HSE ART AND
DESIGN STUDIES

Массовая визуальная культура

Массовая визуальная культура представляет значительный интерес для исследования, поскольку она является, с одной стороны, доступной и открытой областью творческого взаимодействия, где постоянно складываются, трансформируются, исчезают и вновь появляются элементы языка не только масс-медиа, но и актуального искусства. В этом непрестанно меняющемся поле находят выражение социальные и культурные сдвиги, а получившие признание произведения способствуют формированию идентичности как целых социальных групп.

Именно поэтому мы обращаемся к изучению и сопоставлению различных пластов массовой культуры: периодические издания, комикс, фотография и многие другие феномены служат материалом для междисциплинарных исследований, привлекающих внимание к поворотным моментам той или иной эпохи.

Каталог русских иллюстрированных журналов

В каталоге будет представлена информация о нескольких сотнях журналов, изданных в период с 1703 по 1941 годы — сведения об изданиях, обложки, фронтисписы, титульные листы, иллюстрации и многое другие. Визуальная история русской периодической печати раскроется перед зрителями в виде системно представленного цикла публикаций. Три века российской журналистики становится возможным проанализировать в контексте развития искусства живописи и графики, осмыслить в широком культурологическом контексте.

Российский комикс. Языки, авторы, издания

О том, являются ли комикс и манга видом изобразительного искусства или его жанром, или особой визуальной формой литературы — не утихают споры до сих пор. В рамках исследования этого яркого феномена современной культуры готовится серии статей по семиотике комикса, в которой мы рассмотрим его как особую знаковую систему, язык, при помощи которого авторы рассказывают такие яркие истории, завоевавшие популярность во всем мире, и набирающие свою преданную аудиторию в нашей стране. В основе проекта будут ярчайшие примеры отечественного комикса, которые будут представлены в глобальном контексте. Автор серии — Алекей Иорш, преподаватель теории и истории комикса и манги, художник комикса, лауреат международных фестивалей, участник первой в нашей стране комикс-студии КОМ.

Социальная история комикса

Комиксы — уникальное явление в современной культуре, поскольку они сочетают в себе литературу, графику, драматургию и философию, передаваемую с помощью ярких и эмоционально заряженных образов. И поскольку комиксы зачастую воспринимаются лишь как развлекательный формат, порождающий героев поп-культуры вроде Наруто или Бэтмена, становится особенно актуальной задача научного исследования этой формы визуального искусства, постановка вопросов, выходящих за пределы изучения нарративных или графических приемов. Представляется важным задать более фундаментальный вопрос о том, как в одном из самых массовых видов искусства находит выражение дух того времени и социального пространства, в котором создается комикс. Объединяя методы исследования из области visual studies, теории медиа и социологии, мы анализируем наиболее значимые комиксы и графические романы как соцально значимые конструкты, обладающие возможностью выразить страхи и надежды, стереотипы и открытия своей эпохи.

Русский иллюстрированный журнал (переиздание книги)

В альбоме собраны материалы по самым ярким многостраничным изданиям 1703–1941 годов, которые позволяют проследить историю отечественной печати, увидеть многообразие и высокое качество русских иллюстрированных журналов. В издание вошли аннотации к 775 журналам, а также 531 изображение — обложки, фронтисписы, титульные листы, иллюстрации из 163 журналов. Книга продолжает традицию лучших изданий по русской периодической печати. В отличие от предыдущих публикаций подобного рода в ней впервые создана целостная картина эстетических пристрастий издателей, журналистов и художников трех веков российской журналистики.

Эссе

Тинтин — один из самых известных героев европейского комикса. Более 200 миллионов проданных комиксов, собственный музей и множество адаптаций в другие медиумы, включая включая довольно успешную адаптацию от Стивена Спилберга в 2011-м. В то же время создатель Тинтина, художник Жорж Реми, он же Эрже остается фигурой противоречивой, о чем свидетельствует недавнее похищение его бюста в Брюсселе. Василий Кистяковский разбирается в причине популярности комиксов о Тинтине и их неотделимости от противоречивой фигуры Эрже.
Последние десять лет супергерои были повсюду, от кинотеатров до логотипов на повседневных товарах.Тем удивительнее, что первоисточник этих историй — комиксы — для многих остаются чем-то пугающим и даже непонятным. Василий Кистяковский разбирает самые частые мифы, сопутствующие супергеройским комиксам.
Рукоделие в видеопродакшне — одна из самых необычных и эффектных техник, которую нечасто используют при создании музыкальных клипов из-за невероятной трудоемкости. Владимир Басков рассказывает о нескольких особенных случаях работы с этим форматом — от экспериментов Мишеля Гондри до 12 миллионов стежков в ролике хэви-метал группы Throne.
Уже несколько десятилетий видеоклипы являются одним из самых важных каналов визуальной коммуникации для музыкальной индустрии. Однако что можно и нужно считать прототипом музыкальных видео? И причем тут продавцы нотами, потерявшаяся девочка, полицейский и мелодраматичная история любви? О прототипах музыкальных клипов рассказывает Владимир Басков.
«Аватар» 2009 года стал настоящей революцией в области кинотехнологий, представив публике полноценное виртуальное производство. 13 лет понадобилось Джеймсу Кэмерону для работы над продолжением. О кинематографических инновациях и отличиях двух фильмов рассказывает Надежда Маркалова.
Фантазия о цифровом бессмертии, о возможности возвращать на экране актеров прошлого уже не первое десятилетие преследует кинематографистов и специалистов по спецэффектам. Так новые строчки в фильмографии неожиданно добавляются у Марлона Брандо и Лоуренса Оливье, появляются анонсы новой картины со звездой 50-х Джеймсом Дином, а крупные франшизы все чаще подменяют реальных актеров виртуальными двойниками. Надежда Маркалова рассказывает о технологиях кинематографического воскрешения — от монтажа и цифрового композитинга до современных нейросетей.

Студенческие работы