ОПРЕДЕЛЯЯ СЕБЯ:
ПРЕДМЕТ / ПРОЦЕСС / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Приглашаем студентов, преподавателей и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ принять участие в open call’е к выставке «Определяя себя: предмет / процесс / идентичность», которая положит начало мультидисциплинарному проекту о выстраивании связей между народными промыслами, художественными практиками и современными исследованиями.

Определение собственной принадлежности к географическим и этническим группам во многом строится на обращении к традициям прошлого. Не всегда заметные, архаичные структуры и ценности пронизывают наши повседневные действия. Они вырываются, преобразуются и вновь проникают в постоянно уточняющуюся персональную идентичность.

На выставке мы хотим обратиться к тем сегментам прошлого, воздействующего на идентичность, которые тесно связаны с народной культурой. Можно выделить два её пласта: физические действия, обеспечивающие быт, и нематериальные практики, быт сопровождающие. Есть охота, а есть заговоры, призванные оберегать на ней человека. Есть жатва, а есть обряды, ей предшествующие, направленные на сбор богатого урожая. Связующим элементом между ручным трудом и интеллектуальным знанием становятся многочисленные изделия: прялки, луки, макитры, ложки, туесы. Утилитарные предметы, на которых при этом появляются неслучайные символы: паттерн, окрас, резьба. Какие процессы происходят до и после предмета? В какой конфигурации предмет может отразить идентичность?

Родион Китаев, «Мистерия из серии „Торжество. Тёмные материи“», 2020
Родион Китаев, «Мистерия из серии „Торжество. Тёмные материи“», 2020
Родион Китаев, «Тени забытых предков», 2021
Родион Китаев, «Тени забытых предков», 2021
Владимир Чернышев «Без названия (чёрная арка)», 2020
Владимир Чернышев «Без названия (чёрная арка)», 2020
Владимир Чернышев, «Pan 1» из проекта «Заброшенная деревня», 2016
Владимир Чернышев, «Pan 1» из проекта «Заброшенная деревня», 2016
Владимир Чернышев, Из проекта «Заброшенная деревня», 2016
Владимир Чернышев, Из проекта «Заброшенная деревня», 2016
Владимир Чернышев, Артем Филатов, «Пустой дом», 2014
Владимир Чернышев, Артем Филатов, «Пустой дом», 2014
Ульяна Подкорытова, Fake News 1, Fake News 2, 2022
Ульяна Подкорытова, Fake News 1, Fake News 2, 2022
Ульяна Подкорытова, «Тамотка», 2021
Ульяна Подкорытова, «Тамотка», 2021
Аннушка Броше, «Подпоясанные», 2021
Аннушка Броше, «Подпоясанные», 2021
Виктория Кошелева, «Маски», 2021
Виктория Кошелева, «Маски», 2021
Алиса Горшенина, «Магический наличник», 2021
Алиса Горшенина, «Магический наличник», 2021
Грехт, «Торговец», 2021
Грехт, «Торговец», 2021

Народный опыт вдохновлял многих художников: футуристы, кубисты, конструктивисты, дадаисты, фовисты — все они обращались к кустарному и прикладному, чтобы найти новую точку отсчёта. В своих истоках русский модерн во многом обязан мастерским в имениях Абрамцево и Талашкино. Стремясь проникнуть во все сферы жизни, авторы обращались к культуре промыслов в первую очередь визуально. То, что раньше являлось результатом уникальных разрозненных практик, перетекало в совокупные экзотизированные этнографические образы. Мы делаем первый шаг к тому, чтобы посмотреть на «народное» с другой перспективы. Как из этого монолитного сконструированного очертания выбивается персональное и частное? Возможен ли перемонтаж единого в единственное?

Мы предлагаем студентам, выпускникам и преподавателям попытаться проявить структуры прошлого, которые видимо или невидимо влияют на действительность. Нам важно обратить ваше внимание на то, что народная культура — это не единый пласт образов, а многообразная сеть процессов и опытов, многие из которых продолжают разрастаться и сегодня. Мы призываем не концентрироваться на обобщённых территориях, а ситуировать свои художественные исследования в конкретных географических локациях, с которыми вы себя связываете или сможете обнаружить связь в процессе работы. Эти идеи в равной степени могут быть осмыслены как в стационарных художественных проектах, так и в нематериальных практиках. В рамках подготовки к выставке состоятся встречи с кураторами, в ходе которых вы сможете получить, в том числе, персональную консультационную поддержку.

Таус Махачева, «Гамсутль», 2012
Таус Махачева, «Гамсутль», 2012
Вим Дельвуа, Dump Truck, 2014
Вим Дельвуа, Dump Truck, 2014
Вим Дельвуа, Installation 5 Delft Shovels, 1990
Вим Дельвуа, Installation 5 Delft Shovels, 1990
Вим Дельвуа, Untitled, 1987
Вим Дельвуа, Untitled, 1987
Синие носы, «Кухонный супрематизм», 2004-2005
Синие носы, «Кухонный супрематизм», 2004-2005
Дамир Муратов, «Береза береза», 2019
Дамир Муратов, «Береза береза», 2019
Красил Макар, «Свидание в подъезде», 2021
Красил Макар, «Свидание в подъезде», 2021
Красил Макар, «Зарница», 2019
Красил Макар, «Зарница», 2019
Красил Макар, «Первый жаркий день», 2020
Красил Макар, «Первый жаркий день», 2020
Алиса Горшенина, «Хочу в рай», 2020-2022
Алиса Горшенина, «Хочу в рай», 2020-2022
Нежные бабы, «Грязь», 2011
Нежные бабы, «Грязь», 2011
Таус Махачева, «Канат», 2015
Таус Махачева, «Канат», 2015

Кураторы выставки

Пьер-Кристиан Броше — куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель бакалаврского профиля «Кураторство и арт-менеджмент» в Институте управления креативных индустрий НИУ ВШЭ, коллекционер, организатор выставок современного искусства, ведущий программы «Моя любовь — Россия!» на канале «Россия-К». Организатор выставки Дубосарского и Виноградова «Осторожно! Музей» в рамках 53-й Венецианской биеннале, выставки российских художников-керамистов ROSSIÏA в рамках 23-й Международной биеннале керамики, г. Валлорис (Франция), выставки «Будущее зависит от тебя. Новые правила» в 8 городах России: от Владивостока до Москвы.

Арсений Сергеев — руководитель направления «Фигуративное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, художник, куратор проектов в сфере искусства в общественных пространствах, автор паблик-арт-программ для аэропорта Кольцово (Екатеринбург), Музея Стритарта (Санкт-Петербург) и экспозиций в Музее современного искусства ПЕРММ, основатель школы современного искусства «АртПолитика», лауреат премии «Инновация». Под кураторством Арсения Сергеева прошли: серия стрит-арт-интервенций «Бестелесные» (Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Пермь); серия паблик-арт-фестивалей «Агитация за искусство» (Екатеринбург, Калининград, Самара, Нижнекамск, Москва) и др.

Условия участия

  • К участию приглашаются студенты, преподаватели и выпускники всех профилей обучения Школы дизайна НИУ ВШЭ.

  • Вы должны в обязательном порядке посетить консультационную встречу с кураторами.

  • Заявка может быть подана как персонально студентом/куратором, так и художественным коллективом, группой и т.п.

  • Ваш проект должен быть загружен в новое онлайн-портфолио Школы дизайна не позднее сроков проведения выставки — hsedesign.ru.

  • Избранные работы финалистов, если они существуют только в формате макетов, могут быть произведены и оформлены за счёт Школы дизайна.

  • На конкурс принимаются работы любого формата и типа. Если проект соответствует заявленной кураторами теме, то он может быть выполнен в любом жанре и материале.

  • Проект должен быть сопровожден описательным текстом и техническими характеристиками (размер, материалы, год создания и т.д., если он существует в физическом виде). Если на момент подачи заявки проект находится в процессе реализации, он также должен быть сопровожден описательным текстом, эскизами и техническим заданием для его дальнейшего производства.

  • Если для вашего проекта необходимо звуковое или музыкальное сопровождение, то студенты направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» готовы вам в этом помочь.

Порядок подачи заявок и сроки проведения выставки

  • Предварительная консультационная встреча с кураторами выставки состоится 23 сентября в 19:00 в аудитории № 384, приглашаются все желающие. Мы очень надеемся на присутствие всех, кто потенциально хочет принять участие в выставке.


  • Следующая установочная встреча с кураторами состоится онлайн 5 октября в 19.00.

  • Подача заявок осуществляется до 12 октября через онлайн-форму.
  • Как только будет произведен отбор работ, с вами свяжутся сотрудники галереи для уточнения дальнейших действий.

  • Выставка пройдет в HSE ART GALLERY в ноябре 2022 года.

Направление обучения

Современное искусство

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать из образовательных профилей: Художник и куратор, Медиа-арт, Экранные искусства, Саунд-арт и саунд-дизайн. Со II курса бакалавры могут выбрать специализацию Фигуративное искусство и развиваться в современном переосмыслении и работе со станковыми жанрами: картина, рисунок, графическая серия, скульптура и др.

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись» (куратор — Владимир Дубосарский), «Театр и перформанс» (куратор — Ольга Рогинская), Sound Art & Sound Studies (куратор — Евгений Былина). Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами. Абитуриенты магистратуры могут выбрать одну из авторских мастерских: «Видеоарт», «Фотография», «Печатная графика», «Керамика и текстиль», Art & Science и параллельно заниматься в общих группах, создавая произведения выставочного уровня, объединяя свои скиллы с компетенциями студентов из других мастерских.

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

Благодаря галерее, у студентов появилась возможность показывать собственные проекты и участвовать в групповых выставках вместе с уже сложившимися и известными авторами, принимать участие во всех организационных процессах, сопровождающих создание каждой выставки галереи.

Подробнее