Солнце с левой стороны / Голубь, женщина, сфера и много пустого пространства

Солнце с левой стороны / Голубь, женщина, сфера и много пустого пространства

HSE ART GALLERY представляет две персональные выставки в пространстве галереи на Малой Пионерской. Авторы проектов — студентки направления «Современное искусство» Суржана Ширабдоржиева и Мария Панина. 

Для HSE ART GALLERY на Павелецкой начинается новый этап — теперь эта часть галереи отвечает за продюсирование и коммерческое продвижение отдельных авторов. Здесь будут проходить персональные выставки студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ, сотрудничество с которыми станет для галереи регулярным.

Открывают новое направление сразу две персональные выставки: «Солнце с левой стороны» Суржаны Ширабдоржиевой и «Голубь, женщина, сфера и много пустого пространства» Марии Паниной. Проекты художниц связаны с образом дома и детских воспоминаний, с неизбежной травмой взросления, с не всегда идеальными отношениями внутри семьи, с ощущениями непонятости, несовершенства, пронзительной пустоты и одиночества. 

Суржана Ширабдоржиева. Солнце с левой стороны

Суржана Ширабдоржиева, Черным по белому, 2024. Гумбихроматная печать
Суржана Ширабдоржиева, Черным по белому, 2024. Гумбихроматная печать
Суржана Ширабдоржиева, fly, 2024. Цианотипия; фрагмент
Суржана Ширабдоржиева, fly, 2024. Цианотипия; фрагмент
Суржана Ширабдоржиева, Черным по белому, 2024. Гумбихроматная печать
Суржана Ширабдоржиева, Черным по белому, 2024. Гумбихроматная печать
Суржана Ширабдоржиева, Черным по белому, 2024. Гумбихроматная печать
Суржана Ширабдоржиева, Черным по белому, 2024. Гумбихроматная печать
Суржана Ширабдоржиева, Черным по белому, 2024. Гумбихроматная печать
Суржана Ширабдоржиева, Черным по белому, 2024. Гумбихроматная печать

Выставочный проект Суржаны Ширабдоржиевой посвящен образу дома как места, где когда-то было хорошо, но что-то изменилось. Здесь доминирует воспоминание, в которое что-то вмешалось и исказило, но не переделало его полностью.

В центре выставки — документальный фильм про семью художницы. Семья появляется в фильме не как сообщество людей, связанных узами кровного родства, а как обобщенный образ семьи, чтобы через личное выразить универсальное. Художница транслирует ощущение неприкаянности, ужаса и неловкости от чужого внешнего мира и ставшего чужим родного дома, где она лишь топчется на пороге. Фильм дополняют объекты, вдохновленные стихами авторства Суржаны, которые художница писала по пути к дому и возвращаясь из него. Это — молчаливые сюжеты, рифмующиеся друг с другом и создающие дополнительный пласт нерассказанных историй. 

О ХУДОЖНИЦЕ

Суржана Ширабдоржиева

Родилась в 2001 году в Улан-Удэ, учится и работает в Москве.
Обучаясь в Школе Дизайна НИУ ВШЭ на профиле «Дизайн и современное искусство», успела поработать в различных медиа: перформанс, паблик-арт, печатная графика, фотография, виртуальная реальность, однако главным инструментом пока что остается видеоарт. Ей интересно движущееся изображение как способ наложения разных миров: цифрового и реального. 

Персональные выставки: 
«Выход», галерея «Электрозавод» (2023) 
«Новоселье», частное пространство (2023)

Групповые выставки: 
«Повторение пройденного», HSE ART GALLERY (2023)
«За сном» в коллаборации с Лизой Шаль, галерея «Бомба» (2022) 
Фестиваль «мицелий» в коллаборации с художницами Машей Авданиной и Катей Рубцовой (2022)
«Zoom: все самое важное», Музей ДПИ (2020)

Мария Панина. Голубь, женщина, сфера и много пустого пространства

Мария Панина, Явленный, 2024. Инсталляция, мука, тело автора, 65 см х 135 см
Мария Панина, Явленный, 2024. Инсталляция, мука, тело автора, 65 см х 135 см
Мария Панина, Матери, 2024. Чёрное платье, 6 кг муки, 150 х 70 см
Мария Панина, Матери, 2024. Чёрное платье, 6 кг муки, 150 х 70 см
Мария Панина, Приближение к явлению, 2024. Акриловый медиум, бязь; фрагмент
Мария Панина, Приближение к явлению, 2024. Акриловый медиум, бязь; фрагмент
Мария Панина, фрагмент экспозиции
Мария Панина, фрагмент экспозиции
Мария Панина, Дух веет где захочет, 2024. Птичьи клетки разных размеров, бязь; фрагмент
Мария Панина, Дух веет где захочет, 2024. Птичьи клетки разных размеров, бязь; фрагмент
Мария Панина, Матери, 2024. Чёрное платье, 6 кг муки, 150 х 70 см
Мария Панина, Матери, 2024. Чёрное платье, 6 кг муки, 150 х 70 см

Выставочный проект должен был стать совместным высказыванием двух художников: Марии Паниной и Игоря Панина, ее отца. Но диалог выстроился не по классической схеме: вместо обмена репликами перед зрителями предстает свободный поток смыслов, который Мария обращает к воображаемому собеседнику. В роли «молчаливого соавтора» выступает картина Игоря Панина «Явление», написанная в 1988 году в честь рождения первого ребенка и находившаяся в доме художницы на протяжении всей ее жизни.

Препарируя картину, расщепляя ее на темы, художница все сильнее отдалялась от самого «Явления». Так, из живописи появились новые работы, в которых звучит вопрос: существует ли что-то «до рождения» — до того, как дух превратится в плоть? Инсталляции и объекты не становятся обращением к отцу или «ответом» его картине — вместо этого они формируют параллельное повествование, мрачное и призрачное, далекое от реальной истории семейных отношений.    

О ХУДОЖНИЦЕ

Мария Панина

Родилась в Санкт-Петербурге в 2000 году. Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге. Студентка IV курса профиля «Дизайн и современное исусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ. В визуальном языке использует разные медиа: инсталляция, перформанс, объект, графика. Итоговые произведения можно назвать наблюдениями за мыслями о жизни/смерти, памяти/беспамятве и свободе. 

Персональные проекты: 
«Выход на прогулку», делегированный перформанс, Музей истории ГУЛАГа (2023)
«Вершки», делегированный перформанс, арт-парк Никола-Ленивец (2022)
«О кровях и корнях», персональный выставочный проект; Borey art center, Санкт-Петербург (2022)

Групповые проекты:
«Свет и воздух», музей-заповедник Архангельское (2023)
«Экспедиция 01: Нигдейная земля», ЦТИ «Фабрика», Москва (2023)
«Определяя себя: предмет / процесс / идентичность», HSE ART GALLERY, Москва (2022)

«Проекты художниц могли стать мягкой и теплой историей семейных взаимоотношений, но, как часто бывает, на месте диалога образуется монолог. Этот разговор с отсутствующим собеседником мне представляется заигрывающе мрачным, призрачным и даже слегка отталкивающим — но только потому, что в нем легко разглядеть коснувшийся многих сюжет».

Васса Пыркова

Директор HSE ART GALLERY

ОРГАНИЗАТОРЫ

Школа дизайна НИУ ВШЭ — подразделение Высшей школы экономики, ведущее образовательное учреждение в области дизайна, моды и искусства в России. Мы преподаем современные дизайн- и арт-навыки, учим главному секрету успеха — не действовать по шаблону, а думать системно, создавать концепции, принимать решения, знать правила профессии для того, чтобы нарушать их лучше всех. Сегодня в структуру Школы входят 4 кампуса в разных городах, более 15 образовательных направлений, на наших программах бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования и аспирантуры учатся более 5000 студентов.

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY — подразделение Школы дизайна НИУ ВШЭ, открытое в 2018 году. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы. Миссия галереи — продвижение и поддержка молодых художников — студентов различных направлений на базе полностью укомплектованной площадки.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАРТНЁР

ПАРТНЁРЫ

По вопросам приобретения работ обращаться на почту gallery@hse.ru или по номеру +7 (999) 990-11-74.