HSE ART AND
DESIGN STUDIES

Мода: история и теория

Направление включает в себя несколько смысловых блоков, которые строятся вокруг ряда магистральных тем и актуальных сюжетов, связанных с историей и теорией моды.

«Архив моды», который занимается сбором, хранением и осмыслением российского модного процесса, начиная с 1990-х и до настоящего времени. Fashion Research Group представляет собой регулярные встречи на базе Аспирантской школы по искусству и дизайну, которые строятся вокруг обсуждения ключевых методов и исследовательских инструментов, которыми оперирует актуальная наука о моде. В рамках этого сезона в центре внимания группы находятся гардеробные методы исследований одежных практик. Исследователей Mendit Research Lab (осн. в августе 2021 г.) объединяет интерес к practice-based исследованию практик преобразования одежды с помощью всевозможного ремонта и в междисциплинарной перспективе.

Сегодня нам представляется шанс исследовать русское искусство с новых позиций. Опираясь на наследие советского искусствознания и результаты международных научных проектов, — провести систематическое уточнение и переосмысление знаний об иконописи и классической русской живописи, авангарде, современном искусстве. Задача состоит в том, чтобы улучшить наше понимание истории отечественного искусства и укрепить концептуальные связи между прошлым и настоящим.

name

Людмила Алябьева

Академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, к. ф. н., доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», куратор.

Архив российской моды

Онлайн-проект, собирающий информацию о дизайнерах одежды, профессионалах индустрии и событиях российской моды, начиная с 1990х годов. Архив фокусируется на трех основных направлениях исследования: дизайнеры/бренды, события и явления, которые отражают особенности истории российской моды. Основа архива — профайлы дизайнеров, дополненные документацией показов и событий, лукбуками и рекламными съемками, пресс-релизами и авторскими описаниями коллекций. Материалы собираются на основе личных архивов и глубинных интервью с дизайнерами, коллекционерами, участниками индустрии и открытой информации в сети. Команда архива регулярно проводит мероприятия на темы, связанные с архивным поворотом в моде: место архива в исследованиях моды и образовании, вопросы коллекционирования и кураторского отбора, внимание к контексту и теоретические предпосылки.

Мода и искусственный интеллект: опыт взаимодействия

Будущее моды во власти машин: компьютерные программы как инструменты, генеративный дизайн как идейный источник и маркетолог, пиксели — как материал. На вопрос теста Тьюринга «Могут ли машины мыслить и творить» дизайнеры отвечают «да».

В 2023 году дизайнеры все чаще обращаются к ИИ для создания коллекций, стирая грань между машинным и человеческим творчеством. Переход в цифровую плоскость меняет саму систему координат моды. Изменения нужно рассматривать только в симбиозе человека и машины. Как они меняют понимание материальности, телесности, антропоцентричности? Как они влияют на производство и экономику?
Живой цвет. Натуральные красители в современном текстильном искусстве (Нина Вересова). Книга посвящена традиционным техникам и материалам в текстильном искусстве в современном контексте. Мы увидим как текстиль эволюционирует из плоскости в объем: от нити к ткани, через одежду и объект к пространству внутреннему и внешнему. Посмотрим на текстильное искусство через призму цвета, который художники, дизайнеры и ремесленники получают из природных источников: растения, минералы, земля.
За пределами холста: Русский авангард и мода (Галина Игнатенко). Книга является собранием статей и фотографий, посвященных проектам художников авангарда в области моды. Книга погружает читателя в эпоху, когда художники-новаторы бросали вызов существующим нормам и создавали новый визуальный язык, а также демонстрирует как эти революционные идеи нашли путь в современные гардеробы и модные показы. Она предлагает читателю не только погрузиться в мир русского авангарда, но и увидеть как это движение продолжает эхом отзываться в современной моде.
Архив российской моды (Людмила Алябьева/Сальникова). Проект представляет собой летопись индустрии российской моды, начиная с 1990-х годов. Основу альбома составляют профайлы дизайнеров, дополненные документацией показов и событий, лукбуками и рекламными съемками, пресс-релизами и авторскими описаниями коллекций, а также обзор событий, площадок и институций, которые сыграли определяющую роль в развитии отечественной индустрии моды.

Эссе

В общепринятом представлении выставки о моде — это коллекция костюмов, отражающих эпоху, культуру или личность. Рассматривая наряды в витринах, мы восхищается необычными тканями, кропотливым ручным трудом, старинным кроем и полетом фантазии дизайнера. Но поразить красотой — не единственная задача, которую могут решать выставки, главным действующим лицом которых является одежда. На примере пяти выставок Светлана Сальникова демонстрирует сколь разные истории о нашем обществе могут поведать костюмы и аксессуары в музейных пространствах.
Что сегодня происходит с системой моды в России? Почему ситуации «центр-периферия» не решает проблем в сфере моды? Как децентрализация и полицентризм помогут воссоздать более «здоровую» систему? Опираясь на деколониальную теорию моды и локальные проекты, ответы на эти вопросы пробует наметить Елена Ермаковишна.
Нелепые, возмутительные, комичные головные уборы от фирмы Bes-Ben входят в историю моды едва ли не на правах казуса, оригинальной шутки. И все-таки, создаваемые дизайнерами из предметов обихода в тяжелые 1940-е годы, эти шляпы по-своему отражают эпоху. О том как можно носить на голове пластиковые фрукты, игральные кости и целые театральные сценки рассказывает Татьяна Бакина.
Кокошники и рогатые кички в коллекции Chanel, сарафаны от Valentino, русские орнаменты на моделях Kenzo. Екатерина Цховребадзе на примере русского костюма рассказывает о том как мировые бренды обращаются к национальных сюжетам как источнику вдохновения, создавая уникальные авторские прочтения.
В выпуске аналитического подкаста «Что такое кино?» проекта Cincognita Татьяна Бакина, исследователь истории костюма в кино и старший преподаватель Школы дизайна, рассказала о взаимодействии моды и кино на экране на примере фильма «Дом Гуччи» Ридли Скотта.
«Леопардовый» принт переживал в истории моды ХХ века свои взлеты и падения: от леопардовых шуб как маркера роскоши до повсеместной вульгаризации этого анималистического принта. Не менее интересной выглядит история «леопардовых» костюмов в кино, где этот яркий материал был атрибутом противоречивых персонажей и транслировал скрытые смыслы. О символике таких кинокостюмов рассказывает Татьяна Бакина.

Студенческие работы