HSE ART AND
DESIGN STUDIES

Архитектура в новых парадигмах

Научное направление посвящено анализу языка архитектуры, который открывает новые перспективы исследования как отдельных пластов классической культуры, так и парадигм существования и развития современной городоской среды, строящегося на наших глазах мира будущего

Сегодня нам представляется шанс исследовать русское искусство с новых позиций. Опираясь на наследие советского искусствознания и результаты международных научных проектов, — провести систематическое уточнение и переосмысление знаний об иконописи и классической русской живописи, авангарде, современном искусстве. Задача состоит в том, чтобы улучшить наше понимание истории отечественного искусства и укрепить концептуальные связи между прошлым и настоящим.

name

Сергей Кавтарадзе

Старший преподаватель направлений «Дизайн среды» и «Дизайн интерьера», академический руководитель образовательной программы «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, искусствовед, историк архитектуры, лауреат премии «Просветитель» (2016).

Музей архитектуры

Вплоть до конца ХХ века мировая архитектура в основном противопоставляла себя «хаосу» природы, вносила в нее порядок: вертикали и горизонтали, прямые углы, ориентацию осей по сторонам света и вписывающиеся в правильные прямоугольники, а то и в окружности планы. Теперь же становится ясным, что хаос не хаотичен, что и он подчиняется физическим и математическим законам, только не столь простым, как те, что были известны раньше, что, собственно, и порождает необычную форму современных архитектурных объектов, например, деконструктивистских и параметрических.

Однако, как представляется, на последние тенденции в архитектуре можно посмотреть и шире. Возможно, мы стоим на пороге новой эры, когда архитектура как институция начинает действовать в альтернативных средах, что дает нам возможность говорить уже о новых парадигмах — не «помещенных» в архитектуру, а, наоборот, вмещающих ее в себя. Таким образом, сегодня мы можем говорить уже как минимум о тех парадигмах: первой, исторически сложившейся и нам привычной; второй — условно говоря, свидетельствующей о возвращении архитектуры в дикую природу или о возвращении дикой природы в наши поселения; и третьей — цифровой.

Материалы исследований, планомерно публикуемые на портале Школы дизайна представляют системное осмысление этих процессов на материале ключевых архитектурных проектов нашего века.

Уездный город. Альбом

Уездные города — часть исторического прошлого России и, вместе с тем, их образ в отечественной культуре — важнейший фактор в русском искусстве, в живописи, фотографии, мелкой пластике и особенно в литературе. На дореволюционных фотографиях уездный город выглядит всегда благополучным, с чистыми мощеными мостовыми, с опрятными обитателями на просторных площадях, образованных монументальными храмами и достойными, грамотно выполненными с точки зрения зодчества постройками.

В образе уездного города всегда присутствуют лирическая, элегическая и ностальгическая составляющие, хотя, в то же время, именно он является излюбленным полем, где действуют сатирические персонажи. Предлагается составить обобщенный «портрет» такого города, собранный на материале многих городов — как бы визуальный рассказ, где будут представлены и распределены по типологии старые фотографии и гравюры, а также короткие тексты воспоминаний, отрывки из краеведческой литературы, а также фрагменты художественных произведений, где не довлеют гротеск, шарж и сатира.

Эссе

В дизайне неоклассики (как конца XVIII, так и начала XX века), а также в искусстве ампира часто встречается эффектный элемент, напоминающий то ли веер, то ли многолучевую звезду, то ли раковину морского гребешка. На самом деле этот полукруг изначально применялся в амфитеатрах Рима как навес из ткани и назывался велариум. Об исторических метаморфозах этого загадочного элемента рассказывает Сергей Кавтарадзе.
Судьба Николая Митурича своими контурами повторяет целые десятилетия развития советской архитектуры. В этом тексте внимание уделяется раннему этапу его биографии, когда в конце 20-х годов Митуричу было поручено создать несколько типовых проектов садовых эстрад и киосков. О найденных оригинальных решениях, а также совпадениях и разрыве ленинградских архитекторов с Казимиром Малевичем рассказывает Ксения Малич.
Николай Митурич — прямой свидетель травматичных и переломных событий советской истории, один из людей, ответственных за послевоенное восстановление Ленинграда и возвращение городу прежнего облика, но при этом автор почти невидимый, незаслуженно редко упоминаемый в работах искусствоведов и историков. О ключевых этапах его биографии рассказывает Ксения Малич, автор книги «Николай Митурич, ленинградский архитектор».
На ежегодной научной конференции «Випперовские чтения» один из докладов, посвященный проекту Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина), был представлен искусствоведом и преподавателем Школы Дизана Сергеем Кавтарадзе. Публикуем видео выступления и статью, обозначающую основные тезисы лекции.
В русской допетровской архитектуре есть традиция: самые загадочные памятники не скрываются в труднодоступных местах, а веками стоят на виду, в центре столицы, в Кремле и на Красной Площади. О сложной истории одного из таких объектов, Спасской башне, рассказывает Сергей Кавтарадзе.
В 1972 году архитектор-бунтарь Бернар Чуми провел в знаменитой Лондонской Архитектурной ассоциации серию занятий, предложив студентам нестандартные вопросы: как наши действия и события трансформируют здания? Что произойдет, если здание использовать не по назначению? О радикальных коллажных методах Чуми рассказывает Ксения Малич.
Продолжая серию текстов, посвященных современной архитектуре, Сергей Кавтарадзе обнаруживает общие черты между беспокойством XXI столетия и моральным кризисом европейского XVI века, сравнивая недавнее произведение Михаила Белова с эталонами итальянского маньеризма.
В рубрике, посвященной современной городской архитектуре и ее исторической генеалогии, Сергей Кавтарадзе рассказывает о стальном кружеве Дома культуры «ГЭС-2» и реконструкции итальянца Ренцо Пьяно.

Студенческие работы