«ИМПРЕССИОНИЗМ» В МОБИЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ

Визуальное исследование сравнивающее два явления: современную любительскую мобильную фотографию низкого качества и французский импрессионизм второй половины XIX века. В соцсетях есть небольшое сообщество фотографов-любителей, которые эстетизируют пиксельные и мутные фотографии, получающиеся на старых кнопочных телефонах или благодаря цифровым аберрациям, которые дает «зум» на смартфонах.

С импрессионистами, во-первых, такой тип изображения роднит «замутненное» состояние реальности внутри фотографии. У импрессионистов это объясняется желанием передать ускользающий момент и особенностями быстрых зарисовок на пленере. В фотографии, которая априори запечатлевает долю секунды, низкая детализация изображения используется фотографами как художественный приём: такие снимки выглядят как сны или воспоминания о начале 2000-х, в которых прошла юность авторов. Во-вторых, эти фотографы, как и импрессионисты, концентрируют свое внимание на повседневности в ее наиболее поэтичных и сентиментальных проявлениях, отказываясь от нарочитой постановочности и шаблонных понятий красивого или «важного» сюжета. Внутри проекта каждая фотография визуально зарифмована с известными картинами импрессионистов — сходство становится поразительно явным.

В процессе исследования Полина Гисич изучила большое количество Инстаграм аккаунтов и пабликов Вконтакте, сфокусированных на эстетизации фотографий низкого качества. Среди них она выделила наиболее активных авторов, исходя из того, как много они уже сняли фотографий, их общей цельности, индивидуального подхода к съемке и количества подписчиков. Таким образом был обнаружен круг авторов родом из России и Украины, которых объединяет интерес к запечатлению природы и света. Важно сказать, что многие из них знакомы между собой лично, либо подписаны друг на друга в соцсети, что позволяет сравнить их с кругом французов импрессионистов, которые постоянно общались, развивались вместе и вдохновляли друг друга.

Посмотреть визуальное исследование полностью


Клод Моне. Водяные лилии в розовом. 1898 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Клод Моне. Водяные лилии в розовом. 1898 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Клод Моне. Японский мостик. 1919 / 0.3mpx (Instagram) 2018
Клод Моне. Японский мостик. 1919 / 0.3mpx (Instagram) 2018
Пьер Огюст Ренуар. Клод Моне, пишущий картину в своем саду в Аржантёе. 1873 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Пьер Огюст Ренуар. Клод Моне, пишущий картину в своем саду в Аржантёе. 1873 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Клод Моне. Прогулка по скале, Пурвиль. 1882 / 0.3mpx (Instagram) 2018
Клод Моне. Прогулка по скале, Пурвиль. 1882 / 0.3mpx (Instagram) 2018
Клод Моне. Прогулка. Дама с зонтиком. 1875 / m.svitlo (Instagram) 2018
Клод Моне. Прогулка. Дама с зонтиком. 1875 / m.svitlo (Instagram) 2018
Камиль Писарро. Набережная Сен Север в Руане. 1896 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Камиль Писарро. Набережная Сен Север в Руане. 1896 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Гюстав Кайботт. Мост Европы. 1875 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Гюстав Кайботт. Мост Европы. 1875 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Клод Моне. Бульвар Капуцинов. 1873 / 0.3mpx (Instagram) 2018
Клод Моне. Бульвар Капуцинов. 1873 / 0.3mpx (Instagram) 2018
Гюстав Кайботт. Фрукты на витрине. 1882 / фотки на сименс (Вконтакте) 2016
Гюстав Кайботт. Фрукты на витрине. 1882 / фотки на сименс (Вконтакте) 2016
Камиль Писсарро. Рынок в Гизоре. 1889 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Камиль Писсарро. Рынок в Гизоре. 1889 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Пьер Огюст Ренуар. Этюд с цветами. ок.1914 / lowmpx (Instagram) 2019
Пьер Огюст Ренуар. Этюд с цветами. ок.1914 / lowmpx (Instagram) 2019
Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1886 / m.svitlo (Instagram) 2018
Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1886 / m.svitlo (Instagram) 2018
Пьер Огюст Ренуар. Натюрморт с графином. 1892 / lowmpx (Instagram) 2019
Пьер Огюст Ренуар. Натюрморт с графином. 1892 / lowmpx (Instagram) 2019
Клод Моне. Туманное утро на Сене в синем. 1897 / 598315574th (Instagram) 2019
Клод Моне. Туманное утро на Сене в синем. 1897 / 598315574th (Instagram) 2019
Фредерик Базиль. Собака Рита спит. 1864 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Фредерик Базиль. Собака Рита спит. 1864 / с в і т л о (ВКонтакте) 2019
Клод Моне. Поезд в снегу (Локомотив).1875 / anothermistakemadebyme (Instagram) 2019
Клод Моне. Поезд в снегу (Локомотив).1875 / anothermistakemadebyme (Instagram) 2019
Список фото-блогов, из которых были взяты фотографии для исследования:

фотки на сименс
vk
instagram

с в i т л о
vk
instagram

0.3mpx
vk
instagram

lowmpx
instagram

lo-fi pix
vk
instagram

anothermistakemadebyme
instagram
instagram

прячусь в кустах
vk
instagram
instagram

микроскопическая луна
vk
instagram

низкокачественная
vk

dizlomo
instagram

lono58000
instagram

sabakaloh
instagram

5984315574th
instagram

Полина Гисич

Профиль: Дизайн и современное искусство, IV курс

Родилась в г. Москва, живет и работает в Москве.

Участие в выставках:

The rooms 2.0, «The room #1, Dust. Хвост кометы». 2020

Онлайн-аукцион и выставка молодого искусства Sample х HSE ART GALLERY, 2020

«ПодСознанием», Зверевский центр современного искусства, 2019

«Process in progress», Галерея Солянка, 2019

«ХМАТ», Граунд Ходынка, 2018

«Мы никогда не потеряемся в этом лесу», Битцевский лесопарк, 2018

Винзавод.Ореn, «Аффект наблюдателя», выставка студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ, ЦСИ ВИНЗАВОД, 2018

Московская биеннале дизайна/Дизайн Next, павильон Школы Дизайна НИУ ВШЭ, ЦДХ, 2018

Telling Stories Fest, «Феномены», выставка студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ, Digital October Center, 2018

«Diapavilion», THE WRONG New Digital Art Biennale, 2017

ДРУГИЕ ONLINE ПРОЕКТЫ
ВИДЕО/РЕКЛАМА

УРНА

Маргарита Варакина

>Рекламный 3D-ролик о проблеме отсутствия культуры потребления и ответственного отношения к окружающей среде на постсоветском пространстве. Рекламируемый объект — типовой мусорник.

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

ФОТОПРОЕКТ

И ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ

Групповой проект студентов I курса направления Фэшн-фотография «И все они умерли?» снят по мотивам романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Роман основан на воспоминаниях автора, хронология повествования не линейна.

Профиль: Фэшн фотография, I курс

ВИДЕО/СПЕКТАКЛЬ

БАССЕЙН

Авторы перформанса: Эмилия Кимелевич, Лина Хасанова


Спектакль по пьесе А.Н. Островского, разыгранный в игре The Sims 4. Авторы взяли за основу легендарную пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» и намеренно отказались от участия реальных актеров, переместив действие в синтетический мир компьютерной игры.

HSE ONLINE GALLERY

Наша платформа, как и многие подобные инициативы, появляющиеся в это время, — антикризисная мера. Лишившись возможности взаимодействия с физическим пространством, мы создаем новое поле для работы вместе со студентами — лабораторию, внутри которой будем экспериментировать с подачей разного типа материалов, объединять форматы и людей, смотреть, что из этого может (или не может) получиться. Начиная с самых базовых подходов, — создания выставок-лендингов, построенных на статичных изображениях и видео уже существующих проектов, — мы постепенно хотим перейти к более сложным задачам и способам коммуникации со зрителем.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — уникальная среда для подобного исследования. Под одной крышей здесь учатся и работают профессионалы всех возможных областей культуры и визуального производства. Создание любого качественного проекта требует многих проб, ошибок и огромного количества времени. Нам не нужно красить стены, но нам придется решить множество других технических и концептуальных вопросов, связанных с работой в диджитале и с поиском новых форм взаимодействия друг с другом и со зрителем. Поэтому мы решили заняться этим не только сообща, но и у всех на глазах. Мир окончательно перестал казаться герметичной средой, никто пока не понимает, как правильно в нем продолжать жить и делать искусство. Без зрителя, без стороннего взгляда эта задача решена быть не может.