HSE ART AND
DESIGN STUDIES

Архив русского искусства.
XVII–XXI

Цель научного направления, связанного с историей русского искусства, — осмысление и системное представление памятников, составляющих основу нашей визуальной культуры XVII-XXI веков.

Сегодня нам представляется шанс исследовать русское искусство с новых позиций. Опираясь на наследие советского искусствознания и результаты международных научных проектов, — провести систематическое уточнение и переосмысление знаний об иконописи и классической русской живописи, авангарде, современном искусстве. Задача состоит в том, чтобы улучшить наше понимание истории отечественного искусства и укрепить концептуальные связи между прошлым и настоящим.

name

Александра Першеева

Руководитель научного направления, академический руководитель программы «Современное искусство» в НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.

Архив русского искусства

Цифровой проект, посвященный исследованию отечественного искусства в парадигмах современного гуманитарного знания. История русской живописи разворачивается как галерея работ выдающихся художников и их значимых современников, произведения систематизируются хронологически и типологически, каждое из них снабжается актуальным описанием и анализируется с современных искусствоведческих позиций. Планомерно пополняемый архив объединяет различные собрания и реализует концепцию «воображаемого музея» на материале высококлассных произведений русской живописи, открытых для широкого круга зрителей.

1920-е годы в русском искусстве

Альбом посвящен яркому и сложному периоду в истории русского искусства, на который мы можем взглянуть сегодня с дистанции в столетие. В этой книге читатели откроют для себя мир авангарда, который стал символом революции, и раннесоветского искусства. Книга погружает читателя в атмосферу тех лет, знакомит с ключевыми фигурами и направлениями, которые зарождались и развивались в условиях политических и социальных перемен. В искусстве Казимира Малевича и супрематистов, Владимира Татлина и конструктивистов, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и примитивистов, художников объединений ОСТ и АХРР — наиболее полно вызарился дух противоречивого времени, которое на Западе запомнилось «ревущие 20-е», а в нашей стране было связано с авангардном, военным коммунизмом и НЭПом. Эта книга будет интересна не только специалистам в области искусствоведения, но и широкому кругу читателей, которые хотят познакомиться с историей искусства эпохи перемен.

Эссе

Студенческие работы