HSE ART AND
DESIGN STUDIES

Театр и перформанс

Исследования в области истории русского театра ставят перед собой задачу системного представления визуальной истории отечественного сценического искусства, показанного в его неразрывной связи с поисками современных режиссеров и художников театра.

Русский театр.Таймлайн

В цифровом проекте будут собраны, систематизированы и опубликованы визуальные материалы, раскрывающие историю становления и развития русского театра. Этот обширный ресурс охватывает различные аспекты театрального искусства, фокусируя внимание на стилистическом своеобразии каждой эпохи. Этот визуальный таймлайн дает возможность исследователям, студентам, театралам и любителям искусства проследить эволюцию русского театра, узнать о его ярких представителях и наиболее значимых постановках, представленных в широком контексте истории искусства.

Русский театр

Русская театральная культура, окончательно сложившаяся в послепетровскую эпоху, развивалась в двух направлениях: ученичества и стремления к самостоятельному творчеству. Сдвиг, который произошел в русском обществе в начале XVIII века, постепенно изменил старую, патриархальную структуру государства, Россия становилась частью общеевропейского пространства, рождалось светское европеизированное искусство. Ориентируясь на западные образцы, отечественная культура вырабатывала свой путь. Пушкин говорил, что «мы зреем не веками, а десятилетиями». Двухтомное издание рассказывает об истории русского театра, привлекая яркий визуальный материал и проводя его комплексное описание и анализ.

Эссе

Многие теоретики XX и XXI веков обращали внимание на то, что физические границы наших тел редко совпадают с нашими представлениями о них. А наука, технологии и искусство активно влияют на подвижность этого зазора. Анастасия Алёхина рассказывает о нескольких перформансах и художественных проектах, поднимающих вопросы о нормативности и не нормативности тела, разных подходах к пониманию красивого и стыдного, табуированного и приемлемого.
Обилие экранов и иных технологических медиумов — эстетический симптом современного перформативного искусства. Проекционный образ становится универсальным инструментом, благодаря которому сценографы могут создавать уникальные костюмы, пространство, атмосферные элементы, добиваются эффекта «присутствия». Но несмотря на кажущуюся «современность» таких техник, проекции используются в театре уже несколько веков, а самой первой и примитивной формой подобного зрелища остается театр теней. Полина Баулина рассказывает об основных этапах освоения проекционных техник в сценических практиках.

Студенческие работы