Выставка Diploma22

Diploma22

Diploma22 — выставка дипломных проектов выпускников бакалаврских профилей «Современное искусство» и «Дизайн и современное искусство» 2022 года в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Каждая работа — отдельное высказывание, которое было реализовано в формате персональной выставки на известных площадках Москвы (ЦТИ «Фабрика», Акцизный цех на Винзаводе, галереи: Iragui, Jart, Электрозавод, Солянка.ГРАУНД, Ходынка, арт-кластер ГАММА и др.).

Эти выставки сделаны на уровне, который позволяет войти в профессиональную среду современного искусства и действовать в ней. Жанры очень разнообразны — инсталляции, видеоарт, фотография, графика и объекты. Некоторые из проектов — кураторские работы, большинство — персональные проекты художников. В HSE ART GALLERY выставки показаны в виде фрагментов, так как в силу масштаба каждого проекта показать их целиком невозможно.

Также в экспозиции представлены книги, созданные студентами как часть дипломных проектов. В этих изданиях авторы подробно рассматривают визуальные и смысловые аспекты, связанные с темой своего проекта, и контекст, в котором существуют их произведения. Это «визуальные исследования» — жанр, в котором равное значение имеет искусствоведческая-текстовая часть, богатый иллюстративный ряд и третий компонент — дизайн и вёрстка книги, поддерживающие и дополняющие идею автора, таким образом студенты учатся предпечатной подготовке.

Собирая дипломников вместе, не хотелось ограничиваться простым дайджестом, потому что Школа — это сообщество, создающее внутренние связи, настроение взаимоподдержки и сеть деловых контактов. Этому выпуску достались сложные времена — мы пережили ковид и переход в онлайн, и делали дипломные работы в 2022, в другом контексте по отношению к 2021 году, когда темы дипломов были утверждены. Хочется верить, что интуиция художника сработала, и высказывания остаются актуальными.

Что при всей индивидуальности подходов может стать объединяющим моментом? Мне представилось, что это DASEIN — философское понятие, вниманием к которому мы обязаны Мартину Хайдеггеру. Дазайн как особый способ существования — непереводим полностью. Самый подходящий из нескольких экзистенциалов понятия — «бытие-в-мире» — это жизнь, которая не просто есть (не просто картезианский субъект, который думает, что существует) — но жизнь, которая объективно есть, вовлечена в мир, «обходится с ним». Никто иной, кроме современных художников, не понимает так остро важности «бытия-в-мире» — необходимости личной ответственности за контекст, важность предотвращение падения в повседневность, где правит das Man — анонимно-публичное истолкование мира. Свобода может быть только персональной, «она не означает никакой бегущей от мира отрешенности, но вводит без иллюзии в решимость „поступка“». Это прозрение, ставящее «перед одинокой способностью быть», но вместе с ним «сходится прочная радость от этой возможности».

Кураторка выставки и дипломная руководительница участниц: Диана Мачулина

Директор галереи Дарья Кузнецова; кураторка Диана Мачулина; продюсерка Васса Пыркова; менеджер Владислав Духанин; медиа-менеджер Анна Назарикова; графический дизайн HSE DESIGN LAB; монтаж Александр Бобылев, Борис Квитницкий, Иван Грищук, Алексей Ефремов, Владимир Чернов, Виктория Рудаковская.

Постоянный партнер HSE ART GALLERY, компания-застройщик выставочных проектов, DUST_ART.

СПИСОК УЧАСТНИЦ
Айпери Добрынина

«Следи за собой» — выставочный и художественный проект Айпери Добрыниной о непонимании себя, которое влечет недоверие к действительности и попытку слежки за всем, что может навредить. Человек по своей природе спокоен лишь когда точно знаком со всем, что его окружает, — ведь знание дает власть над ситуацией. Но насколько можно быть уверенным в том, что снаружи, когда не можешь объяснить, что происходит внутри?

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Александра Тен

Человек как существо социальное часто оказывается под давлением общества и его представлений о человеке. Он часто не вписывается в те нормы, которые придуманы для его жизни или актуальны в данный момент времени. Проект Александры Тен «Стандарты тел, пространств и расстояний» — исследование того, как на нас давят незримые границы: собственного тела, территории и идеологии.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Алёна Астахова

После распада СССР восприятие промышленных символов в художественных практиках и социальном поле постепенно менялось. В проекте «Тонкое тело производственной литургии» Алена Астахова представляет рабочего как мифологического героя, существующего между двумя мирами: магическим и индустриальным. Именно такой дух ощущается на Урале, где родилась и выросла художница, словно в сказах Павла Бажова: с одной стороны, простой человек и его труд, а с другой — природа, скрывающая в себе тайны волшебного мира.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Алиса Колеватых

X, Y, Z — оси координат в геометрии, векторы движения, умножения и уменьшения, точки координирования живых существ и переменных величин. Дипломным проектом Алисы Колеватых стала выставка «Система координат», в которой художница представляет человека как знак: обезличенную, абстрактную фигуру, объединяющую в себе множество образов и лишенную конкретной идентичности.

Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Алиса Колеватых
Фотография: Алиса Колеватых
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Алиса Колеватых
Фотография: Алиса Колеватых
Анастасия Ливаднова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Кадр из видео: Арина Неклюдова
Кадр из видео: Арина Неклюдова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Кадр из видео: Арина Неклюдова
Кадр из видео: Арина Неклюдова
Группа БЕЗ.НАЗ. (Иветта Владимирова, Мария Колоколова)

Онлайн-проект Иветты Владимировой и Марии Колоколовой «Энциклопедия без.опасных городских интервенций» является универсальным, наглядным и подробным справочником о практиках, которые все еще можно легально и безопасно испробовать на улицах столицы. Авторки обратились к действиям и ситуациям в городе, которые ему привычны и не воспринимаются как потенциальная угроза.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Варвара Панюшкина

Выставка Варвары Панюшкиной «Бессмертные на время» — попытка разобраться в отношении разных поколений к феномену дачи. Названием проекта стала строчка из стихотворения Б. Пастернака «Сосны», которой можно описать ощущение от дачной жизни для многих людей. Личные воспоминания и семейные архивы, обретая публичность, отражают переживания целой страны в лицах того или иного поколения.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Дарья Головкова и Алина Рыбальченко

Кураторский проект «Кристаллическая двойственность» — исследование, реализованное двумя художницами, Дарьей Головковой и Алиной Рыбальченко. В своей практике они обращаются к темам консервации памяти и руинизации прошлого. Авторки хотят показать субъективность и нестабильность коллективного представления, которое неизбежно становится миражом.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Дарья Тюрина

Выставочный проект Дарьи Тюриной «Неслышно» направлен на понимание мимики и эмоциональной базы собеседника. В своем проекте художница работает с языком жестов и телодвижений, которые «говорят» даже больше, нежели слова, произнесенные вслух. Внимание зрителя акцентировано на том, как человек выражает себя, когда нет возможности или нельзя говорить. Все представленные в проекте работы перформативно-интерактивные, они инициируют показ и оценку эмоций участниками и зрителями.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Дюша (Екатерина Юклова)

В проекте «Феминизм и текст» Дюша осмысляет ряд проблем женщин* в России, обращаясь к разным временным эпохам: от Российской Империи до СССР и современной России. Выставка проводит параллели между разными временными периодами и отмечается неизменность дискриминации женщин* в стране. Все работы задействуют элементы традиционного женского рукоделия: вышивку, шитье и другую работу с тканью.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Майя-София Жуматина

Выставочный проект Майи-Софии Жуматиной «Исключение объективного времени» обращается к теме внутреннего переживания времени при помощи философской оптики. Работы экспозиции: инсталляция, графика и серии объектов — артефакты, полученные в результате поиска, схватывания и осмысления временных переживаний. Каждый экспонат по-своему философски соединяет индивидуальные и неповторимые аспекты переживания временного с элементами общеразделимой перспективы времени, в которой мы разделяем с другими людьми понимание памяти, смерти или истории.

Фотография: Майя-София Жуматина
Фотография: Майя-София Жуматина
Фотография: Майя-София Жуматина
Фотография: Майя-София Жуматина
Фотография: Майя-София Жуматина
Фотография: Майя-София Жуматина
Фотография: Майя-София Жуматина
Фотография: Майя-София Жуматина
Полина Штанько

Один из важных приемов выставочного проекта AB OVO Полины Штанько — «обманка», сравнимая с шедеврами искусства барокко и рококо, где искусные копии притворялись подлинниками. Все представленные работы, несмотря на качество драгоценной проработанности и камерные форматы, только притворяются покладистыми и домашними. Все они по отдельности несут в себе важные для человечества вопросы, и действуют заодно, превращаясь в инсталляцию о постоянной текучести смыслов.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Рита Гололобова

В проекте «ВЫ ДО РОСЛИ» Рита Гололобова исследует то, как с возрастом привычные вещи меняют масштаб: родной дом становится будто кукольным, а воспоминания о детстве искажаются. Первое место, которое узнаёт ребенок, — это пространство родного дома. В детстве все кажется намного больше, чем оно есть на самом деле, и когда мы возвращаемся туда, повзрослев, восприятие масштабов искажается.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Светлана Стрикалёва и Александра Сыренова

На искажение восприятия человека влияет множество факторов, заставляя его действовать нелогично и иррационально. Групповой выставочный проект Светланы Стрикалёвой и Александры Сыреновой «Правды нет» рассматривает неизбежность субъективного восприятия реальности и, соответственно, возможность ей манипулировать.

Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Варвара Топленникова
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн
Фотография: Юй Цзихэн