НА МЕСТЕ ЗАМРИ!

«На месте замри» — это серия перформативных присутствий, идея для которых родилась у меня осенью 2019 года под впечатлением от задержаний на митингах в Москве. В этой серии перформеры инсценируют задержания, играя в «Море волнуется раз». Невинная фраза «На месте замри!» из детского игрового заклинания превращается в приказ и угрозу переходя во взрослый мир полный насилия и несправедливости. Этот стоп-сигнал останавливает участников, заставляет их замереть даже в самых неудобных, скрюченных позах.

Каждое движение внутри перформанса транслирует текущую властную риторику, пластически визуализируя ее словарь угнетения. Игроки здесь — митингующие, ведущий — диктатор, превращающий фразу вырванную из контекста детской игры в подчиняющий инструмент. Мы больше не дети. Морские фигуры превращаются в фигуры рабов. Человечество замирает от страха и бессилия. Насилие становится нормой, в нем захлебывается весь мир. Патриархальная власть раз за разом ответ на стоящие перед ней вопросы видит в создании еще большего количества боли и безнаказанной жестокости, а эти перформансы, к сожалению, становятся только актуальнее.

Перформеры: Софья Афанасьева, Маргарита Варакина, Полина Дмитриева, Анна Луткова, Ксения Лыжина, Марта Матвейченкова, Валера Мотаев, Дмитрий Шатров.

Съемка видеодокументации: Кирилл Кустов
Монтаж видеодокументации: Катя Мордвинкина

Отдельная благодарность Юлие Юсме и HSE ART GALLERY за помощь в организации, проведении и съемке перформансов.

Катя Мордвинкина

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

В своих художественных практиках я изучаю язык и главный его атрибут — слово. Современность может использовать слово как инструмент насилия и подавления. Мне интересна этимологическая и семантическая связь текста и текстиля, способность слов редуцировать собой изображение. Я изучаю дохристианские и современные языческие традиции через городское пространство, которое связываю с ежедневными, механически повторяемыми процессами-ритуалами современного человека. В этих процессах мне помогает разобраться десакрализация традиционных обрядов.

На основе своего жизненного опыта и текущей политической повестки я затрагиваю тему борьбы женщин против дискриминации через обращение к приватному и субъективному. Я деконструирую текущий момент через апроприацию ручного труда и рукоделия как способов говорить смело и открыто о насилии и неравенстве.

Участие в выставках:

Telling stories, online-festival, Москва, 2020
The body language, ITS LIQUID, THE ROOM Contemporary Art Space / Palazzo Ca’ Zanardi, Venice, 2020
Выставка-вечеринка, объединение «Побеги», НИИДАР, Москва, 2020
Выставка и аукцион молодого искусства Sample x HSE, HSE ART Gallery/ ГУМ, Москва, 2019
«Точка отсчета: лес», Битцевский лес, Москва, 2019. совместно с Маргаритой Варакиной
«Модели будущего», Музей Москвы, Москва, 2019
«Квартира 88», ВДНХ, Москва, 2019
«Найди себе друга», галерея Электрозавод, Москва, 2019 совместно с Маргаритой Варакиной
«ВТОРЖЕНИЕ: черадеи», Дом на набережной, Москва, 2019
I shape my world / Идеальные формы, HSE ART Gallery, Москва, 2019
«Новые лозунги», HSE ART Gallery, Москва, 2018
«Мы никогда не потеряемся в этом лесу», Битцевский лес, Москва, 2018. совместно с Соней Киселевой
«Аффект наблюдателя», 6 Московская международная молодежная биеннале современного искусства. ЦСИ Винзавод, Большое винохранилище, Москва, 2018
Telling stories fest, Digital October, Москва, 2018
Design next, ЦДХ, Москва, 2018

ДРУГИЕ ONLINE ПРОЕКТЫ
ВИДЕО/РЕКЛАМА

УРНА

Маргарита Варакина

>Рекламный 3D-ролик о проблеме отсутствия культуры потребления и ответственного отношения к окружающей среде на постсоветском пространстве. Рекламируемый объект — типовой мусорник.

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

ФОТОПРОЕКТ

И ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ

Групповой проект студентов I курса направления Фэшн-фотография «И все они умерли?» снят по мотивам романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Роман основан на воспоминаниях автора, хронология повествования не линейна.

Профиль: Фэшн фотография, I курс

ВИДЕО/СПЕКТАКЛЬ

БАССЕЙН

Авторы перформанса: Эмилия Кимелевич, Лина Хасанова


Спектакль по пьесе А.Н. Островского, разыгранный в игре The Sims 4. Авторы взяли за основу легендарную пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» и намеренно отказались от участия реальных актеров, переместив действие в синтетический мир компьютерной игры.

HSE ONLINE GALLERY

Наша платформа, как и многие подобные инициативы, появляющиеся в это время, — антикризисная мера. Лишившись возможности взаимодействия с физическим пространством, мы создаем новое поле для работы вместе со студентами — лабораторию, внутри которой будем экспериментировать с подачей разного типа материалов, объединять форматы и людей, смотреть, что из этого может (или не может) получиться. Начиная с самых базовых подходов, — создания выставок-лендингов, построенных на статичных изображениях и видео уже существующих проектов, — мы постепенно хотим перейти к более сложным задачам и способам коммуникации со зрителем.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — уникальная среда для подобного исследования. Под одной крышей здесь учатся и работают профессионалы всех возможных областей культуры и визуального производства. Создание любого качественного проекта требует многих проб, ошибок и огромного количества времени. Нам не нужно красить стены, но нам придется решить множество других технических и концептуальных вопросов, связанных с работой в диджитале и с поиском новых форм взаимодействия друг с другом и со зрителем. Поэтому мы решили заняться этим не только сообща, но и у всех на глазах. Мир окончательно перестал казаться герметичной средой, никто пока не понимает, как правильно в нем продолжать жить и делать искусство. Без зрителя, без стороннего взгляда эта задача решена быть не может.