100 МЕТРОВ

100 метров от места проживания — рекомендованная для передвижений дистанция в период самоизоляции. Смутное время противоречивых правил , нарушение которых приводит к реальным штрафам, разрывы привычных социальных связей, осязаемый страх за собственную свободу и здоровье стали причиной проявления не только уже существующих границ , но и возникновения совершенно новых.

Основа этого проекта — договоренность участников о соблюдении 100 метровой границы как в физическом понимании нововведенного правила поведения в обществе, так и внутри художественной практики. Художники исследуют новые возможности для коммуникаций, границы тела, с юмором спекулируют над абсурдностью происходящего, разбираются с понятиями ограничения и травмы, законами новой реальности.

Впервые проект был показан в формате онлайн трансляции. И впоследствии переработан для платформы HSE ONLINE GALLERY.

Кураторки: Васса Пыркова, Лиза Мовчан

100 МЕТРОВ, 0 МЕТРОВ

У каждого своя свобода. То, как мы ее определяем и понимаем сильно зависит от субъективных взглядов и убеждений, окружающей среды, контекста. Вероятно, возможность выбора это иллюзия и мы не слишком превосходим роботов в волеизъявлении. Химия мозга, Бог, общественные институты — мы движемся согласно уже заданным траекториям зачастую не осознавая этого. Чем же в этом случае является наш опыт? Набором механических действий? Или, наоборот, коллекцией ошибок, отступлений от шаблонного мышления? Репитативный перформанс и его «бесконечная», закольцованная видеодокументация фиксируют состояние предрешенности, следование программе, невозможности сопротивления действительности и иллюзорность движения вперед в момент тотальной стагнации.

МЫ НЕДАЛЕКО

Не знаю. Смотрю на всех этих людей и представляю, что это я иду рядом с тобой и что у меня есть тело. Я слушаю, что ты говоришь, но в это время я чувствую вес своего тела.

х/ф «Она», 2013

Карантин. Ограничения. 100 свободных метров, которые позволяют человеку не потерять связь с внешним миром. В этих условиях встречи с близкими людьми в большинстве случаев происходят в цифровых средах. Заключенные в пространство двоичного кода, разделенные экранами, люди теряют созданные когда-то связи, ощущение телесности, привычное понимание реального. Проект состоит из коротких «видео-попыток», в которых авторы последовательно разрушают и расширяют цифровой барьер, возникший между ними. Они тестируют возможности современных способов коммуникации и с помощью монтажа и специальных эффектов имитируют физическое присутствие собеседника. Проект становится доказательством одной из вечных истин — дружба не знает границ, даже во время новой реальности пандемии.

Кристина Ситникова Портфолио Instagram
SEARCHING

Проект представляет из себя игру, формат которой напоминает компьютерную, но ее действия разворачиваются в физической реальности. На видео справа вы видите игрока, а слева управляемого персонажа, роль которого играет художница Яна Шипило. Игрок должен направлять персонажа так, чтобы тот не вышел из зоны действия Интернета. Игрок не знает, где Интернет ловит, а где нет и ориентируется только по качеству связи. Если интернет-соединение пропадает, персонаж исчезает, то есть погибает, а игрок проигрывает. Игра наглядно иллюстрирует то, каким незаменимым стал интернет во время пандемии. Если у человека пропадает связь, то он моментально исчезает, «выбывает из игры».

НИЧТО

Проект составлен из фотографий обыденных городских пейзажей снятых на границе разрешенной 100 метровой дистанции от дома. Каждый кадр художница растягивает буквально до 100 метров в ширину, стирая таким образом любую условность изображения. Этот художественный жест обращает внимание на абсурдность некоторых ограничений, слепое следование которым приводит к полному вымыванию смысла и жизни из повседневности. Любое ограничение ломает и деформирует реальность иногда преображая ее до неузнаваемости.

СЕКРЕТИК

Для некоторых людей карантинный период стал возможностью внимательно прислушаться к своим желаниям и мыслям, разобраться с глубинными страхами, неотрефлексированным опытом. Кристина Ситникова почти ритуально высаживает вокруг своего 100 метрового дома 20 кустов бегонии. Под каждым растением она прячет небольшой отрывок личной истории, которую может доверить только земле. Этот сентиментальный и наивный жест, копирующий механику детской дворовой игры, играет терапевтическую роль. Он одновременно и фокусирует внимание автора на проблеме и предлагает некоторую отсрочку для ее решения — к этой истории художница вернется только после того, как на растениях распустятся цветы.

ВЫХОД В КОСМОС

Выход на улицу во время пандемии стал подобен выходу в космос — опасным и непредсказуемым. Формализируя панические настроения в обществе и крайности к которым они привели художница создает из подручных средств тотальный защитный костюм. Практически неприступный для вируса скафандр она снабжает аксессуаром адресованным другой серьезной угрозе — поводок для собаки здесь играет роль разрешения для нахождения на улице.

СТО МЕТРОВ СОБАЧЬЕГО УДОВОЛЬСТВИЯ

Я хочу пойти гулять, но собаки у меня нет. Что делать?

ПОЛУЧИЛОСЬ БЕЗ ПРЕПЯТСТВИЙ

Оказавшись в условиях дополнительного ограничения свобод и стремительного смешения виртуального и реального миров во время пандемии, художница исследует функциональность доступного ей пространства. С помощью пикселизации, мини-карты и зеленого индикатора над головой отсылающих к ранним компьютерным играм Анастасия Самилова создает псевдо-игру, конструирует собственный вариант реальности. Созданное ей пространство отражает текущее пограничное состояние общества. Выступая здесь главным персонажем художница с одной стороны имеет возможность обходить любые физические препятствия и ограничения т.к. цифровой мир условен, но с другой постоянно застревает в текстурах и сталкивается с другими ограничениями отсутствия материальности.

100 МЕТРОВ ВВЕРХ

Ровно на 100 метров можно отходить от своего дома во время режима самоизоляции. Однако откуда отсчитывать это расстояние? Если человек выкопает яму глубиной 101 метр, нарушит ли он закон? Какие правила существуют в воздухе? Любое радикальное ограничение так стремительно применяемое к устоявшемуся порядку вещей игнорирует множество нюансов, ситуаций-исключений, человеческий фактор. Перформанс «100 метров вверх» это серия «проб», тестов реальности. Изначальный сценарий предполагал запуск воздушных шариков точно на 100 метров над землей. Художница получила весьма ироничный результат своего эксперимента. Сдерживаемый весом веревки шарик не может поднять выше, чем на 70 метров над землей. Вероятно, абсолютная свобода возможна только случае полного отказа от привычных условиях существования — эмоций, материальных благ, идентичности. Может, абсолютная свобода, так желанная всеми, и есть не что иное, как смерть, обрезание любого контакта с землей-реальностью.

ДРУГИЕ ONLINE ПРОЕКТЫ
ВИДЕО/РЕКЛАМА

УРНА

Маргарита Варакина

>Рекламный 3D-ролик о проблеме отсутствия культуры потребления и ответственного отношения к окружающей среде на постсоветском пространстве. Рекламируемый объект — типовой мусорник.

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

ФОТОПРОЕКТ

И ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ

Групповой проект студентов I курса направления Фэшн-фотография «И все они умерли?» снят по мотивам романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Роман основан на воспоминаниях автора, хронология повествования не линейна.

Профиль: Фэшн фотография, I курс

ВИДЕО/СПЕКТАКЛЬ

БАССЕЙН

Авторы перформанса: Эмилия Кимелевич, Лина Хасанова


Спектакль по пьесе А.Н. Островского, разыгранный в игре The Sims 4. Авторы взяли за основу легендарную пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» и намеренно отказались от участия реальных актеров, переместив действие в синтетический мир компьютерной игры.

HSE ONLINE GALLERY

Наша платформа, как и многие подобные инициативы, появляющиеся в это время, — антикризисная мера. Лишившись возможности взаимодействия с физическим пространством, мы создаем новое поле для работы вместе со студентами — лабораторию, внутри которой будем экспериментировать с подачей разного типа материалов, объединять форматы и людей, смотреть, что из этого может (или не может) получиться. Начиная с самых базовых подходов, — создания выставок-лендингов, построенных на статичных изображениях и видео уже существующих проектов, — мы постепенно хотим перейти к более сложным задачам и способам коммуникации со зрителем.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — уникальная среда для подобного исследования. Под одной крышей здесь учатся и работают профессионалы всех возможных областей культуры и визуального производства. Создание любого качественного проекта требует многих проб, ошибок и огромного количества времени. Нам не нужно красить стены, но нам придется решить множество других технических и концептуальных вопросов, связанных с работой в диджитале и с поиском новых форм взаимодействия друг с другом и со зрителем. Поэтому мы решили заняться этим не только сообща, но и у всех на глазах. Мир окончательно перестал казаться герметичной средой, никто пока не понимает, как правильно в нем продолжать жить и делать искусство. Без зрителя, без стороннего взгляда эта задача решена быть не может.