Выставка «Telling Stories. Большие данные»

«TELLING STORIES.БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ»

Выставка «Telling Stories. Большие данные» посвящена отношению художников к современным способам использования, обработки и визуального представления информационных потоков. Методы анализа больших данных, активно развивающиеся во всех сферах человеческой деятельности, проникают даже в области поэтического описания мира, одной из которых является современное искусство. Визуальные и аудиальные исследования в области больших данных проводятся не только учеными, но также художниками, фотографами, дизайнерами.

Проект проходит сразу на двух площадках: первая часть открыта с 30 июня в Московском музее современного искусства (Петровка, 25), вторую можно будет увидеть с 7 июля в HSE ART GALLERY. Выставка продлится до 13 августа 2023 включительно.

Александра Павловская «верить не верить», 2023
Александра Павловская «верить не верить», 2023
Полина Штанько «Тотальная документация», 2023
Полина Штанько «Тотальная документация», 2023
Анастасия Смирнова Kolmanskop, 2023
Анастасия Смирнова Kolmanskop, 2023
Анна Знаменская blind spot, 2022
Анна Знаменская blind spot, 2022
Диана Артемьева Create It Yourself, 2023
Диана Артемьева Create It Yourself, 2023
Мария Бублик, Cell Theory
Мария Бублик, Cell Theory

Практическая заинтересованность человека в обработке данных предполагает и некоторую эстетизацию бесконечного массива информации. Его визуализация позволяет понять одновременно и важность, и опасность внедрения машинных алгоритмов в общественные отношения, в ткань реальности. Размытие самого понятия «реального», когда непосредственное наблюдение замещается машинным восприятием и работой алгоритмов, порождает тревогу, недоверие и часто ведет к состоянию фрустрации, непониманию происходящего. Критерии оценки данных бывают произвольны, выделение важного в информационном пространстве часто остается сокрытым даже от специалистов и разработчиков. Эти проблемы требуют разбора и критики, в чем могут помочь представители гуманитарных профессий. Их авторский подход предполагает неожиданные сопоставления и выводы, сделанные не только на основании анализа математических моделей, но еще и с пониманием того, что не менее важно интуитивное соотнесение «аналоговых» и «цифровых» моделей реального мира. Творческий метод всегда учитывает недостаток универсальности в общем описании действительности. Кроме того, он предъявляет нам — в виде выстроенных авторами образов — мечту об утраченном механизме восприятия мира как цельного, единого организма.

Мария Бублик, Cell Theory
Мария Бублик, Cell Theory
Полина Картвелишвили, Image, 2022
Полина Картвелишвили, Image, 2022
Степа Шечков, Artificial mundanity, 2022
Степа Шечков, Artificial mundanity, 2022
Алена Филиппова, the right to mistake, 2023
Алена Филиппова, the right to mistake, 2023
Диана Артемьева Create It Yourself, 2023
Диана Артемьева Create It Yourself, 2023
Алена Филиппова, the right to mistake, 2023
Алена Филиппова, the right to mistake, 2023
Софья Алексеева, Убрать или оставить, 2022
Софья Алексеева, Убрать или оставить, 2022

Подготовка к выставке велась на протяжении всего учебного года: была создана рабочая группа, объявлен open call для студентов, выпускников и преподавателей Школы дизайна и факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. К участию приглашались художники и модельеры, иллюстраторы и дизайнеры, видеоартисты и фотографы, саунд-художники и программисты, дизайнеры среды и игр — представители всех творческих направлений факультета. Авторы произведений энергично включились в процесс. После обсуждения и совместной доработки поданных заявок были сформированы две выставки, посвященные большим данным.

Для того, чтобы сделать рассказ истории о больших данных более доступным, во время анализа проектов и проработки выставочного нарратива кураторы выявили несколько смысловых направлений. Это позволило объединить произведения в концептуальные экспозиционные группы. Сложилась система, внутри которой работы, схожие по условным «темам», могут вести диалоги и даже спорить между собой, обогащая контексты, в которые включены. Выставка состоит из девяти разделов, позволяющих выстроить дополнительные связи внутри предложенной темы. Такое деление отражает широту философского и художественного понимания участниками проблемы больших данных. Для удобства каждый из разделов маркирован цветом: этикетки проектов, относящиеся к одному смысловому блоку, помечены тем же цветом, что и общий текст о каждом из разделов.

Представленные на выставке видео- и звуковые инсталляции, объекты, перформансы и другие результаты художественной активности помогут понять важность проблемы больших данных. Зрители ознакомятся с методами художественных исследований, поймут возможности их приложения к актуальным гуманитарным проблемам и общественным запросам.

ВЫСТАВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ММОМА

30 июня — 13 августа

Московский музей современного искусства
Петровка 25
ВТ—ВС | 12.00-21.00
Вход по билетам

Участники: Алиса-Анастасия Авилова, Софья Алексеева, Дарья Арбузова, Диана Артемьева, Алтана Аюшиева, Сабина Байсарова, Лена Балакирева, Ксения Баруздина, Ксения Белоусова, Елена Богатырева, Полина Боликова, Мария Бублик, Влад Бураков, Анастасия Ванюхина, Маргарита Варакина, Серафима Веселова, Сергей Витченко, Дарья Власова, Владислав Генералов, Алёна Герасимчук, Инна Гинзбург, Ксения Горулева, Луиза Григорян, Мария Дубодел, Алишер Ергалиев, Кристина Ефанова, Александра Замуруева, Анна Знаменская, Никита Каратайский, Полина Картвелишвили, Анна Катион, Василина Коваленко, Владимир Косов, Антон Котов, Юлия Красова, Тина Криссинель, Бернара Кузнецова, Елена Лапина, Александра Ларкина, Aлина Матвеева, Александра Микаелян, Мария Мичи, Мария Мозголина, Лиза Мукасей, Даша Мухина, Елизавета Мячкина, Екатерина Надеждина, Никита Нестеров, Наталия Николаева, Александра Павловская, Максим Петелин, Екатерина Пономарёва, Мария Рогова, Ксения Рошва, Арина Рыбникова, Алёна Саакян, Эрика Савина, Арина Семененко, Арина Смирнова, Анастасия Смирнова, Алексей Суворов, Эллина Тагирова, Вероника Темеева, Ангелина Тонконог, Ксения Торбан, Элина Фаттахова, Алена Филиппова, Аделина Фишова, Анна Чапкина, Евгения Чухрей, Анастасия Шевченко, Степа Шечков, Варвара Шилихина, Полина Штанько.

HSE ART GALLERY

7 июля — 13 августа

HSE ART GALLERY
Малая Пионерская, 12
CР—ВС | 12.00-20.00
Вход свободный

Участники: Орли Абильдаева, Кира Баканенко, Ксения Баранова, Карина Батраченко, Влад Бураков, Анастасия Бурякова, Арина Бутько, Иван Ветров, Виктория Вешкельская, Елизавета Жмурина, Анна Зайцева, Дарья Иванова, Елизавета Каныгина, Полина Картвелишвили, Алена Киберова, Василина Коваленко, Анна Комкова, Татьяна Коренивская, Анастасия Коровина, Антон Котов, Ксения Ларина, Александра Ларкина, Александра Лимбах, Ксения Лузина, Лиза Мукасей, Лана Надарейшвили, Дарья Никитина, Екатерина Никифорова, Павел Новак, Даниил Петров, Анастасия Полева, Мария Пуцейко, Наталья Турта, Ирина Угай, Никита Файман, Валерия Фомина, Алисия Ханецкая, Полина Чепрасова, Евгения Чухрей, Анастасия Шевченко.

Аделина Фишова, Дзе. Минка. Адзумая, 2022
Аделина Фишова, Дзе. Минка. Адзумая, 2022
Аделина Фишова, Дзе. Минка. Адзумая, 2022
Аделина Фишова, Дзе. Минка. Адзумая, 2022
Аделина Фишова, Дзе. Минка. Адзумая, 2022
Аделина Фишова, Дзе. Минка. Адзумая, 2022

ДА—НО: ДИСКУССИОННАЯ ПРОГРАММА

«Да—но». Дискуссионная программа к выставке «Telling Stories. Большие данные», в которую войдут открытые лекции и дискуссии студентов и преподавателей Школы дизайна и Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, погруженных в исследования того, как большие данные влияют на развитие искусства, дизайна, кино, медиа и коммуникаций.

День нейросетей.

Первый день программы «Да—но» будет посвящен дискуссиям о новых нечеловеческих агентах, которые уже стали копирайтерами, поэтами, фотографами, иллюстраторами, маркетологами... и в будущем смогут составить нам компанию в самых разных профессиях.

Речь пойдет о нейросетях. О возможностях искусственного интеллекта и тех ресурсах, которые требуются для того, чтобы сделать его более «человечным». Мы поговорим о двойственной роли ИИ, который может быть осмыслен как рабочий инструмент или как конкурент человека, о том, как «взгляд машины» влияет на современную культуру и о том, стоит ли человеку этого бояться.

Лекция «‎‎Медиа-арт и Big Data: Интерпретируй это»

Спикер: Татьяна Фадеева, канд.иск, доцент Школы дизайна, специалист по новым медиа.

Лекция «Экранные искусства без границ: кино, видео, цифровые образы и сны нейросетей»
Спикер: Александра Першеева, канд.иск, доцент Школы дизайна, академический руководитель программы «Современное искусство».

Круглый стол «Нейролаба»

Круглый стол специалистов Школы дизайна в области гейм-дизайна и программирования, посвященный «личности» нейросети как художника.

День новых медиа.

Второй день программы посвящен истории появления и развития новых медиа.

Мы поговорим о том, как развитие технологий отражается на практике художников, и как постепенно искусство смещает свой «центр тяжести» в виртуальное пространство, где оказывается возможно раз и навсегда преодолеть сопротивление материала, строить новые миры и сообщества. Попробуем заглянуть в те «цеха», где ведется работа с большими данными, алгоритмами и новейшими художественными инструментами.

Лекция «Мечта о виртуальном взаимодействии, поиски будущего в художественном пространстве»

Спикер: Владислав Ефимов, художник и куратор профиля «Медиа-арт», фотограф, участник международных художественных проектов, призер профессиональных премий. Куратор выставки «Большие данные».

Лекция «От первого лица: взгляд программиста на большие данные и алгоритмы»

Спикер: Захар День, дизайнер и программист, основатель компании Hæd Exchange, в прошлом — разработчик в Bookmate, индустриальный партнер направления «Дизайн и программирование» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Лекция «Интеграция реального и виртуального. Психосоматическая ревизия ощущений»

Спикер: Марк Сандомирский, психотерапевт, доктор психологических и кандидат медицинских наук, эксперт по психосоматике. Марк и его ученики проводят индивидуальные консультации и групповые занятия в Центре re.Три

Лекция «От реального к виртуальному и обратно. Объединяя вселенные»

Спикер: Илья Лепешкин, куратор профиля «Концепт-арт и метавселенные» в Школе дизайна, концептуальный и транспортный дизайнер, основатель лаборатории концепт-дизайна ConceptDARTS.

День мыслящих систем

Третий день программы посвящен исследованиям различных сфер современной культуры, которые сегодня меняются под воздействием технологий.

Хорошо ли сшита виртуальная одежда для аватаров? Как будут выглядеть ископаемые цифровой эпохи? Что происходит, когда наука и искусство сливаются воедино? Можем ли мы доверять обученным машинам принимать вместо нас решения?

Онлайн-лекция «Долой нейромимесис: ингрессия данных, виртуальность и мыслящие системы» и Онлайн-дискуссия с студентами Школы дизайна

«Оракул». Интерактивный перформанс о медиа будущего

В не слишком отдалённом будущем вы отправляетесь на другую планету для общения с Оракулом. Оракул отвечает на любые вопросы и сообщает Истину. Самое интересное, что каков бы ни был ответ Оракула, его слышит вся галактика. И есть нюанс — Оракул отказывается отвечать на вопросы политиков, ученых, рабочих, детей... Он говорит только с художниками.

Вы все — художники. Известный на Земле куратор собрал несколько маленьких творческих группировок. Каждая представляет одну из идеологий в современном искусстве: от трансгуманистов до тёмных экологов. И вот вы летите, чтобы участвовать в самом грандиозном перформансе человечества.

Фокус игры, как ни странно, лежит в земной плоскости: исследовать, как художники взаимодействуют с людьми, когда старые инструменты и институции изменяются на глазах.

В игре могут принять участие 12 человек. Места будут распределены в порядке подключения.

КУРАТОРЫ

Александра Кузнецова

Александра Кузнецова

Координатор направления «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, кураторка, преподавательница, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.

Владислав Ефимов

Владислав Ефимов

Художник, куратор, фотограф. Преподаватель Высшей школы экономики, руководитель мастерской «Проектная фотография» в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко. Автор более 30 персональных выставок. Лауреат премии «Инновация» в области современного искусства, дважды лауреат архитектурной премии «Золотое сечение». Работы Владислава Ефимова находятся в собраниях: Государственного Русского Музея (С. Петербург), Центра Помпиду (Париж), Московского музея современного искусства (Москва), Государственного Центра Современного Искусства (Москва), n.b.k. (Берлин), Музея Москвы.

КУРАТОРКА ДИСКУССИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Александра Першеева

Александра Першеева

Доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, специалист по истории и теории экранных искусств, автор книги «Видеоарт. Монтаж зрителя», лауреат премии С. Курехина, соавтор подкаста «Полиэкран» о современной визуальной культуре. Член ассоциации художественных критиков AICA-Russia.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

КНИГИ
  • Гройс Б. В потоке / Б. Гройс. — Москва : Ад Маргинем, 2018. — 208 с.
  • Майер-Шенбергер В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / В. Майер-Шенбергер, К. Кукьер ; пер. с англ. И. Гайдюк. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 240 с. (Издательство «МИФ» : сайт — URL: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/files/bookparts/bolshie-dannye/big_data_read.pdf)
  • О'Нил К. Убийственные большие данные. Как математика превратилась в оружие массового поражения / пер. с англ. В. Дегтярев. — Москва : АСТ, 2018. — 294 с.
  • Эйден Э. Неизведанная территория. Как «большие данные» помогают раскрывать тайны прошлого и предсказывать будущее нашей культуры / Э. Эйден, Ж. Б. Мишель ; пер. с англ. П. Миронов. — Москва : АСТ, 2016. — 352 с.
  • Глик Д. Хаос. Создание новой науки / пер. с англ. Е. Барашкова. — Москва : Corpus, 2020. — 416 с.
СТАТЬИ

ПОСТУПИТЬ В БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРУ

Бакалавриат «Современное искусство»

Образовательные профили:

  • Современное искусство
  • Экранные искусства
  • Концепт-арт и метавселенные
  • Саунд-арт и саунд-дизайн
  • Фигуративное искусство

Вступительные экзамены:

  • Русский язык — 60 (мин.балл)
  • Литератрура — 60 (мин. балл)
  • ЕГЭ по выбору: Иностранный язык / Обществознание / История — 60 (мин. балл)

Даты подачи документов:

C 15 июня до 15 августа 2023

Подробнее о бакалавриате

Магистратура «Практики современного искусства»

Образовательные профили:

  • Практики современного искусства
  • Современная живопись
  • Видеоарт
  • Перформанс
  • Sound Art & Sound Studies

Вступительные экзамены:

  • Портфолио
  • Собеседование

Даты подачи документов:

  • С 19 июня по 15 сентября
Подробнее о магистратуре