По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Приглашаем студентов, преподавателей и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ принять участие в open call выставки на тему «Коллекция», которая откроется в июне 2024 года на одной из центральных выставочных площадок Москвы.
Первые кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке, став одним из прототипов современного музея. Однако практика собирания разного рода предметов, объединенных каким-то общим признаком, является неотъемлемым свойством человека и одним из способов его взаимодействия с миром. Уже в гробницах Древнего Египта обнаружены коллекции предметов, которые должны были последовать за своими владельцами в вечность. В нашем выставочном проекте мы бы хотели поговорить о современном видении феномена коллекции.
Коллекционирование как значимый общественный феномен — продукт Нового времени. Кунсткамеры и кабинеты редкостей, а вслед за ними и музейные собрания, организовывались вокруг категорий, ставших впоследствии своего рода каноном: истории и линейного времени, определенной географии или области знания, техники или материала, принадлежности тому или иному автору. При этом придерживаясь принципов классической таксономии — иерархической классификации и энциклопедичности. Современность обратила внимание на специфические, неожиданные, очень авторские принципы соединения объектов в ряды, серии, архивы, диалоги и нарративы. Вневременные и кросс-исторические категории, смешение контекстов, которые ранее не могли мыслиться вместе, заменили рациональные и энциклопедические способы соединения вещей, методами на основе поэтических связей и мышления по аналогии. Вещи, явления вырвались из привычных классификаций и стали соединяться в причудливые наборы. Именно их мы называем посткунсткамерой и именно им посвящаем выставку.
Мы бы хотели увидеть в ваших проектах не только странные и неочевидные собрания объектов, но и размышления о самой природе коллекционирования, новых принципах и методах соединения объектов. Ведь современное коллекционирование — это в меньшей степени одержимость обладанием вещами, а в большей — процесс с открытым результатом, исследование, эксперимент, направленный на обнаружение авторской оптики. Сейчас в вещах мы склонны видеть их собственную жизнь, сложные внутренние взаимосвязи и способность влиять на мир. Сама коллекция теперь — это не столько строгая иерархия, сколько — сеть, живая система связей.
В ваших проектах наборы объектов могут быть как отправной точкой работы, так и конечным результатом, как методом, так и формой. Нам интересен творческий и полемический тип коллекций и принципов, положенных в их основу.
К участию приглашаются — студенты, выпускники и преподаватели всех профилей Школы дизайна.
Мы просим вас интерпретировать тему достаточно широко и при этом использовать ваши привычные выразительные средства. Например, если вы занимаетесь коммуникационным дизайном, мы предлагаем вам сделать серию марок на тему коллекций или коллекционирования. А если вы занимаетесь иллюстрацией — иллюстрацию с реальной или вымышленной коллекцией.
Ежегодная итоговая выставка Школы дизайна будет проводиться уже в четвертый раз. Как и ранее, для нее мы предлагаем большую и важную в общекультурном контексте тему. Мы открыты к любым форматам и приглашаем к участию в выставке художников, дизайнеров, модельеров, фотографов и саунд-художников — представителей всех направлений обучения.
Мы приветствуем как ироничные работы, так и серьезные исследования. В заявках вы можете подавать и уже готовые проекты, попадающие в тематическую рамку выставки, и новые концепции работ. Наиболее интересные идеи получат поддержку организаторов в реализации.
Чтобы больше погрузиться в тему, мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми материалами, которые помогут вам понять ее более глубоко и расширенно.
Аби Варбург и его Атлас «Мнемозина», позволяющий увидеть движение образов через разные исторические эпохи.
Хорхе Луис Борхес в одном из текстов упоминает «некую китайскую энциклопедию», в которой все животные делятся на: а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включённых в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух. Такая классификация очень похожа на коллекцию, которую мы хотим увидеть в ваших проектах. Также советуем к прочтению его произведение «Книга вымышленных существ».
Андреа Мальро и его концепция Воображаемого музея — еще один важный сюжет, связанный с темой коллекции. Программа с кураторами выставки «Голоса воображаемого музея Андре Мальро».
Жан Юбер Мартен проводит обзор выставки «Бывают странные сближения», построенной по принципу кабинета редкостей, где экспонаты вступают между собой в необычные связи.
Александр Писарев и его размышление о возможной форме музея технонауки в лонгриде «Как пересобрать музей науки и техники? К новой кунсткамере».
Николай Федоров и одна из первых в русской культуре идей очень необычного музея в тексте «Музей, его смысл и назначение».
Умберто Эко в книге «Vertigo. Круговорот образов, понятий, предметов» прослеживает развитие стремления к упорядочиванию и систематизации в западной культуре / Умберто Эко VERTIGO. Круговорот образов, понятий, предметов . М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. С. 408.
Виктор Агамов-Тупицын и его концепция Темного музея, до определенной степени противопоставленного идеалам эпохи Просвещения.
В этом году параллельная программа выставки начнется до ее открытия серией лекций, которые помогут вам не только больше погрузиться в заданный контекст, но и, возможно, найти убедительный сюжет и оптику для ваших будущих работ.
Параллельная программа «Пост-кунст-камера» объединит открытые лекции и дискуссии студентов и преподавателей Школы дизайна, а также приглашенных экспертов, погруженных в историю собирательства, в практики коллекционирования и институциональную критику.
Как формировались и как менялись собрания публичных музеев XIX-ХХ века? Какие сдвиги происходят в этих институциях с наступлением цифровой эпохи? Что движет коллекционером и как развиваются частные собрания в пространстве искусства? Когда коллекция становится медиумом художника, какие смыслы она может открывать зрителю? Какие новые формы может принимать художественный музей сегодня? Эти и другие вопросы будут в фокусе внимания программы, которая начнется с серии лекций о традиционном, модернистском и современном музее, а продолжится — серией дискуссий о том, как коллекция может стать гетерогенной сетью живых феноменов в руках художника.
Собирая артефакты, мы собираем миры.
История публичных музеев насчитывает немногим более двухсот лет, в то время как коллекционирование всегда было страстью монархов и клириков, буржуа и ученых, художников и любителей. Частное собрание, представленное публике, несет отпечаток личности коллекционеров, его интересов и идей, его способа видеть связи между порой весьма разнородными предметами (скажем, что общего у коралловых бус и старинного компаса?). Музей же, напротив, встремится в буквальном и фигуральном смысле все «разложить по полочкам», представив зрителю целостную и непротиворечивую картину. Вот только этого идеала невозможно достичь. И приходится либо убирать с глаз интересные, но не укладывающиеся в общую канву предмета, либо отдаться цветущей сложности и иррациональности мира, породившего коллекцию.
На лекции мы поговорим о том, как произведениям живется в «шкафах» истории искусства и как медиапространство пересобирает их в подвижные сетевые конструкты.
Запись лекции по ссылке.
Лекция посвящена художникам, создававшим свои произведения путем коллекционирования. Коллекция как произведение искусства берет свое начало в практиках сюрреалистов, Андре Бретона и Джозефа Корнелла, вдохновлявшихся еще более ранней формой «кабинетов редкостей». Джорджо Моранди или Дмитрий Краснопевцев известны своими собраниями найденных предметов, которые служили моделями для их картин, Джорджо де Кирико и Ханна Хех собирали визуальные впечатления и найденные изображения в коллажи. Общим для всех подобных практик будет несводимость элементов коллекции к единому художественному принципу. Кабинет редкостей — кабинет исключений из правила. Нередко создание произведений или экспонирование части коллекций сопровождалось введением элемента случайности, как в случае с произведениями Джона Кейджа, Мерса Канингема, или практиками дрейфа ситуационистов, для которых город представлял коллекцию атмосфер. В работах Сары Зе спорят друг с другом разные способы исследования окружающего мира. Только их многообразие может нас приблизить к экологическому сосуществованию с планетой.
Сопоставляя различные формы объединения непохожих друг на друга предметов, мы вместе с художниками размышляем над вопросами демократии и тоталитаризма, общности и различия, единства и множества, как никогда актуальными сегодня.
Запись лекции по ссылке.
По мнению многих авторов, быть человеком значит собирать. Уже дети — стихийные коллекционеры, а ситуативных коллекций, начинающихся с палок, морских раковин или камней неизмеримо больше, чем «взрослых» коллекций искусства или, скажем, монет. На лекции мы попробуем ответить на вопрос: что, собственно, делается, когда собирается какая бы то ни было коллекция? Почему это множество, которому всегда недостает последнего элемента, и при чем здесь повествование? Используя ресурсы психоанализа, философии и литературы, мы обсудим разные формы коллекции и способы «прошить» собранные множества повествованием и теорией.
Лекция пройдет в Школе дизайна НИУ ВШЭ (Малая Пионерская, 12) в аудитории 384. Вход свободный по предварительной регистрации.
Запись лекции по ссылке
Руководитель направления «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, кураторка и преподавательница. Регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.
Художник, куратор, фотограф. Преподаватель Высшей школы экономики, руководитель мастерской «Проектная фотография» в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко. Автор более 30 персональных выставок. Лауреат премии «Инновация» в области современного искусства, дважды лауреат архитектурной премии «Золотое сечение». Работы Владислава Ефимова находятся в собраниях: Государственного Русского музея (С. Петербург), Центра Помпиду (Париж), Московского музея современного искусства (Москва), Государственного Центра современного исскусства (Москва), n.b.k. (Берлин), Музея Москвы.
Доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, специалист по истории и теории экранных искусств, автор книги «Видеоарт. Монтаж зрителя», лауреат премии С. Курехина, соавтор подкаста «Полиэкран» о современной визуальной культуре. Член ассоциации художественных критиков AICA-Russia.