По общим вопросам
Вход на площадки HSE ART GALLERY бесплатный и осуществляется по предварительной регистрации
Выставка трёх выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ — Ники Хахаевой, Екатерины Бровкиной и Софии Чичкиной — объединяет три самостоятельных высказывания, в которых каждая художница по-своему исследует потенциал постдигитальной живописи, когда экран, алгоритм и тело больше не существуют порознь.
Соединяя личный опыт с визуальными экспериментами, они работают с эстетикой незавершённости, искажения и шума — будь то цифровые глитчи, сбои восприятия или фрагментарность образа.
В центре внимания художниц — сбой, недосказанность, искажение. Эти состояния формируют эстетику, которая больше не стремится к завершённости и чистоте изображения. Напротив, художницы обращаются к поэтике глитча и ошибок, к фрагментированности памяти и опыта, к телесным метаморфозам, в которых скрывается новая чувственность — хрупкая, неуверенная, мерцающая.
Художница, иллюстратор, участница российских выставок. Родилась в городе Нижний Новгород в 2002 году. Своё художественное образование начала с классической школы искусств. После окончания школы переехала в Москву и в 2021 году поступила в Школу дизайна НИУ ВШЭ на специальность «Иллюстрация». На сегодняшний день Ника активно занимается современной живописью. Живёт и работает в Москве.
В своих проектах исследует чувственность момента, взаимоотношение человека и пространства, границу между реальностью и воображением, стремится к созданию образов, наполненных внутренним ритмом и эмоциональной плотностью. Проблема восприятия и интерпретации себя — важные мотивы её творчества.
Ошибка идентичности
В условиях, когда цифровая среда становится обыденным инструментом повседневности, идентичность утрачивает свою устойчивость. Она становится множественной, текучей, перезаписываемой снова и снова. Проект Ники Хахаевой «Ошибка идентичности» предлагает взглянуть на это состояние через личный, почти интимный диалог с нейросетевыми технологиями.
В своей серии живописных и графических работ Хахаева обращается к поэтике алгоритмических ошибок и сбоев, интегрируя в композиции скриншоты переписки с языковой моделью ChatGPT и обработанные нейросетью фотографии из личного архива. Здесь ИИ выступает не столько как инструмент, сколько как партнёр по игре, собеседник, зеркало с собственными искажениями. Именно в этих искажениях рождается новая поэтика — чувственная, уязвимая, мерцающая.
Художник (р. 1983), живёт и работает в Москве. С 2023 студентка магистратуры «Современная живопись» Школы дизайна НИУ ВШЭ, куратор Владимир Потапов. Выпускница Британской высшей школы дизайна направления Изобразительное искусство, Живопись (2021–2022 гг.).
В своих работах обращается к проблематике незавершенности и фрагментарности изображения, исследует такие понятия, как недосказанность и пустота. Картины представляют собой сжатый пересказ мира, выраженный в пограничной форме объектности. Похожие по визуальному пространству картины формируется из случайных на первый взгляд фрагментов повседневной реальности, которые складываются в перевёрнутый, парадоксальный, абсурдный пазл «нового мира». Яркая экспрессия и пластичность перенастраивают оптику зрителя и приводят к свободной интерпретации пейзажа.
Пустота слеш тишина
Екатерина Бровкина встраивает свой проект на пересечении живописи и концептуального жеста молчания. В условиях цифрового общества, где визуальное поле постоянно перегружено сигналами, изображениями, интерфейсами и потоками данных, художница предлагает противоположное движение — к пробелу, к разрыву, к осознанной недоказанности.
В живописных работах Бровкиной художественный жест всегда находится в стадии незавершённости. Композиции складываются из фрагментов повседневности: уличных текстур, случайных силуэтов, жестов, интерфейсных следов. Эти разрозненные элементы формирую абсурдный пазл — как если бы привычная реальность попыталась собрать себя заново, но сбилась с алгоритма. При этом ошибки и недоговорённости не мешают смыслу, а формируют его.
Незавершённость (non-finito на современный лад) становится неотъемлемой частью визуального языка Бровкиной. Так фиксируется напряжение между желанием «досказать» и его невозможностью. Зритель оказывается в пространстве, где ему предлагается не столько считывать готовое сообщение, сколько достраивать его в собственном восприятии.
Художница, иллюстратор, участница российских выставок. Родилась в Оренбурге в 2003 году. Заканчивает бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ по направлению «Анимация и иллюстрация» (2021—2025). Работает в разных медиумах, таких как живопись, графика, текстиль, керамика. Живёт и работает в Москве.
В личной художественной практике художницу интересует пересечение перверсии с эстетикой. Сюжеты, на которых фокусируются работы, подразумевают одновременно и глубокий интерес, и стыдливое отвращение к себе за этот интерес. Также в своих работах София исследует человека через призму внутренне желаемого, но общественно отвергаемого и неприемлемого, в поисках искренности.
Предпоследняя передряга Чикиной С.
В 2024 году на одном из отпечатанных тиражей сотрудники типографии «Ананас» по недосмотру или по воле случая неверно указали фамилию художницы. Так появилась Чикина С. — не альтер-эго и не псевдоним, а шум, случайный сбой, за которым внезапно встала целая личность. Именно эта неточность стала точкой сборки проекта — попыткой проследить, как ошибка может быть не разрушением, а способом существования, как сбой в системе может запустить собственную мифологию.
Эта авторская мифология художницы разворачивается в экспозиции из её живописных работ с элементами вышивки, графики и фрагментов внутренних монологов. В её основе — условный мир, в котором человек распадается на тело и шумы. Тело — это пустой сосуд, дом, оболочка. Шумы — это внутренние импульсы, желания, сомнения и фрагменты чужих голосов. Они спорят между собой, блуждают по пространству и начинают осознавать себя только тогда, когда теряют тело, лишаются своей опоры. Именно в этот момент запускается попытка сборки — создания нового (или прежнего?) тела из самих себя, из фрагментов воспоминаний, из коллективных образов и символов. Здесь появляется мотив многоголосия — шумы стремятся к идеальному, но у каждого из них — свой образ идеала. И чем ближе к телу, тем громче несогласие.
HSE ART GALLERY на Пионерской
Малая Пионерская, 12
График работы галереи: вторник–воскресенье | 12:00–20:00
Вход свободный по предварительной регистрации
Директор HSE ART GALLERY: Васса Пыркова
Куратор HSE ART GALLERY: Илья Крончев-Иванов
Продюсеры: Анастасия Шабашова, Полина Саратовская, Анна Аравина, Елена Кипру
Графический дизайн: HSE DESIGN LAB
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.