ПУТЬ ДОМОЙ

леса, я возвращаюсь к вам
воды, я возвращаюсь к вам
корни, укройте меня
земля, поделись со мной теплом своим
деревья, поделитесь со мной силой своей
реки, расскажите мне всё, что вы знаете
природа, прими меня в свой дом

Серия автопортретов «Путь домой» — притча о пути, который нужно пройти, чтобы вновь почувствовать себя неотъемлемой частью природы. В ней изображен человек, покинувший цивилизацию, чтобы воссоединиться с естественной, первородной средой обитания и прожить в ней полный цикл смен времен года. В цикличности природных явлений заключено напоминание о том, что всё рождается и всё время умирает в отведенное время. Человек не исключение. Осознание себя частью большого природного круга жизни помогает найти в большом тревожном мире точку опоры.

Источниками вдохновения для проекта послужили два эксперимента: два года жизни в лесу вдали от цивилизации и общества, описанные Генри Дэвидом Торо в книге «Уолден, или Жизнь в лесу» и более поздний опыт художника Джозефа Ноульса, который прожил два месяца в дикой природе без крыши над головой и каких-либо инструментов или снаряжения, подобно первобытному человеку. Эти люди, на время покидавшие общество, задавались вопросами о том, так ли необходимы человеку достижения цивилизации, осталось ли в нас ещё что-то от первобытных людей, и возможно ли сейчас воссоединение человека и природы?

Те же вопросы и внутреннее ощущение необходимости в физическом контакте с природой и её энергией стали основой этого проекта.

я прожила этот цикл вместе с природой, наблюдая, как она замедляется осенью, замирает зимой и вновь возрождается весной. я спала в корнях деревьев, среди ветвей поваленной ели, под тёплым покровом прелых опавших листьев. я разговаривала с водой, и она отвечала мне на все вопросы об этом мире. я делилась своей печалью с берёзами, и они помогали мне своим советом. я пряталась среди корней от снегопадов и морозного ветра и залезала вверх по ветвям деревьев, чтобы укрыться от диких животных. лёжа на земле, я чувствовала её тёплый влажный запах. смотря в воду, я чувствовала её прикосновение на своём лице. обнимая дерево, я слышала, как внутри его ствола идёт к свежим нежным листьям ток воды. я чувствовала ногами мягкость мха, холод льда и снега, топкость болот и уколы опавшей хвои. я слышала, как скрипят стволы, как воет ветер, как журчит река, как хрустит лес под чьими-то шагами и как поют птицы. я видела, как умирают осенью цветы и травы, и как весной они рождаются вновь.

Таня Чайка

Профиль: Фотография в моде и рекламе, IV курс

В своей художественной практике я работаю с фотографией и перформансом. Мой метод основан на наблюдении за природными циклами и изменениями состояний отдельных элементов природы внутри них. Для меня также важно личное общение и взаимодействие с природой, в ходе которого я могу почувствовать себя частью цикла. Это ощущение взаимосвязи человека с природой как живой силой — то, что я хотела бы транслировать через свои работы.

Участие в выставках:
Телесность вне конструкта, Галерея «Пространство», 2020
Выставка объединения Feu Rouge, Дворец на Яузе, 2020
Выставка и аукцион Sample х HSE ART Gallery, HSE ART GALLERY, ГУМ, 2019
Точка отсчёта — лес, Битцевский лес, (2019)
HSE ART AND DESIGN festival, Музей Москвы, 2019
Design NEXT, Центральный дом художника, 2018
Фестиваль Mimesis, Aglomerat, 2018
Твоё лицо, Zagranica, 2017

ДРУГИЕ ONLINE ПРОЕКТЫ
ВИДЕО/РЕКЛАМА

УРНА

Маргарита Варакина

>Рекламный 3D-ролик о проблеме отсутствия культуры потребления и ответственного отношения к окружающей среде на постсоветском пространстве. Рекламируемый объект — типовой мусорник.

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

ФОТОПРОЕКТ

И ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ

Групповой проект студентов I курса направления Фэшн-фотография «И все они умерли?» снят по мотивам романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Роман основан на воспоминаниях автора, хронология повествования не линейна.

Профиль: Фэшн фотография, I курс

ВИДЕО/СПЕКТАКЛЬ

БАССЕЙН

Авторы перформанса: Эмилия Кимелевич, Лина Хасанова


Спектакль по пьесе А.Н. Островского, разыгранный в игре The Sims 4. Авторы взяли за основу легендарную пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» и намеренно отказались от участия реальных актеров, переместив действие в синтетический мир компьютерной игры.

HSE ONLINE GALLERY

Наша платформа, как и многие подобные инициативы, появляющиеся в это время, — антикризисная мера. Лишившись возможности взаимодействия с физическим пространством, мы создаем новое поле для работы вместе со студентами — лабораторию, внутри которой будем экспериментировать с подачей разного типа материалов, объединять форматы и людей, смотреть, что из этого может (или не может) получиться. Начиная с самых базовых подходов, — создания выставок-лендингов, построенных на статичных изображениях и видео уже существующих проектов, — мы постепенно хотим перейти к более сложным задачам и способам коммуникации со зрителем.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — уникальная среда для подобного исследования. Под одной крышей здесь учатся и работают профессионалы всех возможных областей культуры и визуального производства. Создание любого качественного проекта требует многих проб, ошибок и огромного количества времени. Нам не нужно красить стены, но нам придется решить множество других технических и концептуальных вопросов, связанных с работой в диджитале и с поиском новых форм взаимодействия друг с другом и со зрителем. Поэтому мы решили заняться этим не только сообща, но и у всех на глазах. Мир окончательно перестал казаться герметичной средой, никто пока не понимает, как правильно в нем продолжать жить и делать искусство. Без зрителя, без стороннего взгляда эта задача решена быть не может.