По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Приглашаем студентов, преподавателей и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ принять участие в open call’е к выставке на тему «Человек уставший», которая пройдет в рамках выпускного фестиваля Школы на одной из крупных выставочных площадок Москвы в июне 2021 года.
Астения (греч. astheneia — слабость, бессилие, от a — не, stheneia — сила, мощь) — болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов. © Википедия
Не с удовольствием ли в наше время каждый из нас припишет себе подобное состояние болезненной усталости? Дальше мы добавим еще несколько индивидуальных жалоб и обстоятельств, приведших нас к нему, вздохнем, упомянем пандемию и так далее. Однако первое, от чего бы хотелось предостеречь потенциальных участников данного open call`а, — от интерпретации усталости как психосоматического состояния, ведь подобные рассуждения уже встроены в массовую культуру и являются своего рода общим местом.
Хотелось бы обратить внимание, что ещё в 1970 году в своей книге «Общество потребления. Его мифы и структуры» французский философ и социолог Жан Бодрийяр формулирует усталость как один из эффектов современного (западного) постиндустриального общества. Он говорит об усталости как об эффекте социума, постоянно стремящегося через прогресс к уничтожению всякого усилия — к легкости, автоматизации, разрешению напряжений, но достигающего в этом стремлении ровно противоположного результата, становясь «обществом стресса, напряжения, допинга». При этом Бодрийяр настаивает на том, что «усталость не является пассивностью, противостоящей внешней социальной сверхактивности, — она, напротив, единственная форма активности, противостоящая в некоторых условиях принуждению к общей пассивности, присущему современным общественным отношениям».
С момента, когда Бодрийяр заметил уставшего «героя потребления» прошло 50 лет, и за это время он, кажется, успел превратиться из героя в вид — homo lassus, человека уставшего. И если философ видел в усталости скрытую активность, содержащую в себе потенциал восстания, подтверждая это событиями 1968 года, то какова же современная усталость? Содержит ли в себе современная фундаментальная неудовлетворенность возможности перехода в открытое высказывание порождающих ее причин и тем более открытого протеста? Ведь кажется, что чем дольше длится эта усталость, тем меньше она astheneia — слабость, бессилие, и тем больше она phlegma — жидкость, мокрота — невозмутимое спокойствие на грани с безразличием.
Мы предлагаем участникам open call`а — студентам и преподавателям Школы дизайна — порассуждать о том, что привело нас в данное состояние, каковы его эффекты и существуют ли пути выхода из него и его преодоления. Мы просим интерпретировать тему достаточно широко. Не стоит подходить к вопросу слишком «в лоб». Усталость не ограничивается темой карантина (уже всем надоевшей) или эмоциональным выгоранием. Постарайтесь найти новый ракурс, интересные решения для ваших проектов. Мы приветствуем как ироничные работы, так и серьезные исследования. В рамках фестиваля, помимо выставки, будет организована масштабная образовательная программа, серия показов анимации, видеоарта и кино, «библиотечная» зона с книгами и зинами, концерты, фэшн-показ и многое другое.
Такой подход предполагает максимально широкие возможности для участников конкурса: вы можете подавать заявки не только на участие в выставке, но и предлагать видеоработы для программ кинопоказов, напечатанные визуальные исследование или книги для библитеки, выступления для образовательной и перформативной программы или предложить собственный формат события внутри фестиваля. Проектами в области коммуникационного дизайна могут стать плакаты к несуществующему фильму «Человек уставший», серия макетов упаковки для «уставшего человека» и т.д.
С 20 июля по 1 августа в рамках выставки «Человек уставший» запланирована образовательно-дискуссионная программа «Конгресс уставших».
Конгресс посвящен обсуждению феномена усталости, которая пронизывает и формирует наше существование в современном мире — отчасти или постоянно.
Мы ждем заявок от специалистов в области культуры, искусства и дизайна, философии, социологии, психологии и других наук о современном состоянии человека и общества, также мы приглашаем к участию студентов и молодых исследователей.
Мы полагаем, что участникам конгресса будут интересны разные тональности размышлений об усталости:
аналитическое высказывание, при котором усталость (или ее проявления в культуре) рассматривается как предмет исследовательского интереса, триггер для интуиций и производства дискуссий, выяснения и разъяснения;
критическое высказывание, предполагающее активную позицию исследователя, стремящегося изменить status quo и сломать социально-экономические «машины», порождающие «усталость от...» (капитализма, популизма, скептицизма, корреляционизма; подставить нужный «-изм»);
деятельное высказывание, ответ художника этому полному усталости, разочарования и ламентаций миру, жизненные стратегии уставшего человека.
Дедлайн: 17 мая 2021 года
1. Индивидуальные выступления с докладами
2. Панельная дискуссия
3. Круглый стол
4. Мастер-класс / artist talk
5. Перформанс
Александра Першеева, кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, специалист по семиотике и общей теории искусства;
Татьяна Фадеева, кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, специалист по искусству новейших форматов;
Анна Краснослободцева, театровед, старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
Виктория Нестерова, аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ, философ.
академический руководитель образовательной программы «Дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, преподавательница, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.
cовременная художница, кураторка, арт-критик, участница российских и международных выставок, руководитель межрегиональной творческой мастерской ТСХР, лауреат премии Кандинского, куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ
кураторка, директорка HSE ART GALLERY
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.