HSE ART AND
DESIGN STUDIES

Актуальное искусство

Развитие современных художественных практик — одно из приоритетных направлений работы Школы дизайна не только в рамках образовательной и выставочной деятельности, но также и в научно-исследовательском поле. Команда теоретиков и практиков, исследователей актуального искусства фокусирует внимание на ярких фигурах молодых авторов, системном анализе языка арт-проектов XXI-го века и новейших тенденциях в области современного искусства.

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства Школы дизайна уже более пяти лет является местом для ярких визуальных экспериментов и обмена опытом между разными поклениями художников. На одной площадке проводятся выставки, объединяющие работы известных современных художников и студенческие арт-проекты. К организации выставок команда галереи привлекает преподавателей Школы, независимых кураторов, а также теоретиков, занимающихся разработкой наиболее актуальных для современного искусства вопросов. Таким образом каждый из проектов галереи становится не только интересным визуальным опытом, но и резонансным высказыванием в поле современных художественных практик.

Арт-брют. Искусство вне границ

В книге раскроется история арт-брют как явления, значительно повлиявшего сперва на французскую, а затем и на мировую культуру ХХ-го века. Будут показаны различные подходы к изучению данного направления, а отдельное внимание будет уделено произведениям современного искусства, продолжающим визуальную логику наива и арт-брют. Издание охватывает такие темы, как определение и происхождение термина «арт-брют», его взаимосвязь с другими направлениями искусства, а также анализ ключевых произведений и авторов. Одним из лейтмотивов книги станет обсуждение социальных и культурных контекстов, в которых возник и продолжает свое развитие феномен арт-брют.

Эссе

Энди Уорхол, безусловно, является одним из самых заметных и известных художников XX века. Однако его влияние на музыкальную культуру не менее внушительно. Владимир Басков рассказывает о самых ярких музыкальных обложках, созданных Уорхолом — от мексиканского альбома Карлоса Чавеса до популярных работ с The Velvet Underground и Rolling Stones.
Немецкий художник и скульптор Вольф Фостелль — человек, стоявший на пересечении множества важнейших тенденций в искусстве второй половины XX века. Один из лидеров капиталистического реализма, соучредитель движения Флюксус, апологет многократного искусства. О самых ярких хеппенингах и проектах Фостелля — похоронах телевизора, театре на улице, фильме «Бедствия» о войне во Вьетнаме — рассказывает Василий Мельниченко.
В апреле Школа дизайна провела шестую Международную конференцию «Теории и практики искусства и дизайна», на которой рассматривался широкий круг сюжетов, связанных с экономикой, социологией, культурой. Публикуем диалог, состоявшийся в рамках секции «Индустрия впечатлений в период деглобализации: реалии и перспективы» между художником Степаном Лукьяновым и исследователем культуры Василием Мельниченко.
В 2020-м году не стало Марион фон Остен, человека, чье значение для немецкого концептуального и политического искусства имеет чрезвычайно важное значение. Марион — художник, куратор, исследователь и педагог. Ее деятельность была сосредоточена вокруг культурного производства в постколониальных обществах, производству знаний и управлению мобильностью. Публикуем беседу Марион и Василия Мельниченко, записанную в 2013 году во время симпозиума «Networking. Сетевое взаимодействие в кураторском поле».
С середины 2021 года в Москве прошла серия знаковых выставочных проектов, посвященных сайнс-арту: «Да, живет иное во мне» и «New Elements» (Laboratoria Art&Science, Новая Третьяковка), «Зловещие грезы» и «Открытое множество» (Электромузей), «Код искусства» (галерея ГРАУНД Солянка), биеннале «Искусство будущего» (Мультимедиа арт музей) и многие другие. О стремительном развитии и популяризации научного искусства на примере названных проектов рассказывает Станислав Миловидов.
Женское тело — мощный инструмент эмансипации общества и его субъектность часто вызывает активную общественную дискуссию. В мировой художественной практике самым известным прецедентом негативного отклика на изображение женского тела стала реакция на инсталляцию Джуди Чикаго «Званый ужин». Галя Леонова рассказывает об важнейших мотивах, прозвучавших в спорах вокруг работы художницы.
Режиссер, кинопродюсер, сценарист, актер, профессор кинодизайна на факультете дизайна Дортмундского университета прикладных наук и искусств Адольф Винкельман — одно из ключевых имен для немецкого кинематографа. В 2010 году Винкельман получил уникальное предложение — поработать над грандиозной инсталляцией, расположенной в небоскребе в центре Дортмунда. О получившемся проекте и попытке зарифмовать экономические реформы с художественными жестами рассказывает Василий Мельниченко.
В 2018 году на аукционе Sotheby’s автопортрет британской художницы Дженни Сэвилл «Propped» (1993) был продан за рекордную сумму — почти за 12,5 миллионов долларов, намного дороже работы Кэди Ноланд, чья картина Bluewald была продана за 9,8 миллионов долларов ранее. Кто же такая Дженни Сэвилл — самая дорогая художница из ныне живущих? Ирина Сахно рассказывает о том как антиэстетика Сэвилл формирует «взгляд эпохи», о переосмыслениях сюжетов Эдуара Мане и поисках ответа на вопрос: каким может быть художник в XXI веке?
В конце XX — начале XXI веков смысл и способ существования чучел в музеях науки существенно изменился. Перестав быть только научными объектами и обнаружив собственную историчность, истоки в колониальном и жестоком мышлении, они были переинтерпретированы самими музеями и художниками. О том как чучела стали идеальный объектом странной, гибридной и разнородной природы в контексте постгуманистических теорий рассказывает Александр Писарев.
Сегодня присутствие чучел в музеях, как и сама их идея, кажется странным. В самом деле, это потрепанные временем останки животных, убитых десятки, а то и сотни лет назад, натянутые на манекены или набитые соломой, выставленные в сумрачных залах старых музеев. Теперь они являют глазу не чудо природы, а эстетически отвратительное и постыдное наследие колониального прошлого и жестокой эксплуатации природы. Александр Писарев предлагает варианты ответа на вопрос: «Зачем сегодня смотреть на мертвых животных?».

Студенческие работы