Open call выставки «Человек уставший»

MK Kaehne, Koffer: Modell der moderne Mann (Entspannung) 2000, Holz, Edelstahl, Leder, Velours
MK Kaehne, Koffer: Modell der moderne Mann (Entspannung) 2000, Holz, Edelstahl, Leder, Velours

Приглашаем студентов, преподавателей и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ принять участие в open call’е к выставке на тему «Человек уставший», которая пройдет в рамках выпускного фестиваля Школы на одной из крупных выставочных площадок Москвы в июне 2021 года.

Астения (греч. astheneia — слабость, бессилие, от a — не, stheneia — сила, мощь) — болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов. © Википедия

Не с удовольствием ли в наше время каждый из нас припишет себе подобное состояние болезненной усталости? Дальше мы добавим еще несколько индивидуальных жалоб и обстоятельств, приведших нас к нему, вздохнем, упомянем пандемию и так далее. Однако первое, от чего бы хотелось предостеречь потенциальных участников данного open call`а, — от интерпретации усталости как психосоматического состояния, ведь подобные рассуждения уже встроены в массовую культуру и являются своего рода общим местом.

Хотелось бы обратить внимание, что ещё в 1970 году в своей книге «Общество потребления. Его мифы и структуры» французский философ и социолог Жан Бодрийяр формулирует усталость как один из эффектов современного (западного) постиндустриального общества. Он говорит об усталости как об эффекте социума, постоянно стремящегося через прогресс к уничтожению всякого усилия — к легкости, автоматизации, разрешению напряжений, но достигающего в этом стремлении ровно противоположного результата, становясь «обществом стресса, напряжения, допинга». При этом Бодрийяр настаивает на том, что «усталость не является пассивностью, противостоящей внешней социальной сверхактивности, — она, напротив, единственная форма активности, противостоящая в некоторых условиях принуждению к общей пассивности, присущему современным общественным отношениям».

С момента, когда Бодрийяр заметил уставшего «героя потребления» прошло 50 лет, и за это время он, кажется, успел превратиться из героя в вид — homo lassus, человека уставшего. И если философ видел в усталости скрытую активность, содержащую в себе потенциал восстания, подтверждая это событиями 1968 года, то какова же современная усталость? Содержит ли в себе современная фундаментальная неудовлетворенность возможности перехода в открытое высказывание порождающих ее причин и тем более открытого протеста? Ведь кажется, что чем дольше длится эта усталость, тем меньше она astheneia — слабость, бессилие, и тем больше она phlegma — жидкость, мокрота — невозмутимое спокойствие на грани с безразличием.

Мы предлагаем участникам open call`а — студентам и преподавателям Школы дизайна — порассуждать о том, что привело нас в данное состояние, каковы его эффекты и существуют ли пути выхода из него и его преодоления. Мы просим интерпретировать тему достаточно широко. Не стоит подходить к вопросу слишком «в лоб». Усталость не ограничивается темой карантина (уже всем надоевшей) или эмоциональным выгоранием. Постарайтесь найти новый ракурс, интересные решения для ваших проектов. Мы приветствуем как ироничные работы, так и серьезные исследования. В рамках фестиваля, помимо выставки, будет организована масштабная образовательная программа, серия показов анимации, видеоарта и кино, «библиотечная» зона с книгами и зинами, концерты, фэшн-показ и многое другое.

Такой подход предполагает максимально широкие возможности для участников конкурса: вы можете подавать заявки не только на участие в выставке, но и предлагать видеоработы для программ кинопоказов, напечатанные визуальные исследование или книги для библитеки, выступления для образовательной и перформативной программы или предложить собственный формат события внутри фестиваля. Проектами в области коммуникационного дизайна могут стать плакаты к несуществующему фильму «Человек уставший», серия макетов упаковки для «уставшего человека» и т.д.

Виктор Пивоваров, «Режим дня одинокого человека» и «Проект жилого помещения для одинокого человека», 1975
Виктор Пивоваров, «Режим дня одинокого человека» и «Проект жилого помещения для одинокого человека», 1975
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
  • К участию приглашаются студенты, преподаватели и выпускники всех профилей обучения Школы дизайна НИУ ВШЭ.


  • Заявка может быть предоставлена как персонально студентом/куратором, так и художественным дуэтом/группой и т.п.


  • Избранные работы финалистов получат финансирование на производство и оформление проекта (по решению экспертной комиссии).


  • На конкурс принимаются работы любого формата и типа. На выставке будет показана деятельность всей Школы дизайна, каждого образовательного профиля. Если проект соответствует заявленной кураторами теме, то он может быть выполнен в любом жанре и материале.

  • Проект может быть подан как в готовом виде (фотографии итоговых работ, диджитал макеты и т.д.), так и в подробном эскизном варианте (описание концепции, эскизы и/или подборка референсов).
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ
  • Подача заявок осуществляется через онлайн-форму.
  • Конкурс проходит в несколько этапов.
  • Работы, созданные в рамках III модуля, принимаются до 29 марта 2021 года.
  • Работы, созданные в рамках IV модуля, принимаются до 16 мая 2021 года.
  • В рамках конкурса планируется несколько консультационных встреч с кураторами выставки — о них будет объявлено позднее.
  • Шорт-лист участников проекта будет объявлен в мае 2021 года.
  • Выставка пройдет на одной из крупных выставочных площадок Москвы в июне 2021 года.
OPEN CALL выставки «Человек уставший»
КУРАТОРКИ ПРОЕКТА

художница, кураторка, преподавательница, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства. В настоящее время — академический руководитель программы «Дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

cовременная художница, кураторка, арт-критик, участница российских и международных выставок, руководитель межрегиональной творческой мастерской ТСХР, лауреат премии Кандинского, куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ

кураторка, директорка HSE ART GALLERY