Выставка «Определяя себя: предмет / процесс / идентичность»

Выставка «Определяя себя: предмет / процесс / идентичность»

Выставка «Определяя себя: предмет / процесс / идентичность» пройдет с 9 ноября по 14 декабря в HSE ART GALLERY.

Предмет. В 1872 году в Абрамцево появляются первые мастерские для художников, а спустя десять лет Елизавета Мамонтова, одна из основательниц Абрамцевского художественного кружка, начинает собирать коллекцию предметов народного искусства. Эти события запускают движение, которое в дальнейшем приведет к возникновению нового стиля — русский модерн. Впервые настолько глубоко погружаясь в народную культуру, художники обращаются к ней достаточно буквально и предметно: заимствуют сюжеты и темы, формы, цвета, прибегают к декоративным методам.

Алёна Астахова. Рабочий универсальный кинжал. 2022
Алёна Астахова. Рабочий универсальный кинжал. 2022
Алена Филиппова. бытие. 2022
Алена Филиппова. бытие. 2022
Карина Батраченко. Ковёр. 2022
Карина Батраченко. Ковёр. 2022
Павел Новак. ИВАНА РЕЙВ. 2022
Павел Новак. ИВАНА РЕЙВ. 2022
Алена Пасхина. Дома в гостях. 2022
Алена Пасхина. Дома в гостях. 2022

Процесс. Когда мир меняется так, как мы и представить не могли, хочется проследить причинно-следственную связь между человеком и его деяниями. Мы создаем вещи, а они под влиянием контекста воздействуют на нас ответно. Предмет не самоценен, он — свидетель процесса становления, трансформации и упадка общества. Но время вдруг течет вспять, кокошник становится важнее девицы, и вещи начинают символизировать идентичность человека. Именно эти взаимоотношения с традиционной культурой хотелось бы пересмотреть — через личные свидетельства художников. Как это было сделано и как это сделало нас?

Идентичность. В рамках выставки мы попробуем пересмотреть и критически осмыслить отношения народной культуры с идентичностью через предметы и процессы. Из чего складывается определение себя? Должна ли идентичность быть устойчива к изменениям? Насколько это понятие самодостаточно? Кажется, на поверхности лежит понимание идентичности как сборки, конструкции, как сущности, никогда не явленной целиком. В зависимости от контекста она «мерцает» между социальными ролями, этническим происхождением, географией, политикой, экономикой и другими обстоятельствами. И, наконец, что или кто её определяет?

Екатерина Мордвинкина. Занавесь. 2019
Екатерина Мордвинкина. Занавесь. 2019
Алёна Астахова. Кубок классовой борьбы. 2022
Алёна Астахова. Кубок классовой борьбы. 2022
Алеся Догадина. Несоответствие материалов. 2021
Алеся Догадина. Несоответствие материалов. 2021
Елизавета Шаль. Жизнь в узле. 2022
Елизавета Шаль. Жизнь в узле. 2022
Бальжима Балагова. We Are All Immigrants. 2022
Бальжима Балагова. We Are All Immigrants. 2022


Участники:
Алена Астахова, Алена Герасимчук, Алена Пасхина, Алена Филиппова, Алеся Догадина, Алиса Лапшина, Бальжима Балаганова, Варвара Панюшкина, Дарья Кузьмина, Диана Ли, Диана Мачулина, Дмитрий Цветков, Екатерина Мордвинкина, Елизавета Шаль, Карина Батраченко, Кирилл Васильев, Лора Садек, Мария Авданина, Мария Македонова, Мария Панина, Мирра Оршанская, Нигина Вахидова, Павел Новак, Полина Фролова, Сабина Байсарова

Лаборатория плаката:
Александра Ларкина, Алена Христианова, Алина Шеногина, Алиса Гурова, Алисия Ханецкая, Анастасия Коровина, Анна Кондрашова, Антон Котов, Валерия Мотышен, Валерия Свиридова, Виктория Ищенко, Влад Бураков, Давид Лихтенфельд, Дарья Трушкина, Екатерина Надеждина, Елизавета Жмурина, Елизавета Киселева, Лилит Бирюкова, Любовь Вишневская, Мария Анастасова, Мария Горелик, Мария Злыднева, Михаил Сомов, Николь Молина, Полина Карталишвили, Софья Мушакова, Софья Фандикова, Янина Лозовая

Полина Фролова. Голуби. 2022
Полина Фролова. Голуби. 2022

Мы сосредоточены на двух аспектах самоопределения, которые, как правило, оказываются вне поля внимания: на формировании идентичности как процессе, и на предмете, как трансляторе идентичности. Такие предметы сопровождают нас, влияют на нас, формируют нас. Мы их создаем, получаем, передаем из поколения в поколение, оставляем после себя. Само формирование идентичности — это множество процессов, а значит идентичность не является данностью. Она активно и непрерывно формируется на стыке огромного количества влияний. Идентичность мерцает — постоянно меняется, конструируется в пространстве жизни, собирается-разбирается, может быть скрытой и находится в постоянном движении. Об этом наша выставка.

Арсений Сергеев, куратор выставки

Полина Фролова. Голуби. 2022
Полина Фролова. Голуби. 2022
Диана Ли. плести косу. 2022
Диана Ли. плести косу. 2022

Кураторы выставки

Пьер-Кристиан Броше

Пьер-Кристиан Броше

Куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель бакалаврского профиля «Кураторство и арт-менеджмент» в Институте управления креативных индустрий НИУ ВШЭ, коллекционер, организатор выставок современного искусства, ведущий программы «Моя любовь — Россия!» на канале «Россия-К». Организатор выставки Дубосарского и Виноградова «Осторожно! Музей» в рамках 53-й Венецианской биеннале, выставки российских художников-керамистов ROSSIÏA в рамках 23-й Международной биеннале керамики, г. Валлорис (Франция), выставки «Будущее зависит от тебя. Новые правила» в 8 городах России: от Владивостока до Москвы.

Арсений Сергеев

Арсений Сергеев

Руководитель направления «Фигуративное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, художник, куратор проектов в сфере искусства в общественных пространствах, автор паблик-арт-программ для аэропорта Кольцово (Екатеринбург), Музея Стритарта (Санкт-Петербург) и экспозиций в Музее современного искусства ПЕРММ, основатель школы современного искусства «АртПолитика», лауреат премии «Инновация». Под кураторством Арсения Сергеева прошли: серия стрит-арт-интервенций «Бестелесные» (Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Пермь); серия паблик-арт-фестивалей «Агитация за искусство» (Екатеринбург, Калининград, Самара, Нижнекамск, Москва) и др.

Диана Мачулина
Консультант выставки

Диана Мачулина

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, современный художник, арт-критик, куратор. Лауреат премии Кандинского, стипендиат Фонда памяти Иосифа Бродского, финалист премии Инновация. Участник международных биеннале и выставок, среди них «Русский соц-арт», «Украшение красивого», «Монументы и документы», «Искусство 2000-х» в Третьяковской галерее, «Новые русские рассказчики» в Русском музее, «Русский контрапункт» в Лувре. Автор выставочно-издательского проекта «Трагедия в углу» о современном искусстве в регионах России, сценарист одноименного документального фильма.

Параллельная программа выставки

9 ноября, 19.00 — открытие выставки: кураторская экскурсия и концерт студентов направления «Саунд-арт и саунд-дизайн»

В програме открытия:
19.00 — кураторская экскурсия от Арсения Сергеева
20.30 — музыкальный лайв от студентов направления «Саунд-арт и саунд-дизайн»: объединение Pospi (Максим Спицын и Михаил Поздняков), Микаелян Александра (Alex In Feral)

HSE ART GALLERY, Малая Пионерская, 12

Регистрация

19 ноября, 20.00 — концерт Петра (Икарушки) Нестерова

Пётр Нестеров родился в Воронеже, но в основном его музыка написана в горах Индии и Китая, где музыкант провел большую часть своего творческого пути. Завораживающие живые звуки традиционных музыкальных инструментов под глубокие басовые вибрации и народное пение, в сопровождении современных электронных битов — вот так можно охарактеризовать репертуар музыканта.

HSE ART GALLERY, Малая Пионерская, 12

Регистрация

26 ноября, 14.00 — опен-ток с участницами выставки

Участницы выставки «Определяя себя: предмет / процесс / идентичность» Диана Мачулина, Алена Пасхина, Алена Астахова, Мария Панина, расскажут про работы, сделанные ими для проекта, художественную практику и роль процесса осмысления идентичности в своем творчестве. Все гости смогут задать интересующие их вопросы и лично пообщаться с авторами работ.

HSE ART GALLERY, Малая Пионерская, 12

Регистрация

4 декабря, 19.00 — вечер перформансов

19.00 — перформанс Нигины Вахидовой «Плетень».

В перформансе девушки заплетают волосы друг друга, образуя хоровод, где каждая становится неотъемлемой частью целого — это медитативный молчаливый танец, в котором возникает образ хрупкой связи и необходимости сохранения общего баланса.

19.30 — перформанс Дианы Ли «Плести косу».

Как передаваемые через поколения традиции могут влиять на повседневные привычки человека? «Моя преподавательница по казахскому языку всегда говорила, что женщине нельзя ходить с распущенными волосами, потому что она может позволить себе это делать только в случае, если у нее случилось большое горе. И я все время говорю себе, что все еще не настолько плохо, — и продолжаю плести косу».

HSE ART GALLERY, Малая Пионерская, 12

Регистрация

6 декабря, 19.00 — круглый стол «Идентичность и народная культура: зависимость / противостояние / безразличие»

В разговоре об идентичности зачастую делается уточнение — локальная идентичность, и мы фиксируем ее отличие от любой другой в основном в проявлениях народной культуры, будь то костюм, традиционная музыка, ремесленная и промысловая составляющая, религиозная. Но, кажется, мы редко задумываемся о том, какие еще факторы влияют на формирование нашей личности.

В ходе паблик-тока затронутся актуальные вопросы:
— Из чего собирается идентичность человека?
— Какое место среди них занимает сегодня народная культура?
— Насколько она важна для формирования идентичности современного человека?
— Можно ли создать новую культуру, современную, не имеющую ничего общего с традициями и историей?

Участники круглого стола:

  • Пьер-Кристиан Броше и Арсений Сергеев, кураторы выставки, Школа дизайна НИУ ВШЭ
  • Елена Ярская-Смирнова, доктор социологических наук, профессор, зав. Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
  • Константин Обухов, социолог, к.филос.н, н.с. Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
  • Борис Степанов, кандидат культурологии, заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ
  • Андрей Мороз, доктор филол. наук, зав. Научно-учебной лабораторией теоретической и полевой фольклористики НИУ ВШЭ
  • Надежда Зайцева, дизайнер интерьеров, декоратор, дизайн-наставник онлайн-акселератора «Путь ремесленника»

Модератор паблик-тока:

  • Модератор — Ирина Шувалова, Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ

Регистрация

Круглый стол «Идентичность и народная культура: зависимость / противостояние / безразличие»

В разговоре об идентичности зачастую делается уточнение — локальная идентичность, и мы фиксируем ее отличие от любой другой в основном в проявлениях народной культуры, будь то костюм, традиционная музыка, ремесленная и промысловая составляющая, религиозная. Но, кажется, мы редко задумываемся о том, какие еще факторы влияют на формирование нашей личности.

Участники круглого стола:

  • Пьер-Кристиан Броше и Арсений Сергеев, кураторы выставки, Школа дизайна НИУ ВШЭ
  • Елена Ярская-Смирнова, доктор социологических наук, профессор, зав. Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
  • Константин Обухов, социолог, к.филос.н, н.с. Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
  • Борис Степанов, кандидат культурологии, заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ
  • Андрей Мороз, доктор филол. наук, зав. Научно-учебной лабораторией теоретической и полевой фольклористики НИУ ВШЭ
  • Надежда Зайцева, дизайнер интерьеров, декоратор, дизайн-наставник онлайн-акселератора «Путь ремесленника»

Модератор круглого стола: Ирина Шувалова, Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ

В ходе паблик-тока участники обсудили актуальные вопросы. Из чего собирается идентичность человека? Какое место среди них занимает сегодня народная культура? Насколько она важна для формирования идентичности современного человека? Можно ли создать новую культуру, современную, не имеющую ничего общего с традициями и историей?

Опен-ток с участницами выставки

26 ноября в HSE ART GALLERY прошел опен-ток с участницами выставки: Дианой Мачулиной, Алёной Пасхиной, Алёной Астаховой и Марией Паниной. Художницы рассказали про работы, представленные в экспозиции, и роль осмысления идентичности в собственной художественной практике.

Диана Мачулина

Диана Мачулина

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, современный художник, арт-критик, куратор. Лауреат премии Кандинского, стипендиат Фонда памяти Иосифа Бродского, финалист премии Инновация. Участник международных биеннале и выставок.

Алёна Пасхина

Алёна Пасхина

Родилась в Долгопрудном в 1999 году. Живет и работает в Москве. 2021 — выпускница СПбГУПТД, направление «Графический дизайн». В настоящее время студентка магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, профиль «Практики современного искусства». Медиумы: печатная графика, фотография, скульптура, вышивка.

Алёна Астахова

Алёна Астахова

Родилась в Челябинске в 1998г. Живёт и работает в Москве. 2022 — выпускница бакалавриата Школы Дизайна НИУ ВШЭ, профиль «Дизайн и современное искусство». Медиумы: фарфор, цифровая графика, 3D и веб-дизайн, видео, саунд-арт, живопись.

Мария Панина

Мария Панина

Родилась в Санкт-Петербурге в 2000 году. Живёт и работает в Москве и Петербурге. В настоящее время студентка бакалавриата Школы дизайна НИУ ВШЭ, профиль «Дизайн и современное искусство». Медиумы: инсталляция, перформанс, объект, графика, фотография и саунд-арт.

Дарья Кузнецова: Хочу представить наших участников — художники выставки «Определяя себя: предмет / процесс / идентичность», а также преподаватель Школы Дизайна. По правую руку от меня сидит Алёна Пасхина и Диана Мачулина. По левую руку — Мария Панина и Алёна Астахова. Сегодня они будут рассказывать про свою художественную практику, про работы, которые находятся здесь на выставке. Диана, консультант выставки, скажет пару слов о концепции, идее проекта.

Диана Мачулина: Вопрос идентичности либо объединяет, либо разделяет. В этнографической истории XIX века создание национальных государств было объединяющим явлением. То есть «Мы французы», «Мы Российская Империя», «Мы Британская империя» — так люди себя формулировали. С одной стороны, это объединяло и давало определенную силу, а, с другой, оно вело к апеллированию довольно абстрактными понятиями. Недавно состоялся интересный разговор. Вдохновением Пьера был как раз период поиска национальной идентичности, выраженный в яркой предметности, когда вместе с национальными государствами создавались бренды этнографические. То, что когда-то людей объединило, теперь разделило их на какие-то определенные группы. Мне кажется, современность стремится к индивидуальной идентичности. То есть идентичность — это не та печать, которая на нас стоит, и мы не можем быть другими. Мы ее сами себе выбираем. Иногда отказываемся, как в работе Нагины Вахидовой «Плетень», через выстраивания универсального пространства ‘’white cube’’, которое скучает по орнаменту. Арсений Сергеев, куратор выставки, говорит о мерцании идентичности; мы поворачиваемся к миру разными гранями себя — здесь я отец, еврей, православный, педагог и так далее. На основе множества наших отношений складывается разнообразная идентичность.

Нигина Вахидова. Плетень. 2022
Нигина Вахидова. Плетень. 2022

Диана Мачулина: Происходит дробление до единицы, то есть апофатическое определение идентичности. Апофатический — термин из теологии, когда рассказ о Боге не определяет Его, а определяет, чем Он не является. Бог становится непознаваемым, но его идентичность определяется. То же самое происходит с нами. Мы говорим: «Я не русский, я башкир, но из такой-то деревни, внутри которой мои корни, но я не копия моей семьи». Из множества «я» собирается коллективная идентичность. В белом зале мы ищем себя, а в красном отрицаем выданную нам идентичность, конструируя новый вариант соц-арта. В третьем черном зале происходит поиск и необходимость зафиксировать за собой определенную идентичность. Мы — это номады, кочевники в поиске себя, которым будет принадлежать весь мир. Таким образом, я подвела вас как раз к последнему залу, где находится работа Алёны Пасхиной.

Слева направо: Варвара Панюшкина. поколение дворников. 2021; Алёна Пасхина. Дома в гостях. 2022; Карина Батраченко. VORS. 2022
Слева направо: Варвара Панюшкина. поколение дворников. 2021; Алёна Пасхина. Дома в гостях. 2022; Карина Батраченко. VORS. 2022

Алёна Пасхина: Добрый день! Меня зовут Алёна Пасхина, я второй год занимаюсь современным искусством и сейчас заканчиваю магистратуру по профилю «Практики современного искусства». Для этой выставки я сделала работу «Дом в гостях». За ней кроется личная история: идентичность сводится к какой-то персоналии, поэтому я позволила себе окунуться в свое прошлое и настоящее.

Моя мама живет в одном месте, а папа в другом, и я не хочу отказываться ни от одного, ни от другого. Я настолько привыкла к этой временности, что до сих пор бегу от какой-то определенности, особенно местопребывания. Появилась идея показать временное место отдыха — раскладная кровать, как будто бы что-то очень уютное, но в тоже время недо-кровать, недо-отдых. Я рассуждаю о нашем временном присутствии во всем, даже в сознании.... Мне очень близок термин «природа культуры», введенный Донной Харуэй. Я думала, как можно жить в этом переплетающемся мире и как его осязать, насколько сильно мы связаны все друг с другом. Я соединяю антропоморфный образ человека на раскладушке, подчеркивая его ручным вышиванием, с парящим, возможно, уже теряющим с нами связь, облаком нашей идентичности — очень важно не терять ниточки связи.

Алёна Пасхина. На той стороне. 2022
Алёна Пасхина. На той стороне. 2022

Алёна Пасхина: Готовясь к опен-току, я рассуждала, что для меня идентичность, и, как Диана заметила, идентичность часто ассоциируется с навешиванием ярлыков, поэтому для меня идентичность в какой-то момент стала опасным словом. Как мы определяем себя? Через предмет или процесс? Мне показалось интересным определять себя не через существительное, а скорее через глаголы — я не художник, но я занимаюсь искусством. Поворачивая в сторону действия и процесса, можно избежать опасных ярлыков, потому что заниматься искусством можно, как угодно, а вот быть художником... Ты уже несешь какую-то ответственность не за действия, а за мнения окружающих.

Алёна Пасхина. Шум мира. 2022
Алёна Пасхина. Шум мира. 2022

Алёна Пасхина: Следующая моя работа была сделана в марте этого года, когда так много всего происходило, и так много внешнего и внутреннего шума. По этой причине я сделала такую мусорную работу, где для меня был важен процесс, в котором я как раз пыталась найти себя. Из макулатуры, обрезков старых газет и прочего я отливала бумагу и отпечатывала консервные крышки. Какая-то постапокалиптичноть кружилась в моей голове и уверенность, что все должно быть пронумеровано, прокомментировано. Получилась серия, порядка 30 листов, и мне очень приятно, что она разлетается по миру.

Алёна Пасхина. 37,2. 2022
Алёна Пасхина. 37,2. 2022

Алёна Пасхина: Мир нестабилен, это не хорошо и не плохо, но нужно с этим как-то жить. История переписывается, ученые открывают какие-то новые явления — так родилась идея для инсталляции и образ кирпича, созданного из земли, как первого материала, и воска, как скрепляющего элемента. Если экспонировать эту инсталляцию при 37,2 градусах (температура начала заболевания), эти кирпичики будут очень податливыми, как и наша реальность, зыбкая и податливая. Как мы будем с ней работать?

Алёна Пасхина. вышивки на просвет. 2022
Алёна Пасхина. вышивки на просвет. 2022

Алёна Пасхина: Завершу монолог первой вышивкой на просвет. Это медитативный процесс, попытка, может быть, бесполезная, найти какие-то ответы или хотя бы посодействовать в этом. Ты все-таки не одинок, ты важен, как человек в каком-то контексте, в каком-то обществе. Из, возможно, наивной вышивки я пришла к успокоению и к попыткам определять свою дальнейшую деятельность.

Слева направо: Диана Мачулина. Для чего? 2022; Алёна Астахова. Кубок классовой борьбы. 2022; Мария Македонова. Зона комфорта. 2022
Слева направо: Диана Мачулина. Для чего? 2022; Алёна Астахова. Кубок классовой борьбы. 2022; Мария Македонова. Зона комфорта. 2022

Диана Мачулина: Моя работа находится на этой выставке, она довольно примитивная, и ее я определяю для себя как новый соц-арт. Если соц-арт появился в деконструкции советского, то могу сказать, что мне с идентичностью повезло, у меня было счастливое советское детство. Я застала тот период, в котором мне было довольно комфортно по сравнению с другими, позднейшими периодами моей жизни.

В 1990-е была некая атмосфера разрушения и невероятного движения вперед, и я больше западник, чем славянофил, и только уже с возрастом я понимаю, что это тоже может быть моим. Все эти плохо сделанные кокошники, сарафаны, то есть абсолютная фальсификация истории, она всегда раздражала. В 1990-е произошло возвращение к национальной истории, разделение Союза привело к необходимости отделившимся республикам осознать себя страной. Те, кто вошли в состав России тоже задумались об этническом. В официальной версии это становится предметом войны — культура для защиты и культура для нападения.

Диана Мачулина. Для чего? 2022
Диана Мачулина. Для чего? 2022

Диана Мачулина: Данная инсталляция про то, как культура становится оружием, то есть превращается в инструмент унижения и покорения других. Единственным оправданием становится лозунг: «Культура у нас великая».

Мы можем представить три разных коромысла: архаичное, парадное (расписанное хохломой), и одно середины 20го века. Мы переворачиваем мирную историю на 90 градусов, и коромысла превращаются в луки, направленные на зрителя. Ты смотришь на культуру, а культура смотрит на тебя с требованием подчиниться ей.

Слева направо: Кирилл Васильев. Ой, какая высокая рожь уродилась! 2021; Алёна Астахова. Тонкое тело производственной литургии. 2022, Дмитрий Цветков. Наш мальчик терпит. 2004
Слева направо: Кирилл Васильев. Ой, какая высокая рожь уродилась! 2021; Алёна Астахова. Тонкое тело производственной литургии. 2022, Дмитрий Цветков. Наш мальчик терпит. 2004

Алёна Астахова: Представляю вам мой дипломный проект «Тонкое тело производственной литургии». Он рассматривает взаимосвязь мифологического и индустриального на Урале. Это путь мифологического героя-рабочего, который находится между двумя системами чувствования — магической и индустриальной. Иными словами, культурный гибрид, который пользуется разными предметами переходного состояния.

Алёна Астахова. Рабочий универсальный кинжал. 2022
Алёна Астахова. Рабочий универсальный кинжал. 2022

Алёна Астахова: Вы увидите «Рабочий универсальный кинжал» из поверьев Урала, который одновременно является инструментом. Далее находится «Чёрное зеркало» — мифический объект, который рабочие использовали на производстве для развития ясновидения и связи с духами. На нем присутствуют символы на придуманном мною языке, состоящем из инфографики, которую оставляют на полу и стенах заводах для ориентации в пространстве. Они скомбинированы в гибкой линии связи, чтобы защитить рабочего при контакте с духом. Также на зеркале есть птица, очень сильный символ Урала, который обозначает связь с богами — сами божества очень часто принимали облик птиц.

Алёна Астахова. Объекты космологии: солнце, чёрное зеркало, луна. 2022
Алёна Астахова. Объекты космологии: солнце, чёрное зеркало, луна. 2022

Алёна Астахова: На дипломной выставке работы экспонировались вместе с другими объектами космологии: слева находится солнце, справа — луна. На самом деле это моя личная история. Это запчасти от станка, который использовался в быту.

Алёна Астахова. Золотая коса. 2022
Алёна Астахова. Золотая коса. 2022

Алёна Астахова: Следующим объектом дипломного проекта является «Золотая коса», связанная с работами Бажова, который влияет на то, как воспринимается Урал. Здесь я рассматриваю алхимический процесс создания идеального элемента из людей. А также историю духа озера, который не дал молодому человеку украсть невесту, и они ушли под землю, чтобы создать идеальный элемент.

Алёна Астахова. Тарелки-сигилы. 2022
Алёна Астахова. Тарелки-сигилы. 2022

Алёна Астахова: Обратите внимание на тарелки-сигилы, их можно использовать для контакта с духами. На них расположены символы на «заводском» языке. В комбинации они позволяют призвать и активно взаимодействовать со стихиями. Тарелки разного размера были сделаны из фарфора для регулирования мощности этой силы.

Алёна Астахова. Натальные карты. 2022
Алёна Астахова. Натальные карты. 2022

Алёна Астахова: Помимо объектов я рассматривала устройство идентичности Уральского рабочего — так появились натальные карты и характеристика идеального рабочего. Какие положения в натальной карте могут указывать на то, что человек добился успеха на производстве? Какой у него должен быть характер, как он должен относиться к своим коллегам? Экспонировались натальные карты с данными реальных людей, которые распределяли рабочих на производства.

Алёна Астахова. Рука рабочего. 2022
Алёна Астахова. Рука рабочего. 2022

Алёна Астахова: Также вы можете увидеть руку рабочего; древние уральские поверья говорят, что существует три реальность — нижний, средний и верхний миры. В среднем мире живет рабочий, который способен управлять разными стихиями, поэтому здесь указаны основные минералы и металлы, которые добываются на Урале — они обозначены символами на пальцах перчатки.

Слева направо: Алёна Астахова. Тонкое тело производственной литургии. 2022; Дмитрий Цветков. Наш мальчик терпит. 2004; Павел Новак. ИВАНА РЕЙВ. 2022
Слева направо: Алёна Астахова. Тонкое тело производственной литургии. 2022; Дмитрий Цветков. Наш мальчик терпит. 2004; Павел Новак. ИВАНА РЕЙВ. 2022

Алёна Астахова: В красном зале я построила шалаш из труб, напоминающих березы. Это способ ухода от индустриального в пространство природы и мифа, в то же время это история моей семьи. Мои дедушка и бабушка были окружены заводом, буквально жили на нем в бараках напротив. Вся жизнь уральского рабочего строилась на производстве.

Алёна Астахова. Труба-дупло избавления. 2022
Алёна Астахова. Труба-дупло избавления. 2022

Алёна Астахова: Следующий объект называется «Труба-дупло избавления». Я провела опен-колл, на котором зрители поместили в дупло то, от чего они хотели избавиться. Согласно мифологии шаман мог поместить какой-то объект внутрь дупла, потому что само дерево точка перехода между мирами и полностью избавляет человека от напасти. Я предоставила такую возможность зрителю, и они могли посмотреть, что другие убирают из своей жизни.

Алёна Астахова. Кубок классовой борьбы. 2022
Алёна Астахова. Кубок классовой борьбы. 2022

Алёна Астахова: Завершающим объектом моей выставки стал кубок классовой борьбы. По легенде он был подарен лосем-птицей, посланником богов. Здесь кубок является Граалем, который заводской рабочий мог использовать как символ труда и как инструмент для контакта с тем, что он вмешает в кубок.

Мой проект про то, как современной молодой житель индустриального города чувствует себя в пространстве, где соединяются мифология и тотальное производство, которое не только влияет на жизнь, но и является ментальным грузом, который мы несем через поколение. Мне хотелось создать проект, который не только передал бы идентичность мифологического героя, но и показал бы мою идентичность, человека, родившегося и прожившего всю жизнь на Урале.

Мария Панина. Позвонки. 2022
Мария Панина. Позвонки. 2022

Диана Мачулина: Алёна, спасибо! Мы переходим к своеобразному обряду. Мне кажется, Мария отвечает за такую идентичность, когда самосознательный человек становится хранилищем других людей. Мария сейчас расскажет про свой проект, к сожалению, он фрагментарно представлен, но в нем много памяти. Соответственно, где много сошлось, оттуда и много путей в разные стороны, какими нам быть?

Мария Панина: Здравствуйте, меня зовут Мария, и я вам расскажу сначала о той работе, что здесь доступна. Думаю, что моя идентичность национальна и флюидна, — я могу выбирать среди множества культур, так же мне могут навязывать другие культуры. Мой проект о крови и корнях, он рассказывает про славянские идентичности: русская, белорусская, польская и украинская. Соответственно я нашла пространство, состоящее из четырех залов, и назвала их словами на славянских языках.

Мария Панина. О кровях и корнях. Зал «Плат». 2022
Мария Панина. О кровях и корнях. Зал «Плат». 2022

Мария Панина: Мы с вами попадаем в первый зал и видим платки, которые сделаны при помощи вдавливания вареной свеклы на полотно, то есть обращение к орнаменту, как к национальному, основному языку. Красные пятна открывают поле к интерпретации, может быть, это агрессия или христианское причастие, возможно, это причастие к национальности, и на заднем плане немного провисает полотно. Зал называется русским словом «плат», он состоит из бордовых пятен, где свекла метафора крови земли.

Мария Панина. О кровях и корнях. Зал «Швыя». 2022
Мария Панина. О кровях и корнях. Зал «Швыя». 2022

Мария Панина: Предлагаю перейти к следующему слайду, и после очень напряженного цвета мы попадаем в белый зал, который называется белорусским словом «Швыя». Здесь рифмуется два объекта: земельный шов и фотография позвоноков.

Позвонки тоже сделаны из пятен свеклы, которая была положена под балдахин, и сок стал поступать, то есть это процессуальная работа, но сейчас перед нами результат, документация — получается самостоятельное произведение. Уходя в свои мысли, я представляла себя землей, потому что мы рождаемся из земли и уходим в нее.

Вспоминаются такие строчки: «белое тело стать хотело великаном на земле, чтоб из тела прорастали цинка белого цветы». Сочетание цинка и цветов уже значит что-то страшное, что и служило вдохновением к созданию этой инсталляции. Можно поразмыслить о том, что единая земля течет в наших жилах как своеобразная кровь. И этот поэтический образ про скорее травму идентичности — я состою в каких-то вынужденных рамках, и мне нужно выбирать чтобы не случилось ничего плохого.

Мария Панина. О кровях и корнях. Зал «Żywy». 2022
Мария Панина. О кровях и корнях. Зал «Żywy». 2022

Мария Панина: В третьем зале представлена инсталляция «кумач любой ценой». Я обращаюсь к такой игре со словами «кумач» — это цвет, но еще он очень напоминает глагол «что делать?». Рубашки тоже измазаны свеклой, а в центре перфоманс, и я измазываю себя вареной свеклой — этот зал назван польским словом «Zywy», соответственно здесь возникает конфликт возможных интерпретаций, потому что свекольные рубашки рассказать нам не могут. Слово «Zywy» отсылает к тому, что, возможно, все еще живы.

Мария Панина. О кровях и корнях. Зал «Удома». 2022
Мария Панина. О кровях и корнях. Зал «Удома». 2022

Мария Панина: Завершающий зал называется украинским словом «Удома». Что он тоже нас определяет? К какому дому мы принадлежим? Или мы живем на два дома? Я выросла в Санкт-Петербурге, и действительно непонятно, как жить в мегаполисе, где все разные, и не знаешь, кто ты? Мне часто мне говорят, кто я есть по национальности. Замечаю, что не существует каких-то визуальных маркеров национальности. Таким образом, мы попадаем в завершающий белый домашний зал — мы видим пододеяльник, наполненный землей. Мы можем проследить связь с предыдущими залами. Например, ромб отсылает нас к квадратам из первого зала. Последний объект, сапог с корнями, он врос или вырос, но он оторван — свекольные корешки прибиты гвоздиками к подошве. Сложилась такая история, размышление о множестве национальностей. Спасибо!

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.