Выставка Diploma23

Выставка Diploma23

Diploma23 — это выставка дипломных проектов бакалаврского профиля «Дизайн и современное искусство» 2023 года в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Каждая работа представляет собой элемент самостоятельного высказывания, которое весной было реализовано в формате выставки или иного события на площадках Москвы: от ЦТИ «Фабрика» до галереи Iragui.

Diploma — это ежегодные выставки HSE ART GALLERY, объединяющие дипломные работы студентов и наглядно представляющие результат четырехлетнего обучения авторов в бакалавриате Школы дизайна. В этом году выставка объединила проекты, созданные в различных медиумах: видео-арт, фотография, документация перформансов, объекты и скульптуры. Экспозиция также дополнена «визуальными исследованиями» — книгами, позволяющими погрузиться в культурологический контекст и познакомиться с концепциями, повлиявшими на создание итогового проекта.

Самостоятельные художественные высказывания в контексте выставки объединены понятием «ошибка». Кураторы выставки: Константин Аджер, Мария Челоянц и Гоша Голицын — предлагают пересмотреть само значение этого слова и отказаться от его негативной коннотации. Они считают, что «послушный художник — плохой художник». Участники выставки принимают ошибки и неточности, несовпадения и несоответствия как важную часть конечного результата. Действуя не по правилам, они повышают ценность разнообразия и инаковости.

Катерина Михайлова. сядь поешь, 2023
Катерина Михайлова. сядь поешь, 2023
Екатерина Рубцова. Переходный диктант, 2023
Екатерина Рубцова. Переходный диктант, 2023
Эллина Тагирова. Чәй эчәсеңме?, 2023
Эллина Тагирова. Чәй эчәсеңме?, 2023
Елизавета Абянц. Свет дарит мне шанс быть честной, 2023
Елизавета Абянц. Свет дарит мне шанс быть честной, 2023
Даяна Мангутова. Я, 2023
Даяна Мангутова. Я, 2023

Само искусство — погрешность в системе, основанной на рациональности и целесообразности. Это творческая интеллектуальная сила, которая работает на горючем промашек и оплошностей и вырабатывает антитела сопротивления старым художественным структурам. Художники, вошедшие в историю, неизменно размыкали рамки и разрушали строгие каноны. Действовать жестко по правилам и шаблонам здесь невозможно. Искусство дает встряску стереотипному, регрессивному и атоничному мышлению и открывает новые перспективы.

Анастасия Самилова. (зеленый домик), в котором кто-то живет, 2023
Анастасия Самилова. (зеленый домик), в котором кто-то живет, 2023

Параллельная программа выставки

25 ноября, 19:00 — «‎стойте, еще рано», перформанс от Катерины Михайловой в рамках открытия выставки

Накрывание стола — процесс, на время которого пища, которую на тарелках выносят ставить на соответствующие места, становится сакральной.

В данном делегированном перформансе художница стремится осмыслить сокраликацию подготовки к трапезе как процесс, который давлеет над готовящими, требует особой хореографии и правил сервировки.

Смещая фокус внимания с предмета трапезы на подготовку к ней, на передний план выходит образ сверх-труда, также ритуализированное в опыте готовки ожидание приема пищи.

Малая Пионерская, 12
HSE ART GALLERY

Регистрация

2 декабря, 17:00 — «‎Переходный диктант», хеппенинг от Екатерины Рубцовой

Главное событие хэппенинга — видоизмененный школьный диктант, содержанием которого является подростковое письмо-признание в любви.

Люди, пришедшие на хэппенинг, становятся участниками диктанта. Выставочное пространство приобретает атрибуты школьного кабинета: парты, преподавательский стол, плакаты с правилами на стенах.

Хэппенинг «Переходный диктант» это новый взгляд на подростковость как опыт. Мероприятие ставит своей целью переосмысление подросткового прошлого, как личного, так и коллективного, а также его принятие.

По своей форме диктант — очень четкая, ограничивающая практика, которая нужна, чтобы выявить уровень знания и оценить его по пятибалльной шкале. Она противоположна любому свободному, творческому учебному заданию. Подростковое письмо-признание в любви, наивное, нелепое, искреннее, контрастирует и с диктантом, и со школой как институтом контроля в целом, взламывая их.

Таким образом хэппенинг заостряет внимание на игнорировании системой личности подростка, на активном нежелании ее замечать и, следовательно, на ее подавлении.

Екатерина Рубцова — художница, выпускница школы дизайна с направления дизайн и современное искусство 2023 года, живет и работает в Москве. Участница таких выставок как «Я всегда знал, что мы встретимся» в Третьем месте, Санкт-Петербург, «День открытых дверей в нии будущего» в Солянке, Москва, а также персональных выставок.

Малая Пионерская, 12
HSE ART GALLERY

Регистрация

9 декабря, 19:00 — Кураторская экскурсия по выставке Diploma23

Константин Аджер, Мария Челоянц и Гоша Голицын — параллельно являются преподавателями участников выставки, поэтому на кураторской экскурсии можно будет узнать не только о концепции выставки, но и подробнее о процессе создания работ.

Малая Пионерская, 12
HSE ART GALLERY

Регистрация

15 декабря, 19:30 — Круглый стол «Ошибка — новая норма?»

Дипломная выставка выпускников Школы дизайна под кураторством их руководителей в нынешнем году концентрируется вокруг понятия ошибки. От чисто школьной, ученической интерпретации ошибки как неизбежного «зла» процесса обучения кураторы переходят к рассуждениям о том, что есть (и есть ли) понятие нормы несоответствия норме в современном искусстве. И убедительно показывают, что если бы все авторы-новаторы своего времени действовали строго по правилам и канонам, никакого развития, возможно, и не было бы. Даже само искусство как таковое дипломные руководители трактуют как своего рода сбой в системе рациональности и целесообразности — в самом деле, вспомним кантианское «целесообразность без цели». Сегодняшнее образование становится все более нормативным и зарегламентированным, в то же время «турбулентная» реальность требует гибкости, адаптивности, применения нестандартных подходов и постоянного «пересобирания» предшествующего опыта. Как сегодня следует относиться к норме, истине, заблуждению и ошибке, мы и предлагаем обсудить на круглом столе.

Малая Пионерская,12
HSE ART GALLERY

Регистрация

14 января, 17:00 — Финисаж выставки: кураторская экскурсия и ‎‎ «Авторский соматический урок-практика », перформанс от Кирилла Васильева

В програме финисажа:
17.00 — кураторская экскурсия от Марии Челоянц и Гоши Голицына
18.00 — ‎‎Авторский соматический урок-практика«, перформанс от Кирилла Васильева

Бывший курьер службы доставки Кирилл Васильев проведет для всех желающих бесплатный авторский соматический урок-практику.

В нем произойдет работа с воспоминаниями и ощущениями тела во время работы. Рассмотрим то, как нагрузки влияют на строение костей и суставов. Будем обращаться к темам равновесия и гравитации. Поработаем с поясничным отделом и линиями блоков мышц, которые задействованы во время работы.

Художник задаётся вопросам: как работа влияет на наши тела? Какие телесные терапевтические практики восстановления тела после работы существуют? Всем ли они доступны? Помогают ли они нам сделать свое тело свободнее или оказывают временный эффект? Какой тип тел воспитывается соматикой?

Кирилл Васильев — молодой мультидисциплинарный художник и дизайнер коммуникаций. Окончил направление дизайна и современного искусства НИУ ВШЭ. Его работы принимали участие в групповых выставках Граунд Солянки и HSE ART GALLERY. Наполненная личным психологизмом серия графических работ «Мать» получила специальное упоминание в шорт листе галереи Объединения и сервиса Ясно. За последние 2,5 года он работал с видео, перформансом, печатной графикой, тушью и акрилом. На данный момент исследует танц-перформанс в магистратуре Академии Русского балета им. Вагановой.

Малая Пионерская,12
HSE ART GALLERY

Регистрация

Кирилл Васильев. Кейс-гуру, 2023
Кирилл Васильев. Кейс-гуру, 2023
Маргарита Тимощенко. Выход в город, 2023
Маргарита Тимощенко. Выход в город, 2023
Варвара Медуницына. Наше поле, 2023
Варвара Медуницына. Наше поле, 2023
Мария Авданина. do you even care about me or what the **** is healing era, 2023
Мария Авданина. do you even care about me or what the **** is healing era, 2023
Алиса Мюдеррисоглу. WITNESSING MORTALITY, 2023
Алиса Мюдеррисоглу. WITNESSING MORTALITY, 2023
Анна Шитова. Поэтический вечер Ивана Горохова «Избранное сердцем», 2023
Анна Шитова. Поэтический вечер Ивана Горохова «Избранное сердцем», 2023
Кристина Ситникова. Среда заданного уровня, 2023
Кристина Ситникова. Среда заданного уровня, 2023

УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ

Елизавета Абянц, Мария Авданина, Кирилл Васильев, Яна Егармина, Анастасия Елизарьева, Рената Кафиатулина, Даяна Мангутова, Варвара Медуницына, Катерина Михайлова, Алиса Мюдеррисоглу, Екатерина Рубцова, Анастасия Самилова, Кристина Ситникова, Эллина Тагирова, Маргарита Тимощенко, Анна Шитова

КУРАТОРЫ ВЫСТАВКИ
Мария Челоянц

Мария Челоянц

Художник, резидент самоорганизации NONSNS, до этого самоорганизации APXIV. Преподавала графический дизайн в МГХПА им. С. Г. Строганова, на кафедре «Коммуникативный дизайн» (Доцент), современное искусство в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Выпускница Института Проблем Современного Искусства (ИПСИ).

Константин Аджер

Константин Аджер

Художник, дизайнер, музыкант. Участник группы ESCAPE (2007–2011), ЗАПАСНОЙ ВЫХОД (1996–2003). Куратор направления «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Гоша Голицын

Гоша Голицын

Художник, резидент самоорганизации NONSNS, до этого самоорганизации APXIV, преподавал современное искусство в Школе дизайна НИУ ВШЭ, выпускник Института Проблем Современного Искусства (ИПСИ).

ОБ ОРГАНИЗАТОРАХ

Школа дизайна НИУ ВШЭ — подразделение Высшей школы экономики, ведущее образовательное учреждение в области дизайна, моды и искусства в России. Сегодня в структуру Школы входят 4 кампуса в разных городах, более 15 образовательных направлений, на наших программах бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования и аспирантуры учатся более 5000 студентов.

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY — подразделение Школы дизайна НИУ ВШЭ, открытое в 2018 году. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. Миссия галереи — продвижение и поддержка молодых художников — студентов различных направлений на базе полностью укомплектованной площадки.