Интерактивная карта выставки «Глядя на Луну»

Интерактивная карта выставки «Глядя на Луну»

Раздел 1: Глядя на мир вокруг

Оказываясь в лесу, в горах, на берегу соленого озера, в пустыне, в необжитом пространстве, где природа кажется нетронутой, на нашей – что мы видим? что слышим? что чувствуем в этот момент?

Это может быть удивление, восторг перед чем-то новым, что при этом кажется смутно знакомым, ускользающим, как горизонт в видео Суржаны Ширабоджиевой. Или же это умиротворение, ощущение гармонии, как в кадре Александры Митлянской. Мягкий шелест листвы с легким призвуком грусти – ведь даже в Аркадии жизнь человека коротка. Молчаливая природа может стать символом чего-то большего, одновременно наполненности и пустоты, которую стремятся ухватить герои Лукии Хариковой. 

Всматриваясь в окружающий мир, мы впускаем его в себя.
 

Knowledge of the Void, 2024
Лукия Харикова

Knowledge of the Void, 2024

Видео 14'50''

Учебный куратор: Шота Гамисония 
Образовательный профиль: Экранные искусства

Оператор (Авалон): Даниил Моисеев
Оператор (Архат): Степан Крапивин 
Ловец/Архат: Алексей Алексеев 
Музыка/саунд-дизайн: Данил Захаров
Костюмы/декорации/реквизит: Лукия Харикова
Ассистенты по костюмам: Анастасия Нефедова, Лидия Чугунова
Ассистент режиссера / Мизинец Будды: Алена Бандакова 
VFX: Михаил Сомов 
Запись голоса: Данила Ботяев
Графический дизайн: Анна Харикова

Эта экспериментальная работа основана на двух «знаниях» о Пустоте: запад («Авалон: остров блаженных») и восток («Архат: хаос света») — они соединены записью Компьютерной Томографии мозга автора. 
Авалон — мифологический остров блаженных, где рыцари круглого стола искали Святой Грааль. Глава с этим названием рассказывает историю о ловце, который собирает Пустоту в сачки, блуждая по разрушенной деревне. 
Архат — это человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений», слившийся с Нирваной. Эта глава основана на буддистском представлении Пустоты (Шуньяте), здесь эфемерное тело ловца передвигается по миру в поисках своего места. 

Et in arcadia ego, 2024
Александра Митлянская

Et in arcadia ego, 2024

Видео 04'03"

Куратор профилей «Экранные искусства» и «Видеоарт»

Однажды я оказалась в Аркадии, в идеальном месте, где разлиты покой и гармония. Пространство, с которым хочется слиться. То, что казалось недостижимым, может стать на какое-то мгновение реальностью. Или это лишь сон? Краткий миг краткой жизни.

Что-то, кто-то, где-то, куда-то, 2024
Суржана Ширабдоржиева

Что-то, кто-то, где-то, куда-то, 2024

Видео 02'53"

Учебный куратор: Константин Аджер
Образовательный профиль: Дизайн и современное искусство

Видео создано во время арт-экспедиции на озеро Эльтон. Там была редкая возможность вглядываться в горизонт (событий). Он был настолько далеко, что глаз не хватало. Я первый раз в жизни увидела миражи.

Создано при поддержке фонда Сфера. 
Организатор арт-экспедиции: Дима Филиппов.

Раздел 2: Обращая взгляд к другому

Даже будучи в полном одиночестве, я поддерживаю мысленную связь с другими, особенно с близкими, которых так хочется ощущать рядом. Случается, что мы зовем и не слышим ответа, как пожилой человек, снова и снова поднимающий трубку, чтобы поговорить с кем-то на той стороне. Или как девушка, которая обращается к памяти своей бабушки не словами, а действиями, простыми повседневными делами, с помощью которых она стремится сохранить память об их жизни вместе. Любовь может говорить, не рассчитывая быть услышанной.

«Другой пребывает в состоянии постоянного отбытия, путешествия, – пишет Ролан Барт, – он по призванию кочевник, неуловимый; я же, любящий, по противоположному призванию оседлый, неподвижный, всегда в наличности, в ожидании, придавленный к своему месту, невостребованный, словно пакет в дальнем уголке вокзала. Любовная разлука направлена только в одну сторону и может быть высказана лишь с позиций остающегося— а не уезжающего; всегда присутствующее ”я” образуется только перед лицом все время отсутствующего “ты”». 
 

Александра Митлянская

Куратор профилей «Экранные искусства» и «Видеоарт»

Игра в мяч, 2016
Видео 03'55"

Александра Митлянская

Куратор профилей «Экранные искусства» и «Видеоарт»

Трудности поворота, 2019
Видео 03'14"

Александра Митлянская

Куратор профилей «Экранные искусства» и «Видеоарт»

Алло, 2016
Видео 04'01"


 

С любовью. Без адресата, 2023
Света Владимирова

С любовью. Без адресата, 2023

Видео 26'58''

Учебный куратор: Иван Твердовский
Образовательный профиль: Экранные искусства

Оператор: Коля Савельев
Герои: Тамара Тарасенко, Софья Воловик, Анна Богатырева, Варвара Малкина

Невысказанные слова зацикленным крутятся вихрем в нереализуемой потребности быть услышанными. Мы знаем, что никогда не сможем высказать их напрямую, никогда не сможем услышать тех объяснений, которых ждем. И все же, обращаясь к пустоте, мы все же направляем слова адресатам. Что, если бы тень ушедших из нашей жизни неразрешенных ситуаций могла стать реальной?

Пупарий, 2024
Екатерина Шупик

Пупарий, 2024

Видео 14'23''

Учебный куратор: Шота Гамисония 
Образовательный профиль: Экранные искусства

Оператор: Алена Саакян   
Вторые режиссеры: Лидия Синельник, Дарья Гнатченко   
Художник-постановщик: Ульяна Володкина
Художник по костюмам: Александра Канчурина
Саунд-дизайнер: Мария Дегтярева (Azuranori)
Техник: Александр Марчук
Актриса (Бабушка): Полина Карпова
Голос (Соседка): Татьяна Полянская

Экспериментальный короткометражный фильм «Пупарий» посвящен проживанию горя и принятию утраты близкого человека. Здесь жизнь замедляется, время растягивается, дни перетекают один в другой. Все вокруг окутано белой молчаливой пеленой. Это фильм не столько про историю, сколько про чувство тоски и процесс горевания, где личное сливается с общим, а призрачная надежда — с постепенным принятием произошедшего.

Бродячие псы Ванадзора, 2024
Игорь Гурович

Бродячие псы Ванадзора, 2024

Ковёр
Размер: 215×155 см
Тираж: 21 шт

Смешение стилистик, попытка внести в нерукотворный объект обаяние ковроткачества различных культурных подходов, здесь действует «предчувствие эксперимента».
Этот ковер повествует о счастье. Его символизируют розовые тигры, купальщица, по версии автора, плавающая в озере Севан, здание пансионата в городе Дилижане, латинские литеры — поликультурный дизайн.

Июль. Отпуск в Дилижане, 2024
Игорь Гурович

Июль. Отпуск в Дилижане, 2024

Ковёр
Размер: 215×155 см
Тираж: 1 шт

В этом ковре соединяется несколько культурных и технологических паттернов: переосмысление знака звукозаписывающей компании начала ХХ века, ритмический рисунок Варвары Степановой, армянская мифология, связанная с бесконечными горами и любимыми собаками. На вытканном шерстяными нитями с натуральным красителем ковре все эти контексты теряют искусственность и внешний лоск, становятся близкими и теплыми.
 

Раздел 3: Взгляд на себя

Увидеть себя можно не только в зеркале, но и во множестве медиа-отражений. Камера вписывает тело в пространство, не замечая различий между ними, движущееся изображение фиксирует реальное и фантомное с одинаковой беспристрастностью. 

На экране нет большой разницы между документальной съемкой и миром компьютерной игры. Мы путешествуем среди эфемерных образов, с помощью взгляда перенося их на «экран» собственного сознания. В этом процессе «я» может умиротворенно растаять, открыться мерцающей реальности и слиться с ней.

В мире образов возможно все.
 

Выход, 2023
Суржана Ширабдоржиева

Выход, 2023

Видео 20'00''

Учебный куратор: Константин Аджер
Образовательный профиль: Дизайн и современное искусство

Видеоинсталляция в реальном и нереальном времени, в которых мы словно зависаем. Пиксельный световой образ впечатывается в стены. Надолго? Каждый взгляд — прощание, а присутствие — преддверие ухода. Уходя, берегите свет. 

Создано во время резиденции в галерее Электрозавод.

Человек, который спит, 2024
Инна Саакян, Мария Слобожанина

Человек, который спит, 2024

Видео 07'48''

Учебный куратор: Маша Данцис
Образовательный профиль: Коммуникационный дизайн (Моушн)

Оператор: Мария Слобожанина
Актер: Сергей Орешников
Голос: Еремей Саакян

«Будильник звонит, но ты не шевелишься, ты продолжаешь лежать в постели и даже закрываешь глаза. Это не преднамеренное действие, это даже вообще не действие, это, скорее, отсутствие действия».

Неизвестный ни режиссеру, ни зрителю, лишенный свойств и желаний, герой отказывается от жизни и выбирает существование в строго ограниченном наборе действий без цели и смысла. Действий, являющихся чистым бездействием, мирным покоем мертвеца.

Основная стилевая концепция съемки — нарочито прямолинейная визуальная часть. Монотонная, излишне понятная, похожая на съемку советских лабораторных опытов.

Vampalaš, 2024
Дарья Гнатченко

Vampalaš, 2024

Видео 12'43''

Учебный куратор: Шота Гамисония
Образовательный профиль: Экранные искусства

Оператор: Лидия Синельник, Дарья Гнатченко
Звукорежиссер: Лев Зеленцов
Научный консультант: Илез Тибоев
Композитор: Олег Чукчеев

Фильм Vampalaš основан на нартском эпосе, с которым автор знакомится во время экспедиции в Ингушетию. Этот эпос рассказывает о героях-богатырях Северного Кавказа. Эпос играет важную роль в культуре ингушей, а после принятия ислама он сохранился только в народных легендах. Поток времени уносит сказания в небытие, оставляя лишь обрывки фраз и информации, осевшие в местных жителях. Великаны «ушли в монтажную склейку», прошлое затерялось в новой религии.

ʍhiteout, 2024
Яна Мальцева

ʍhiteout, 2024

Видео 2'30"

Учебный куратор: Эли Горен
Образовательный профиль: Игровая графика и концепт-арт

Композитор: CyberKerbin (Владимир Лизовский)

Недалекое футуристичное будущее. Цивилизации погружаются в анабиоз: улицы столиц пустеют, величественные постройки постепенно заметает снег. Люди молчаливо наблюдают закат своего мира.

Тогда и просыпаются кочевники — существа, очищающие гладь мира перед началом новой эпохи. Когда придет время, безликая толпа начнет двигаться по снежной пустоши караваном с огромными зайцами, топот которых все быстрее разгонит «кровь» по артериям времени. Однако их миссия — разрушать, а не созидать.

Для поддержания нарративной составляющей проекта ʍhiteout была написана основная тема — саундтрек Consistency, задачей которого было погрузить слушателя в мир вечной мерзлоты, механизированности и ритма, не теряя при этом «человеческого лица». За основу авторы взяли народные ритуальные мотивы, которые наложили на ритмичные барабаны и электронные сэмплы.

Минималистичный видеоряд с зайцами, пересекающими бесконечную снежную пустыню, подчеркивает масштаб: как мира, так и идеи.

Последние дни лета, 2018
Александра Першеева

Последние дни лета, 2018

Видео 11'44"

Академический руководитель программы «Современное искусство»

Автор идеи: Александра Першеева
Оператор: Джан Арри Дра

Тепло летней ночи, музыка, люди бесцельно ходят по отдыхающему городу. Совсем недавно (или уже давно?) здесь произошла трагедия, но воспоминания о ней затрагивают лишь немногих, остальные продолжают танцевать.

Щемящая радость жизни, плавно и беззаботно переходящей в небытие.

Раздел 4: Зона фотокниг

Андрей Тарковский говорил о кино как о «запечатленном времени». Это время, которое течет перед объективом, пока открыт затвор, а также время размышлений автора и время, которое зритель проживает перед экраном.

Длительность экранного образа каждый раз ощущается по-разному и зависит от многих факторов: ритм монтажа, динамика повествования, ход внутренней работы зрителя. Это одинаково верно для кино, анимации и видео. А что происходит в пространстве фотографии? То же время, но схвачен лишь краткий миг. Как ощущается длительность при взгляде на стабильное изображение, за которым стоит целая история? Этот зал приглашает вас поразмышлять об этом, листая фотокниги, наполненные воспоминаниями. Попробуйте почувствовать течение времени «там» и «здесь», погрузиться одновременно в авторское «тогда» и ваше «сейчас».

Пожалуйста, будьте заботливы по отношению к этим хрупким фотокнигам, а также к зрителям, окружающим вас в этом зале, это место покоя и отдыха для глаз. 
 

Компот с виноградом и айвой, 2023
Евгения Алейникова

Компот с виноградом и айвой, 2023

Фотокнига

Учебный куратор: Ксения Плотникова
Образовательный профиль: Фэшн-фотография

Это фотокнига о жизни бабушки в деревне Марьевка в Ростовской области, о местах, которые так важны и так глубоко засели внутри, что вспоминаются без повода. Когда-то здесь беззаботно шло время, а жизнь была связаны с близкими людьми. Потом обстоятельства берут верх и всё то, сохранившееся в памяти, уходит или хочет уйти в небытие, по крайней мере так кажется. Уйти, оставив только маленький кусочек воспоминаний, который не даст этому навсегда исчезнуть в забвении.

Живите в доме — и не рухнет дом, 2023
Алина Сергеева

Живите в доме — и не рухнет дом, 2023

Фотокнига

Учебный куратор: Ксения Плотникова
Образовательный профиль: Фэшн-фотография

В 2022 году не стало моего дедушки. Эта книга — попытка собрать частички воспоминаний о нем. Через вещи, пространства, места, которые так или иначе напоминают мне о нем, я пробую реконструировать и сохранить память. Здесь собраны фотографии его квартиры, парка, где он постоянно гулял, и который изменился до неузнаваемости с тех пор, и его деревенского дома, в котором он вырос, недалеко от которого теперь похоронен. 

Текущие обстоятельства, 2023
Злата Спицына

Текущие обстоятельства, 2023

Фотокнига

Учебный куратор: Ксения Плотникова
Образовательный профиль: Фэшн-фотография

Проект — свидетельство наших дней. Ни я как автор, ни молодые люди — главные герои — не знаем, что будет дальше. Это размышление о существовании человека перед лицом истории: кому-то повезло родиться в спокойное время, кто-то жил и взрослеет на фоне войны, кто-то ушел на фронт, а кто-то даже не замечает того, что происходит вокруг.
 

Пока кто-то громко не скажет, 2023
Екатерина Аксёнова

Пока кто-то громко не скажет, 2023

Фотокнига

Учебный куратор: Ксения Плотникова
Образовательный профиль: Фэшн-фотография

Проблема насилия над женщинами не имеет ни географических, ни культурных границ. Обостряет ситуацию ярлык «сама виновата». Так говорят из-за психологической потребности верить в справедливый мир и надеяться на собственную безопасность: ведь если каждый получает то, что заслужил, то и «со мной ничего такого не произойдет». Из-за этого и других обстоятельств наше общество отказывается смотреть в корень проблемы.
 
Эта фотокнига  — попытка начать диалог между женщинами, столкнувшимися с насилием, и читателем, для которого эта тема пока непонятна и страшна. Здесь собраны рассказы о женщинах и образы, которые не иллюстрируют текст, а помогают зрителю подготовиться к каждой следующей истории. 
 

Kar', 2024
Ирина Агасарян

Kar', 2024

Фотокнига

Учебный куратор: Ксения Плотникова
Образовательный профиль: Фэшн-фотография

Kar' — две переплетающиеся книги, повествующие о доме.

Основной нарратив первой книги посвящен садоводческому товариществу (СНТ) «Дружба», это место, в котором я росла и живу. Оно меняется, застраивается, приобретает новые визуальные формы. Мне приходится наблюдать за изменениями и смотреть на мой дом, даже когда это сложно.

Вторая книга складывается из изображений, сделанных в Армении. Это тоже мой дом, наполненный образами и воспоминаниями, но здесь у меня другая степень ответственности. Мой взгляд здесь отчасти туристический, любопытствующий, поэтому я редко замечаю то, от чего хочется отвернуться. Глядя на идиллические пейзажи, я размышляю о том, может ли дом быть местом, которое человек выбрал лишь потому, что ему там не больно?

Новенький фонарь на углу улицы, 2023
Полина Треногина

Новенький фонарь на углу улицы, 2023

Фотокнига

Учебный куратор: Ксения Плотникова
Образовательный профиль: Фэшн-фотография

За прошедший год я задала себе много вопросов о том, что же такое фотография, какое влияние она оказывает на наше сознание и чем является сегодня. Один из ответов: снимок способен выхватывать определенную вещь из повседневной жизни и придавать ей особый статус и значимость. Все, на что направлена камера, автоматически становится объектом наблюдения.

Предметы городской среды создаются человеком, но через некоторое время их материальность меняется, а воздействие на них может вовсе прекратиться. Фотография делает этот момент значимым и особенным, дает право объектам говорить  самостоятельно, а зрителю — обратить внимание на них и придать этому смысл.

Проблеск, 2023
Виктория Александрова

Проблеск, 2023

Фотокнига

Учебный куратор: Ксения Плотникова
Образовательный профиль: Фэшн-фотография

Проблеск — это история воспоминаний о месте и времени. Они имеют свойство забываться и оставлять еле заметный образ в памяти, который может быть искажен. Книга разделена на 3 главы, отражающие периоды жизни. Я находила образы и сюжеты, олицетворяющие те мои ощущения, что будто смыло волной.

другое лето, 2023
Алиса Лапшина

другое лето, 2023

Фотокнига

Учебный куратор: Владимир Левашов
Образовательный профиль: Современная фотография

Запах яблок, обильной россыпью покрывающих разогретую солнцем землю, перезвон колоколов ближайшей церкви, найденный в давно забытом фотоаппарате снимок молодого дерева черешни, которое, уже совсем старым, срубили несколько лет назад, любимый брелок от ключа, которым когда-то отпирал подвал с запасами, теперь без ключа — фрагменты дорогого сердцу места, пробуждающие воспоминания о забытом.

Потеря большей части опыта — естественный процесс, ведь с каждой секундой происходят изменения, и число воспоминаний множится. Тем не менее, человек изо всех сил противится этому, желая удержать облик места, которое ему дорого, в неизменном виде хотя бы в памяти.

Фотография наиболее точно воплощает идею остановки времени. Самым парадоксальным образом на одной из пленок, использованных для проекта, кадры, снятые до моего рождения и пролежавшие без проявки несколько десятков лет, соседствуют с другими, добавленными на нее уже мной самой совсем недавно.

За эти годы эмульсия, когда-то способная давать четкие цветные изображения, потеряла большую часть пигмента. На серых нерезких фотографиях я узнаю фрагменты бабушкиного двора, и порой трудно отличить снимки, которые старше меня, от тех, которыми я их дополнила. Со временем и свежие впечатления распадутся, одни фрагменты останутся, все другие исчезнут.

Облик места неотвратимо ускользает, тает по частям: одни растения и животные, строения и детали быта сменяются другими, те — следующими, но и они спустя время исчезнут. И место станет совершенно другим.

Там наступит другое лето.

Спираль, 2024
Мария Морозова

Спираль, 2024

Видео 05'06''

Учебный куратор: Василий Чирков 
Образовательный профиль: Классическая анимация

Фрактальность судеб, легкость бытия, тоска по дому. Это рассказ о путешествии героини, которая выходит на охоту и сама становится целью хищника.

Distentio Animi, 2024
Соня Григорьева, Варя Лебедева

Distentio Animi, 2024

Видео 17'00"

Учебный куратор: Маша Данцис
Образовательный профиль: Коммуникационный дизайн (Моушн)

Длительность не принадлежит настоящему, прошлому или будущему. Длительность — это свойство направленного внимания, которое приближает нас к ощущению времени. Опыт смотрения — это пространство с идеальными условиями для субъективного проживания длительности.

В видеоэссе исследуются четыре измерения субъективного восприятия: Фильм-объект, Межпространство, Субъекты, Личное. Все измерения записаны на 7 камер. Фиксация опыта совместного просмотра медленного кино обнажает то, что невозможно облечь в слова: ощущение времени. 

i'm not an artist, 2024
Алексей Андрианов

i'm not an artist, 2024

Видео 44'10", 42'40", 36'40", 59'02", 26'42", 24'00"

Учебный куратор: Маша Данцис
Образовательный профиль: Коммуникационный дизайн (Моушн)

В ролях: Соня Григорьева, Фёкла Киреева, Миша Пунин, Алёна Попова, Инна Саакян, Инна Дрочнева, Арина Ворошилова, Ева Елисеева, Максим Селезнёв, Дарина Поликарпова, Игорь Рафиков, Миша Мишкинс, Гера Жирнова, Алексей Андрианов
Музыка: Benjamin Mastripolito      

Видеоэссе состоит из 9 частей — встреч с разными людьми, с которыми я смотрю фильм Хона Сан Су, а после обсуждаю его с ними в формате свободного диалога и разыгрываю сцену, вдохновленную фильмом. Основа работы — желание уподобиться Хону, повторяя его метод работы над фильмами.                                                                                                         Вопрос “Are you an artist?” в ответ на который непременно последует “I'm not an artist” — речевая конструкция, появляющаяся почти в каждом фильме Хона, становится для меня воплощением самой попытки подражания, где artist — это слово, лишенное всякой определенности. 

Обезьяна ловит отражение Луны, 1926
Репродукция работы Охара Косон

Обезьяна ловит отражение Луны, 1926

Мастер анималистической гравюры Охара Косон, умеющий точно подметить характеры и особенности поведения зверей, обычно концентрировал внимание на реалистичных деталях, но в этой работе он обращается к буддийской философии и представлению о бренности мира.

Обезьяна тянется к отблеску лунного света. Этот сюжет напоминает буддийскую мудрость, выраженную в японской пословице: «Ловить счастье на земле так же глупо и бессмысленно, как ловить отражение Луны в воде». 

Прайс-лист