OPEN CALL
БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ

Мария Бублик, дипломный проект Cell Theory, фрагмент
Мария Бублик, дипломный проект Cell Theory, фрагмент

Приглашаем студентов, преподавателей и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ принять участие в open call к выставке на тему «Большие данные», которая откроется в июне 2023 года на одной из выставочных площадок Москвы.

Выставка «Большие данные» посвящена отношениям художника с современными процессами использования, анализа и визуального представления потоков информации. Методы анализа больших данных, активно развивающиеся во всех сферах человеческой деятельности, проникают и, в казалось бы, далекие от практической пользы области, такие как, например, искусство. Визуальные, аудиальные исследования производятся не только учеными, но и художниками, фотографами, дизайнерами.

Практическая заинтересованность человека в обработке данных предполагает и некоторую эстетизацию самого процесса, визуализация которого помогает интуиции в понимании важности и опасности внедрения машинных алгоритмов в общественные отношения и в саму ткань реальности. Размытие понятия «реального», связанное с замещением непосредственного наблюдения машинным восприятием и анализом порождает тревогу, недоверие и часто непонимание объективности происходящего. Критерии оценки данных бывают произвольны, выделение важного в информационном пространстве часто сокрыто даже от самих специалистов и разработчиков. Эти проблемы требуют критики и анализа, здесь могут помочь представители гуманитарных профессий — художники, музыканты, фотографы, дизайнеры.

Критический авторский подход предполагает неожиданные сопоставления и выводы, сделанные не только на основании математических моделей, но и произвольно, с полным пониманием важности интуитивных сопоставлений «аналоговых» и «цифровых» моделей реального мира. Творческий анализ всегда учитывает недостаток универсальности в общем описании реальности и предъявляет нам в виде выстроенных авторами образов мечту об утраченном механизме понимания мира как цельного, единого организма. Конспирологические размышления о тотальном контроле, тотальном управлении и жизни в компьютерной симуляции могут быть скорректированы в сторону научности представителями творческих профессий, которым по определению не свойственен научный метод.

Протей Темен, «Деликатный фрактал», фрагмент
Протей Темен, «Деликатный фрактал», фрагмент
Nobuhiro Nakanishi, Layer Drawing — Cloud/Fog
Nobuhiro Nakanishi, Layer Drawing — Cloud/Fog
Hito Steyerl, This is The Future
Hito Steyerl, This is The Future
Domestic Data Streamers, Lifeline
Domestic Data Streamers, Lifeline
Nam June Paik, Electronic Superhighway: Continental U.S., Alaska, Hawaii
Nam June Paik, Electronic Superhighway: Continental U.S., Alaska, Hawaii
Ryoji Ikeda, the transfinite
Ryoji Ikeda, the transfinite
Ryoji Ikeda, data-verse
Ryoji Ikeda, data-verse
Аристарх Чернышев, «Срочно»
Аристарх Чернышев, «Срочно»
Studio Drift, Flylight
Studio Drift, Flylight
Studio Drift, Materialism, Volkswagen Beetle
Studio Drift, Materialism, Volkswagen Beetle
Julius Popp, Bit.Fall
Julius Popp, Bit.Fall
Хаим Сокол, «Летучая трава»
Хаим Сокол, «Летучая трава»
Julie Mehretu, Black City
Julie Mehretu, Black City
Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин, «Танцующий лес»
Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин, «Танцующий лес»
Julie Mehretu, Stadia II
Julie Mehretu, Stadia II
Hans Haacke, All Connected
Hans Haacke, All Connected
Виталий Комар и Александр Меламид, «Какой ваш любимый цвет?»
Виталий Комар и Александр Меламид, «Какой ваш любимый цвет?»

К участию в выставке приглашаются художники, дизайнеры, модельеры, фотографы и саунд-художники. Видео и звуковые инсталляции, перформансы и прочие результаты художественной активности помогут понять важность проблемы больших данных, разобраться с методами художественных исследований в приложении к актуальным гуманитарным общественным запросам. Среди примеров работ, которые мы отобрали для лучшего понимания темы, вы можете увидеть работы и художников, и образцы дизайна. Мы призываем вас не оставаться в рамках знакомых конвенциональных форм, а попробовать себя в роли футурологов, исследователей, смело экспериментировать с жанрами и форматами.

Мы приветствуем как ироничные работы, так и серьезные исследования. К рассмотрению можно подавать и уже готовые проекты, попадающие в тематическую рамку выставки, и новые концепции работ. Наиболее интересные идеи получат поддержку организаторов проекта в реализации. В рамках ежегодной выставки традиционно пройдет образовательная программа, показы видео, перформансы, саунд события и многое другое.

Мария Бублик, Cell Theory
Мария Бублик, Cell Theory
Studio Drift, Fragile Future III
Studio Drift, Fragile Future III
NEFFA, Жакет из ткани, выращенной из мицелия
NEFFA, Жакет из ткани, выращенной из мицелия
Suk Go, Map of Woodnotes
Suk Go, Map of Woodnotes
Anurag Sachan, What It Takes To Go To Space
Anurag Sachan, What It Takes To Go To Space
Toshio Iwai, Elektroplankton
Toshio Iwai, Elektroplankton
Johann Jakob Scheuchzer, Fenestra Coeli Apertae (The Windows of Heaven were Opened), Physica Sacra
Johann Jakob Scheuchzer, Fenestra Coeli Apertae (The Windows of Heaven were Opened), Physica Sacra
Joseph L. Griffiths, Drawing Machine
Joseph L. Griffiths, Drawing Machine
Paul May, From Over Here
Paul May, From Over Here
Sam van Doorn, Автомат для игры в пинболл, превращенный в инструмент дизайна
Sam van Doorn, Автомат для игры в пинболл, превращенный в инструмент дизайна
Pentagram Studio, Айдентика фестиваля архитектуры и дизайна в Нью-Йорке
Pentagram Studio, Айдентика фестиваля архитектуры и дизайна в Нью-Йорке
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
  • К участию приглашаются студенты, преподаватели и выпускники всех профилей обучения Школы дизайна НИУ ВШЭ.
  • Заявка может быть предоставлена как персонально студентом/выпускником/преподавателем, так и художественным коллективом, группой и т.п.
  • На конкурс принимаются работы любого формата и типа. На выставке будет показана деятельность всей Школы дизайна, каждого образовательного профиля. Если проект соответствует заявленной кураторами теме, то он может быть выполнен в любом жанре и материале.
  • Проект может быть подан как в готовом виде (фотографии итоговых работ, цифровые макеты и т.д.), так и в подробном эскизном варианте (описание концепции, эскизы, чертежи, смета для реализации).
  • Если для вашего проекта необходимо звуковое или музыкальное сопровождение, то студенты направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» готовы вам помочь. Для этого заполните соответствующее поле в форме заявки.
  • Избранные работы финалистов получат финансирование на производство и оформление проекта (по решению экспертной комиссии).
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ
  • Подача заявок осуществляется через онлайн-форму.
    80% работ будет отобрано на 1 и 2 этапах open call. Постарайтесь подать заявку как можно скорее и увеличить свой шанс участия в выставке!
  • 1 этап — работы, созданные в рамках II модуля или ранее принимаются до 9 января 2023 года.
  • 2 этап — работы, созданные в рамках III модуля, принимаются до 27 марта 2023 года.
  • 3 этап — работы, созданные в рамках IV модуля, принимаются до 15 мая 2023 года.
  • Состоится ряд консультационных встреч с кураторами выставки:
    11 ноября в 18:00 в Zoom (запись встречи).
    7 декабря в 18:00 в Zoom
    Приглашаются все желающие. Информация о дальнейших встречах появится дополнительно на сайте и в соцсетях галереи.
  • Шорт-лист участников проекта будет объявлен в мае 2023 года.
  • Выставка пройдет на одной из выставочных площадок Москвы летом 2023 года.
Аделина Фишова, Инфографика «Принципы традиционной японской архитектуры»
Аделина Фишова, Инфографика «Принципы традиционной японской архитектуры»
Анна Кошелева, Визуальное исследование «Цветовое кодирование в футбольной форме. Цвет и графика»
Анна Кошелева, Визуальное исследование «Цветовое кодирование в футбольной форме. Цвет и графика»
Вероника Автухович, Starset octopus
Вероника Автухович, Starset octopus
Павел Васильев, 20.0.0
Павел Васильев, 20.0.0
Амалия Бектасова, VFX
Амалия Бектасова, VFX
Мария Бублик, Cell Theory
Мария Бублик, Cell Theory
Инна Гинзбург, Cache capsule. Techno-imprint
Инна Гинзбург, Cache capsule. Techno-imprint
Маргарита Варакина, Инфографика «Сокрытое в искусстве»
Маргарита Варакина, Инфографика «Сокрытое в искусстве»
Елена Власова, Get out
Елена Власова, Get out
Степан Шечков, Artificial mundanity
Степан Шечков, Artificial mundanity
Дарья Федина, Инфографика «Преступления в сфере искусства»
Дарья Федина, Инфографика «Преступления в сфере искусства»

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДАНО:»

Выставку дополнит параллельная программа, в которую войдут открытые лекции преподавателей и аспирантов Школы дизайна, а также дискуссии с художниками и исследователями, занимающимися проблематикой больших данных.

Нейросеть это соавтор художника или его инструмент? Как большие данные меняют наше понимание искусства? Какие алгоритмы конструируют виртуальные миры? Эти и другие вопросы занимают исследователей новейших медиа, для которых кистью и красками сегодня становится big data.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

СТАТЬИ
КНИГИ
  • Гройс Б. В потоке / Б. Гройс. — Москва : Ад Маргинем, 2018. — 208 с.
  • Майер-Шенбергер В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / В. Майер-Шенбергер, К. Кукьер ; пер. с англ. И. Гайдюк. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 240 с. (Издательство «МИФ» : сайт — URL: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/files/bookparts/bolshie-dannye/big_data_read.pdf)
  • О'Нил К. Убийственные большие данные. Как математика превратилась в оружие массового поражения / пер. с англ. В. Дегтярев. — Москва : АСТ, 2018. — 294 с.
  • Эйден Э. Неизведанная территория. Как «большие данные» помогают раскрывать тайны прошлого и предсказывать будущее нашей культуры / Э. Эйден, Ж. Б. Мишель ; пер. с англ. П. Миронов. — Москва : АСТ, 2016. — 352 с.
  • Глик Д. Хаос. Создание новой науки / пер. с англ. Е. Барашкова. — Москва : Corpus, 2020. — 416 с.

КУРАТОРЫ

Александра Кузнецова

Александра Кузнецова

Координатор направления «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, кураторка, преподавательница, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.

Владислав Ефимов

Владислав Ефимов

Художник, куратор, фотограф. Преподаватель Высшей школы экономики, руководитель мастерской «Проектная фотография» в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко. Автор более 30 персональных выставок. Лауреат премии «Инновация» в области современного искусства, дважды лауреат архитектурной премии «Золотое сечение». Работы Владислава Ефимова находятся в собраниях: Государственного Русского Музея (С. Петербург), Центра Помпиду (Париж), Московского музея современного искусства (Москва), Государственного Центра Современного Искусства (Москва), n.b.k. (Берлин), Музея Москвы.

КУРАТОРКА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Александра Старусева-Першеева

Александра Старусева-Першеева

Доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, специалист по истории и теории экранных искусств, автор книги «Видеоарт. Монтаж зрителя», лауреат премии С. Курехина, соавтор подкаста «Полиэкран» о современной визуальной культуре. Член ассоциации художественных критиков AICA-Russia.