Издательский проект ART

Журнал ВШЭ по искусству и дизайну / Журнал ART

Новый издательский проект Школы дизайна НИУ ВШЭ — научный журнал, посвящённый истории искусства и дизайна, который будет выходить в электронной и полиграфической версиях. 

Журнал ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design представляет собой уникальное издание, в котором репрезентирован «визуальный лексикон» разных исторических эпох и представлен оригинальный научный материал. Первый электронный номер Журнала ВШЭ по искусству и дизайну вышел в марте 2024 года.

Мы хотим сделать проект «нескучной классики» и современности, ввести наработки школы Visual Studies и «новой истории искусства», посмотреть на искусство с точки зрения «новой оптики» и панорамного видения. Важное место займёт исследование теории и практики дизайна, новые векторы развития Practice as research и формирование нового исследовательского инструментария в области дизайна.

ART — коллекционное печатное приложение к Журналу ВШЭ по искусству и дизайну. Этот проект — попытка соединить научный подход академического журнала, высокое качество издательского продукта и инновационные цифровые технологии искусствоведческой социальной сети Gallllery.ru.

Архив русского искусства.
XVII–XXI

Цель научного направления, связанного с историей русского искусства, — осмысление и системное представление памятников, составляющих основу нашей визуальной культуры XVII-XXI веков.

Архив русского искусства

Цифровой проект, посвященный исследованию отечественного искусства в парадигмах современного гуманитарного знания. История русской живописи разворачивается как галерея работ выдающихся художников и их значимых современников, произведения систематизируются хронологически и типологически, каждое из них снабжается актуальным описанием и анализируется с современных искусствоведческих позиций. Планомерно пополняемый архив объединяет различные собрания и реализует концепцию «воображаемого музея» на материале высококлассных произведений русской живописи, открытых для широкого круга зрителей.

1920-е годы в русском искусстве

Альбом посвящен яркому и сложному периоду в истории русского искусства, на который мы можем взглянуть сегодня с дистанции в столетие. В этой книге читатели откроют для себя мир авангарда, который стал символом революции, и раннесоветского искусства. Книга погружает читателя в атмосферу тех лет, знакомит с ключевыми фигурами и направлениями, которые зарождались и развивались в условиях политических и социальных перемен. В искусстве Казимира Малевича и супрематистов, Владимира Татлина и конструктивистов, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и примитивистов, художников объединений ОСТ и АХРР — наиболее полно вызарился дух противоречивого времени, которое на Западе запомнилось «ревущие 20-е», а в нашей стране было связано с авангардном, военным коммунизмом и НЭПом. Эта книга будет интересна не только специалистам в области искусствоведения, но и широкому кругу читателей, которые хотят познакомиться с историей искусства эпохи перемен.

Эссе

Если к концу 80-х электронные проекты в СССР можно было пересчитать по пальцам, то к началу 2000-х здесь выросла целая индустрия — клубы, лейблы, сотни артистов, свои звезды и свое подполье, локальные селебрити и даже музыканты, которых на западе знают куда лучше, чем в России. Ник Завриев вспоминает историю отечесвенной электроники девяностых через 15 альбомов — от масс-маркета до авангарда.
Исторически техники рукоделий — вязание, вышивка, шитье — воспринимались как домашние праткики, не вписанные в систему искусств. Но сегодня все чаще они становятся частью художественного языка, дизайна и актуального искусства. О переосмыслении декоративно-прикладного искусства в свете феминистских теорий, а также ярких работах в российском современном искусстве рассказывает Галина Игнатенко.
В HSE ART GALLERY до 19 февраля открыта выставка дипломных проектов выпускников бакалаврских профилей «Современное искусство» и «Дизайн и современное искусство» 2022 года. Каждая из работ ранее была представлена на одной из ключевых площадок Москвы как персональная выставка. О поиске собственного стиля мышления и общих сюжетах, возникающих из сопоставления работ разных студенток рассказывают художница, куратор выставки Диана Мачулина и философ, писатель Ксения Голубович.
Оля Климовицкая — художница и резидентка самоорганизованной группы APXIV. Про гендерные исследования, современные институции и проблемы, с которыми сталкиваются российские художники и художницы, с ней поговорила Галя Леонова.

Сегодня нам представляется шанс исследовать русское искусство с новых позиций. Опираясь на наследие советского искусствознания и результаты международных научных проектов, — провести систематическое уточнение и переосмысление знаний об иконописи и классической русской живописи, авангарде, современном искусстве. Задача состоит в том, чтобы улучшить наше понимание истории отечественного искусства и укрепить концептуальные связи между прошлым и настоящим.

name

Александра Першеева

Руководитель научного направления, академический руководитель программы «Современное искусство» в НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.

Европейское искусство

Данное научное направление посвящено исследованию классических произведений искусства с позиций современного гуманитарного знания. Наследие европейского искусства представляется системно, а его анализ разворачивается в различных форматах междисциплинарных визуальных исследованиях.

HSE Art Project

Цифровой проект, посвященный системному исследованию наследия школ европейской живописи. Коллектив авторов освещает теоретические, исторические и методологические аспекты изучения европейской живописи. В центре внимания находятся не только ключевые для истории искусства имена и шедевры, но и визуальные эксперименты прошлого, различные стили и направления, которые помогают лучше понять взаимосвязь между живописью Европы и актуальными художественными практиками.

Европейское искусство в русских региональных музеях

Эта уникальная книга открывает читателю мир европейского искусства, хранящегося в разных уголках России — в региональных музеях. Авторы проводят системное исследование истории бытования и стилистических особенностей классических произведений, которые зачастую остаются незамеченными любителями искусства, которые не знают, где их отыскать. Читатель познакомится с выдающимися произведениями таких мастеров французского, немецкого и голландского искусства, а также с произведениями из личных коллекций, которые после революции вошли в собрания публичных музеев. Как эти шедевры оказались в музее? Какие перипетии судьбы они пережили и почему их значение выходит за рамки обычного представления об искусстве? Книга будет интересна как специалистам, так и любителям искусства, а также всем, кто интересуется историей и культурой России и Европы.

Эссе

Есть ли связь между «Реквиемом» Моцарта и известным фильмом с Джаредом Лето? Какой общий, «тайный» источник объединяет «Слезы» Шопена, «Нежность» Дебюсси и «Душу» Шостаковича? И почему в очередь за авторством кантаты Карла Орфа выстраиваются Вагнер, Бетховен и Вангелис? Анна Костина рассказывает о нескольких случаях, когда произведениям известных композиторов приписываются искаженные названия и ложное авторство.
Фотография — это парадоксальное присутствие отсутствующего. Или идеальная модель для сюрреалистического искусства. Или «живые картины» воображения и мысли, получающие идеальное воплощение в цифровую эпоху. Во второй части текста, посвященного встречам с фотографией поэтов, режиссеров и искусствоведов, Владимир Левашов рассказывает о том, как в течение XX века магия фотография стала технологией.
В преддверии выхода номера «Логоса», посвященного исследованиям картографии, мы публикуем фрагмент из предисловия его редакторов-составителей Константина Иванова, Александра Писарева и Станислава Гавриленко. Ключевые мотивы и интуиции выпуска проявляются в проекте марокканско-французской художницы Бушры Халили, сталкивающей нейтральное геометрическое пространство карты и опасные реалии перемещений беженцев.
В книге «Материя зримого», недавно переведенной на русский язык, историк моды Энн Холландер предлагает взглянуть на историю живописи как на гипнотическую игру тканей, драпировок и мантий, изменение представлений о моде и эстетике костюма. Исследование охватывает сразу множество сюжетов — от выразительности складок на картинах Джотто до платьев, которые подменяют собой тела в работах живописцев XIX века. Короткий путеводитель по основным частям книги Холландер предлагает Ирина Сахно.

Студенческие работы