ЛЕСЛЕСЛЕС

22 сентября в подмосковном лесу неподалёку от Домодедово прошла третья ежегодная выставка современного искусства, организованная объединением «побеги.» (самоорганизация выпускников профиля Дизайн и современное искусство и независимых авторов). Лес, лес, лес — то и дело слышалось из каждого уголка. Так мог бы звучать магический заговор или шептание, и так была названа сама выставка — «леслеслес».

Фото: Антон Колесник
Фото: Антон Колесник
Фото: Антон Колесник
Фото: Антон Колесник
Фото: Антон Колесник
Фото: Антон Колесник
Фото: Антон Колесник
Фото: Антон Колесник

На мероприятии не было конкретной фигуры куратора. «побеги.» стремятся к горизонтальной структуре отношений. В процессе организации выставки им было важно обеспечить участникам максимальную свободу репрезентации идей: не вмешиваться в написание текстов для проектов, не выбирать место и программу для выступлений. Задачей было создание ситуации, в которой совокупность различных интерпретаций ритуала создает единое поле мистического.

Темой выставки этого года стали обряд, ритуал, традиция. Это отразилось не только на содержании представленных проектов, но и на самой их форме. Перформансы, интерактивные инсталляции, музыкальные выступления, лекции — все они содержали в себе элемент ритуальности, отчего выставка превратилась в непрерывное действо, единый обряд, растянутый во времени и пространстве.

Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева

Участники выставки: Анастасия Кайнеанунг, Карамиль, Пётр Кирюша, Аделина Шайдуллина, Большой мы, Таня Чайка, Настя Ливаднова, Дуэт «дизайнеры лужи», Алиса Николаева, Даниил Двинских, Катя Финкельштейн, Константин Чаплий, Протей Темен, Настя Жегал, Йола, Мария Серебрякова, Юрий Селиванов, Ку!мыс, Галя Даутова, Александра Нестёркина, ArchiVolt, Арина Суханкина, Без.наз., Катерина Муха, Александр Егоров, Евгения Эйснер.

Каждый работал с темой обряда по-разному. Одни работали в плоскости мистического и потустороннего, другие — воссоздавали ритуалы прошлого, а третьи создавали свои параллельные реальности.

Придя к месту выставки, зритель оказывался сначала на солнечной опушке — небольшой сцене, где днём проходили лекции. Некоторые из них были по сути художественным высказыванием, некоторые — наблюдениями уже более научного характера, но все они по-своему раскрывали тему выставки и готовили человека к тому, что ему предстояло увидеть дальше. В лекционной программе приняли участие команда Taste the waste, Настя Секунда и Анастасия Пестинова.

Фото: Антон Колесник

Пройдя опушку, зритель углублялся в гущу леса, постепенно оказываясь в пространстве различных художественных обрядов. Каждый пришедший гость совершал свой путь, ориентируясь по подготовленной карте. Так, на маршруте можно было стать свидетелем 12-ти ритуалов для Афины, которые совершала Анастасия Кайнеанунг, затем попасть в Лесной храм, созданный ArchiVolt, или записаться на расчёсывание волос к Аделине Шайдуллиной. А может быть, попасть в окружение деревьев, побелённых рукой Петра Кирюши, а потом поделать растения из пластика вместе с Катей Финкельштейн — всего на пути вглубь леса зрителя ожидало более 20 художественных ритуалов.

Часть перформансов, например, «Обряд Рождения Языка Всевозможности» Даниила Двинских и медитативные сессии от Тани Чайки, были вынесены на открытое пространство поля, которое намекало на идею границы и её преодоления. В целом, зритель был волен перемещаться по территории леса так, как ему было комфортно, в своём темпе. Было время выстроить свой уникальный путь и подробно изучить каждую работу.

Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова
Фото: Вера Кострюкова

Завершением выставки стал концерт, в котором приняли участие Foresteppe, Duo Russe, Заря Акустика, Raciya Bağdad, а также Ансамбль «Комонь» и Борис Лесной. Каждый участник музыкальной программы подготовил выступление, так или иначе связанное с темой выставки. Например, «Комонь» наполнили лес народно-фольклорными песнями, Duo Russe устроили на сцене настоящее русское застолье, а Foresteppe исполнил сет, посвящённый Радонице.

Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева
Фото: Карина Лунева

По некоторым подсчетам, выставку посетило не менее 500 человек: все они стали не только зрителями, но и непосредственными участниками единого ритуала под названием «леслеслес».

Фото: Ксения Канорская
Фото: Ксения Канорская

Побеги.

Художественное объединение, устраивающее ежегодные выставки современного искусства в лесу. Участники объединения — не только художники, но и музыканты, лекторы,поэты, историки искусств, культурологи, менеджеры и все неравнодушные к современной культуре и искусству. Цель объединения — создание автономной художественной системы, способной независимо и поэтически создавать и показывать искусство, самоокупаться и не зависеть от институций.

ДРУГИЕ ONLINE ПРОЕКТЫ
ВИДЕО/РЕКЛАМА

УРНА

Маргарита Варакина

>Рекламный 3D-ролик о проблеме отсутствия культуры потребления и ответственного отношения к окружающей среде на постсоветском пространстве. Рекламируемый объект — типовой мусорник.

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

ФОТОПРОЕКТ

И ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ

Групповой проект студентов I курса направления Фэшн-фотография «И все они умерли?» снят по мотивам романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Роман основан на воспоминаниях автора, хронология повествования не линейна.

Профиль: Фэшн фотография, I курс

ВИДЕО/СПЕКТАКЛЬ

БАССЕЙН

Авторы перформанса: Эмилия Кимелевич, Лина Хасанова


Спектакль по пьесе А.Н. Островского, разыгранный в игре The Sims 4. Авторы взяли за основу легендарную пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» и намеренно отказались от участия реальных актеров, переместив действие в синтетический мир компьютерной игры.

HSE ONLINE GALLERY

Наша платформа, как и многие подобные инициативы, появляющиеся в это время, — антикризисная мера. Лишившись возможности взаимодействия с физическим пространством, мы создаем новое поле для работы вместе со студентами — лабораторию, внутри которой будем экспериментировать с подачей разного типа материалов, объединять форматы и людей, смотреть, что из этого может (или не может) получиться. Начиная с самых базовых подходов, — создания выставок-лендингов, построенных на статичных изображениях и видео уже существующих проектов, — мы постепенно хотим перейти к более сложным задачам и способам коммуникации со зрителем.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — уникальная среда для подобного исследования. Под одной крышей здесь учатся и работают профессионалы всех возможных областей культуры и визуального производства. Создание любого качественного проекта требует многих проб, ошибок и огромного количества времени. Нам не нужно красить стены, но нам придется решить множество других технических и концептуальных вопросов, связанных с работой в диджитале и с поиском новых форм взаимодействия друг с другом и со зрителем. Поэтому мы решили заняться этим не только сообща, но и у всех на глазах. Мир окончательно перестал казаться герметичной средой, никто пока не понимает, как правильно в нем продолжать жить и делать искусство. Без зрителя, без стороннего взгляда эта задача решена быть не может.