, вырастающих в масштабные институции. Здесь нет хронологии в классическом понимании: архивные материалы переплетаются тематически, а невыдуманные истории о Венецианской биеннале и студенческих просмотрах звучат как прямая речь самого Бажанова. Выставка избегает мифологизации: вместо реконструкций — видеозаписи, где он рассказывает про открытие ЦСИ на Якиманке, и рабочие заметки с оценками студенческих проектов. Даже нерасшифрованные пометки на полях становятся метафорой: наследие Бажанова — это не музейный экспонат, а живой процесс, который продолжается в тех, кто сегодня создает музеи, галереи и образовательные программы.

Леонид Бажанов. Первая половина 1980-х. Фото из личного архива Леонида Бажанова
Леонид Бажанов. Первая половина 1980-х. Фото из личного архива Леонида Бажанова

«Делать всё и вопреки всему» — этот принцип стал основой для профессионального поля, которое когда-то невозможно было представить. Выставка — напоминание, что за каждой институцией, за каждым музеем или галереей, стоят не абстрактные «системы», а люди: те, кто рискует, спорит с невозможным и верит в искусство. Архив Бажанова, который команда Школы дизайна НИУ ВШЭ планирует оцифровать и сделать публичным, — не просто собрание документов. Это инструкция для следующих поколений, готовых продолжить его «затею»: строить поверх барьеров, создавать диалог на месте недопониманий и превращать искусство в язык, на котором говорит будущее.

Благодарим Татьяну Растопчину и Джека Бажанова за доверие и возможность сделать этот проект. Ирину Горлову, Сашу Обухову, Дарью Пыркину, Нину Зарецкую, Владислава Ефимова, Юрия Аввакумова, Ирину Алпатову, Анну Бирштейн, Анну Гор, Франциско Инфанте, Магомеда Кажлаева, Алёну Кирцову, Ирину Коробьину, Нину Котёл, Владимира Левашова, Виктора Мизиано, Арсения Мещерякова, Ирину Нахову, Милену Орлову, Василия Перфильева, Александру Першееву, Елену Цветаеву, Михаила Швыдкого, Валерия Юрлова — за поддержку, помощь и воспоминания. Татьяну Растопчину, Виктора Мизиано, Владислава Ефимова, Александра Шабурова, Архив Музея «Гараж» и Школу дизайна НИУ ВШЭ — за предоставление материалов.

КУРАТОРЫ

Юля Евстратова

Куратор, со-основательница художественно-садоводческой инициативы «Будет сад» (2022—...). Выпускница бакалавриата «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, студентка магистратуры «Современные технологии преподавания дизайна и искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Роман Миронов

Куратор. Кураторская практика тесно взаимосвязана с сайт-специфичными проектами, инсталляциями и новыми подходами в работе с пространством. Также в зоне интересов архивный поворот и memory studies. Курировал выставки «Свобода абсурда» в ЦТИ Фабрика и «сказка непослушна птичке» в выставочном зале РГБМ, а также серию проектов в музее-заповеднике Архангельское. Студент магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Васса Пыркова

Директор HSE ART GALLERY при Школе дизайна НИУ ВШЭ. Продюсер и куратор выставочных проектов, арт-консультант. Выпускница бакалавриата «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, студентка магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

АДРЕС И ГРАФИК РАБОТЫ

HSE ART GALLERY на Пионерской
Малая Пионерская, 12

График работы галереи: вторник–воскресенье | 12:00–20:00
Вход свободный по предварительной регистрации

ОРГАНИЗАТОРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ

Директор HSE ART GALLERY: Васса Пыркова 
Продюсеры: Анастасия Шабашова, Елена Кипру, Полина Саратовская
Графический дизайн: HSE DESIGN LAB