HSE ART AND
DESIGN STUDIES

Музей дизайна

История дизайна — одна из остро актуальных тем для современного исследователя. Настоящее научное направление ставит перед собой задачу сбора, анализа и системного представления наследия как советского художественного проектирования, так и современного отечественного дизайна.

Эти материалы осмысляются как с позиции их уникальных стилистических черт, так и в широком международном контексте, что позволяет дать новые ответы на фундаментальные вопросы о путях развития дизайна как основы креативных индустрий.

Музей дизайна

Дизайн как феномен культуры, поддающийся описанию, особенно в ретроспективе, безусловно, существовал и в советский период. Уровень осведомленности о мировых тенденциях в профессиональной среде тоже был довольно высок. Но рынка дизайнерских услуг не было. Официально не признавалось даже само понятие «дизайн» — как нечто слишком «буржуазное», некое излишество. Использовались такие термины, как «прикладная графика», «промышленная эстетика», «художественное конструирование» и т.д. Минимальное количество учебных заведений, где можно было получить связанную с дизайном профессию, и организаций, где можно было работать по специальности, а главное — относительно узкий спектр применения дизайна, практика регламентирования допустимых форм творчества и даже личных вкусов — все это создавало довольно унылый ландшафт того времени.

Все очень стремительно и радикально изменилось на рубеже 1980-1990-х годов: политическая система, экономика, а вместе с ними — и деловые отношения, культурная атмосфера, возможности и интересы людей. Но мало где перемены имели такой взрывной характер, как в области дизайна. В современном понимании, он фактически возник в России заново. Хотя и не с нуля. Переход к свободному рынку создал для дизайнеров абсолютно новую категорию заказчиков — появились частные компании и предпринимателей, которые теперь нуждались в фирменном стиле, имиджевой рекламе, дизайне упаковки, собственных шрифтах — в общем, полном наборе элементов коммуникационного дизайна. Разнообразные, коммерциализированные медиа и быстро растущий Интернет также стали как важными потребителями, так и ключевыми каналами распространения дизайна. Дизайнеры в своей творческой деятельности сталкивались со схожими профессиональными и техническими проблемами. Этот же период отмечен невероятным всплеском креативности, свободой мышления, стремление к ярким, выразительным,цепляющим жестам. Реклама, пожалуй, в большей степени, чем сегодня, воспринималась как самостоятельный вид творчества, меньше зависящий от инструкций, а дизайн в целом был меньше подвержен унифицирующим стилевым трендам. Роль личности ведущих дизайнеров, их мышления, творческого почерка в успехе отдельных проектов и студий заслуживает особого разговора на конкретных примерах.

Материалы публикуемые на портале Школы дизайна позволяют увидеть и исследовать различные творческие концепции и динамику происходящих в профессиональной среде тенденций.

Система дизайна в СССР

Дизайн в СССР — почти неизученная тема. Советский (российский) дизайн ассоциируется, в лучшем случае, с авангадом и конструктивизмом, в то время как множество интересных феноменов еще предстоит открыть широкой публике. Цель предлагаемой к изданию книги — познакомить читателей с подробным и системным изложением истории советского дизайна через систему институтов технической эстетики, где разрабатывались предметы промышленного дизайна. Каждая глава рассказывает об одном из научно-исследовательских институтов и проектных бюро, об их структуре, выработанном стиле и той роли, которую они сыграли в сложении системы дизайна в СССР.

Мировой дизайн

Серия книг, которая охватывает ключевые эпохи в истории дизайна XX века, показывая значимые школы, имена и проекты, повлиявшие на становление материального облика современности.

Эссе

Студенческие работы