3 ДЕКАБРЯ 2021 — 20 ФЕВРАЛЯ 2022

ДЕЛИКАТНЫЙ ФРАКТАЛ

ВЫСТАВКА ПРОТЕЯ ТЕМЕНА

С 3 декабря по 20 февраля 2022 года в HSE ART GALLERY пройдет выставка Протея Темена «Деликатный фрактал». Графика, объекты, видео и мультимедийная инсталляция, представленные на выставке, — часть большого проекта «Внутренняя школа открытых исследований», внутри которого художник изучает тонкие связи и пересечения между наукой, случайностью момента и поэзией повседневности.

Практики Протея Темена можно описать как визуальное предчувствие мира, который понял себя заново после масштабных инфосоциальных изменений. Художник взаимодействует с общим инфополем как проводник и регистратор событий, которые пока не были названы и полностью включены в классическую картину представлений о действительности. Протей нарочно избегает точного называния процессов, которые изображает. Нужной терминологии пока не существует — эти явления еще не произошли или не случатся вовсе.

Через несколько десятилетий количество «искусственной» информации превысит количество информации биологической. То есть данных, созданных людьми и алгоритмами, станет больше, чем всех данных, зашифрованных в ДНК биологических форм жизни. Этот переход, вероятнее всего, определит развитие новых видов наук, способов понимания и взаимодействия с миром. Некоторые ученые уже сейчас призывают рассматривать познание как коллективный процесс. Мы не можем разобраться в том, как именно работает наш мозг, потому что концентрируемся на индивидуальном уме. Тогда как сознание, получив надстройку гипер-сетей, функционирует как коллективный феномен. Также серьезную роль в пересборке архитектуры институтов знания играют алгоритмы. Поисковые системы стали гораздо больше влиять на наш выбор, чем человеческие рекомендации — таким образом, алгоритмы меняют картину мира не меньше, чем устремления человечества.

Внутри проекта Протея Темена все эти масштабные изменения произошли давно, и их последствия стали нормой. Мы видим призрак еще не наступившего, но вероятного будущего. Первый зал выставки — рабочий кабинет из «прошлого» науки (то есть нашего настоящего), архаическая колыбель сознания ученого, который не знает, куда он движется, но испытывает глубокую необходимость в этом движении. Мы, зрители, смотрим на этот кабинет глазами человека нового времени как на кабинет редкостей, воссозданный по отрывочным знаниям об истории науки. Меловая доска здесь — что-то среднее между живым существом и окаменелостью, а не утилитарный инструмент для получения и передачи знаний. Измерительные приборы из бумаги — напоминают сразу десятки механизмов: их функционал невозможно определить — он то ли уже забыт, то ли еще не открыт. Формулы и схемы на полках стеллажей сложно поддаются расшифровке, но принадлежат миру, где главная цель — углубление знания и его передача от человека к человеку. Это знание тактильно и сентиментально, оно привязано к физическому миру, к эмоциональному и наивному сознанию человека нашего времени.

Центральная работа выставки «Океан памяти» — генеративная медиа-инсталляция, собранная из сотен отрезков видео, звуков и текстов. Это информация заполнила собой все вокруг, разлилась океаном, вобравшим в себя все отдельно звучащие голоса. Цифровой бульон из человеческих и нечеловеческих умов существует в мире, где больше нет насилия и боли. Здесь осталась только поэзия знания, которое может мгновенно получить каждый желающий. Это новый тип сознания, который думает, что чувствует и дышит. Мы можем прислушаться к тому, как оно дышит, мы можем узнать отдельные слова, но мы не можем вникнуть в то, как оно решает и думает. Мы видим скорее отражение своих переживаний.

Стела в центре последнего зала выставки походит на информационную панель. Она напоминает о том, какой была наша природа до наступления синергического века высоких технологий, ставших частью глобального сознания. Для кого существует этот одинокий ориентир — открытый вопрос. Останутся ли в будущем глаза и умы, которым будут нужны регулирующие инструменты в виде науки, искусства, философии и других социальных институтов, и останется ли вообще в этом мире место для человека — неизвестно.

Кураторка: Юлия Юсма
Продюсерка: Екатерина Бурханова
Менеджерка: Юлия Кожемяко
Редакторки: Наиля Гольман, Кристина Крутилина
Видеоинженер: Максим Харин
Музыка, продакшн и исполнение: Хлои Люэр/Chloë Lewer (B O K E H)
Мастеринг: Ваутер Рентема/Wouter Rentema
Видео-ассистентка: Анастасия Панина
Звукорежиссер: Тимофей Кайгородов
Технический директор: Евгений Пятаков
Монтаж: Сергей Ананьев, Антон Кравченко, Дмитрий Ибрагимов

  • Время работы выставки: 12:00 — 20:00 / среда — воскресенье
  • Адрес: HSE ART GALLERY, ул. Малая Пионерская, 12. м. «Павелецкая»
  • Вход свободный при предъявлении QR — кода / отрицательного ПЦР теста (72 часа)
ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА

Директорка HSE ART GALLERY. Входила в кураторские группы II и III Международной биеннале уличного искусства Artmossphere (2016, ЦВЗ Манеж, 2018 ЦСИ Винзавод), фестиваля «ПОЛИТЕХ» (Парк Горького, 2018). Курировала выставочные площадки «Новое крыло Дома Гоголя» (2014 — 2016) и галерея «Комната» (2010 — 2014).

Междисциплинарный художник, сооснователь Школы дизайна НИУ ВШЭ, сооснователь и визуальный директор технологического стартапа Endel. Создает графику, объекты, видео, инсталляции. Живет и работает в Берлине. Участник более сотни выставок с широкой географией — Москва, Нью-Йорк, Амстердам, Барселона, Берлин, Лондон, Венеция, Верона и др. Работы художника находятся в собрании Московского Музея Современного Искусства, Российской Государственной Библиотеке, частных коллекционеров.

Избранные персональные проекты:

Now. After. What • Artissima art fair, Gallerie Maurizio Corraini, Турин, Италия, 2021
Joint Studies • Gallerie Maurizio Corraini, Мантуя, Италия, 2021
Probability of Chance • Galerrie Maurizio Corraini, Corrainimamabo, MAMBO, Arte Fiera Bologna, Болонья, Италия, 2020
Total Timeline • Corraini Gallery, Artverona Fair, Верона, Италия, 2019
Everything is Gonna Be Fine • Social Club Creative Space, Лос-Анжелес, Калифорния, 2018
Having coffee making calculations • First Person exhibition / Magazijn, Amsterdam Art Weekend, Амстердам, Нидерланды, 2017
«Knowledge Of» (with Lucas Gutierrez) • Aperto Raum, Берлин, Германия, 2017
«Как муравей космонавту в ухо залез», Московский Архитектурный Институт, Москва, Россия, 2016
«Пещера щедрости» • Московский музей современного искусства, Москва, Россия, 2014
Passion • Rojo Nova, Сан-Паулу, Бразилия, 2011

Избранные групповые проекты:

Knowledge Of, Chapter B • The Quickest Via pavilion, The Wrong biennale, World Wide Web, 2017
«Процессы и взаимодействия» • Art4 Museum, Москва, Россия, 2016–2017
Various Works Selection • META — The Wrong New Digital Art Biennale, 180 Creative Camp, Абрантиш, Португалия, 2014
Newspaper • L’École européenne supérieure d’art de Bretagne, Ренн, Франция, 2013
Passion the Movie. New Cut • Nova Festival, Auditório MIS, Сан-Паулу, Brasil, 2012
Videomix, Gogbot Festival • Planetart, Энсхеде, Нидерланды, 2011
Videosculptures • La Biennale di Venezia, Internet Pavilion, BYOB, Venice, Italy, 2011

Школа дизайна НИУ ВШЭ — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, входящей в список 40 лучших молодых университетов мира и ставшей лучшим российским вузов в категории Art&Design по версии ведущего международного образовательного рейтинга QS-2021. В Школе дизайна учится более 2700 студентов, для которых открыты программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования. Также Школа предлагает детские курсы по более чем 15 образовательным направлениям.

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Бакалаврский профиль «Дизайн и современное искусство».

Профиль нацелен на подготовку художников в классическом понимании профессии, а также художников-экспериментаторов, занимающихся актуальным искусством, работающих в частности с мультимедийными и mixed-media проектами. Учебная программа профиля включает в себя работу с объектами, инсталляциями, перформансом, видео и другими художественными медиумами, а также изучение графических и мультимедийных технологий. Кроме того, студенты осваивают широкий круг теоретических дисциплин. Неизменным остается проектный формат обучения, отлично зарекомендовавший себя за годы существования Школы дизайна.