HSE ONLINE GALLERY // Анна Сапунова sapunova friendly "Тотальное несоответствие"

ТОТАЛЬНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ

«Во вкусе нет ни системы, ни доказательств. Однако существует нечто вроде логики вкуса: постоянная восприимчивость, которая лежит в основе и взращивает тот или иной вкус. Восприимчивость почти, но не вполне, невыразимая. Всякое восприятие, которое может быть втиснуто в жесткий шаблон системы или схвачено грубыми орудиями доказательства, больше уже не восприятие. Оно затвердело в идею.»

Сьюзан Сонтаг

Несоответствия экстравагантны. Они притягивают наше внимание. Иногда возмущают. Лучше всего, если они заставляют нас задуматься, о том, какие именно правила нарушены. Проявляя порядок вещей, который мы привыкли считать нормой, несоответствие дает возможность посмотреть на привычные ситуации свежим взглядом. Переоценить то, что мы давно не подвергали рефлексии. Несоответствие — катализатор критического взгляда на действительность. Если мы перестанем цепляться за общие догматы, раскрепостим свой взгляд, то станем свободнее. Нам не нужна «кастрация воображения», мы можем иметь собственное мнение, отличное от мнений других. Не соответствовать ожиданиям, правилам, стилям — наше право. Борьба за него бесконечна. Все, что когда-то было андеграундным однажды оказывается частью массовой культуры, а затем снова перестает быть широко востребованным. Общество развивается через серию больших и маленьких бунтов во время которых устанавливаются новые нормы, бороться с которыми приходится уже следующим поколениям.

Проект исследует и развивает тему кэмпа через одежду, графический и моушн дизайн. Кэмп (англ. camp) — специфический изощренный эстетический вкус и лежащая в его основе специально культивируемая чувствительность. Трактовка этого термина манерна, как и его суть. Кэмп любит все преувеличенное, театральное, экстравагантное. Кэмп сочетает пародию и стилизацию, двуличность и иронию. Несоответствия также двуличны. С одной стороны, они подразумевают некое понятие нормы, с другой ее мгновенное нарушение. Норма это искусственное понятие, сложный социальный конструкт многих консервативных мнений. Кэмп является одним из самых действенных инструментов для их дестабилизации так как не он претендует на серьезность и догматичность, он может обернуться шуткой, его природа старательно ускользает от однозначной оценки. Кэмп освобождает, он не требует, не третирует, он позволят быть.

Проект состоит из 6 частей, 3 из которых уже снято. В пяти частях рассматриваются различные отклонения от «нормы». В шестой все условно «правильно». Это апофеоз кэмпа, но он близок общепринятому понятию прекрасного.

HSE ONLINE GALLERY // Анна Сапунова sapunova friendly "Тотальное несоответствие"

СЕБАСТЬЯН

Пожалуй, Святого Себастьяна можно назвать супер-звездой католической церкви, его образ является одним из самых тиражируемых и узнаваемых. Начиная с V века художники постоянно изображают его. В истории искусств он прошел путь от мужественного зрелого мужчины до молодого атлетичного юноши испещренного стрелами. В ХХ веке святой становится гей-иконой, что привело к появлению многих более раздетых и откровенно сексуальных Себастьянов. К его образу обращаются многие современные художники и режиссеры. Интересно, что он считается заступником от чумы и гей-символом одновременно. Кто-то может счесть это противоречивым, кто-то естественным. Может ли это считаться парадоксальным? Независимо от ответа на этот вопрос, сам факт существования этой ситуации представляется абсолютно кэмповым в своей сути.

Видео построено на стилизации и анохронизмах. Это подчеркивает условность происходящего в кадре. Отрывок обыгрывает и миф о святом и интерпретирует его через работы кинорежиссеров Дерека Джармена и Вернера Шретера. Эротическая любовь здесь проскальзывает, главный же акцент на эмпирической страсти творца к творению.

KITSCH PARADE

Райнер Вернер Фассбиндер любил одеваться в смокинг ради будничных событий и приходить в повседневной одежде на званый ужин. В этом жесте сочетаются и пренебрежение условностями и предписаниями, и бунт, и обличение несостоятельности некоторых социальных институтов. Часто люди сами сковывают себя рамками приличий, чужих правил, ждут от себя слишком многого, одновременно опасаясь строгости общественного суда.

Видео «Kitsch Parade» — это пространство симметрично нарушенных условностей. Вечернее платье сшито из постельного ситца в тривиальный цветок, вафельная ткань для кухонных полотенец становится основой для брючного костюма. Атласный брючный костюм при этом служит полотенцем, а в вискозно-парчовом платье модель лежит на матрасе. Парадность и повседневность смешаны здесь до полного растворения одного в другом. Рутина превращается в ритуал, праздник обесценен. Исчезают и правила поведения и лишние ожидания соответствия случая и формального вида.

Режиссер, дизайнер одежды, стилист: Анна Сапунова
Оператор: Гала Левицкая
Фотограф: Гала Левицкая
Модели: Диана Дрокова, Шашлова Ирина
Макияж: Юра Белявский
Декорации: Гала Левицкая, Анна Сапунова
Меховая лестница от Полины Дмитриевой
Музыка: Zeta Zeta

ПАРАДНАЯ УБОРКА

Отношение к привычным занятиям строго определено нашим повседневным опытом. Красивое — красиво, скучное — не заслуживает внимания. В этом видео максимально эстетизируется одно из самых будничных и скучных занятий — уборка. Главная героиня не просто наводит порядок, она становится дивой, каждый момент, который она переживает наполнен значительностью, драмой и пылью. Ради уборки она меняет праздничные наряды, каждое ее движение символично и наверняка встречается в каком-нибудь старом кино. Процесс здесь становится важнее результата — героиня постоянно делает перерывы на самолюбование, лимонад с пирожным, пространные размышления. На двери туалета висит украшенный портрет Фассбиндера, в розовом шкафчике с банками на кухне располагается Шретер с красными розами. Это дань почтения двум любимым режиссерам автора.

Режиссер, дизайнер одежды, стилист: Анна Сапунова
Оператор: Гала Левицкая
Фотограф: Вера Вишневая
Модель: Милица Крошкина
Макияж: Даня Че
Декорации: Гала Левицкая, Анна Сапунова

Анна Сапунова

Профиль: Коммуникационный дизайн, IV курс

Мультидисциплинарный дизайнер, стилист, работает с видео-артом. Работает на стыке дизайна и современного искусства. Сторонница тотальных произведений, которые масштабны, многоуровневы, задействуют разные медиумы. Одна из наиболее интересующих тем — несоответствия и кэмп, переход вещей из разряда элитарных и андеграундных в массовые и наоборот. Эти мотивы в творчестве автора пересекаются и дополняют друг друга. Размах, преувеличение, гротескность, парадность, неуместность соседствуют с ними.

ДРУГИЕ ONLINE ПРОЕКТЫ
ВИДЕО/РЕКЛАМА

УРНА

Маргарита Варакина

>Рекламный 3D-ролик о проблеме отсутствия культуры потребления и ответственного отношения к окружающей среде на постсоветском пространстве. Рекламируемый объект — типовой мусорник.

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

ФОТОПРОЕКТ

И ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ

Групповой проект студентов I курса направления Фэшн-фотография «И все они умерли?» снят по мотивам романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Роман основан на воспоминаниях автора, хронология повествования не линейна.

Профиль: Фэшн фотография, I курс

ВИДЕО/СПЕКТАКЛЬ

БАССЕЙН

Авторы перформанса: Эмилия Кимелевич, Лина Хасанова


Спектакль по пьесе А.Н. Островского, разыгранный в игре The Sims 4. Авторы взяли за основу легендарную пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» и намеренно отказались от участия реальных актеров, переместив действие в синтетический мир компьютерной игры.

HSE ONLINE GALLERY

Наша платформа, как и многие подобные инициативы, появляющиеся в это время, — антикризисная мера. Лишившись возможности взаимодействия с физическим пространством, мы создаем новое поле для работы вместе со студентами — лабораторию, внутри которой будем экспериментировать с подачей разного типа материалов, объединять форматы и людей, смотреть, что из этого может (или не может) получиться. Начиная с самых базовых подходов, — создания выставок-лендингов, построенных на статичных изображениях и видео уже существующих проектов, — мы постепенно хотим перейти к более сложным задачам и способам коммуникации со зрителем.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — уникальная среда для подобного исследования. Под одной крышей здесь учатся и работают профессионалы всех возможных областей культуры и визуального производства. Создание любого качественного проекта требует многих проб, ошибок и огромного количества времени. Нам не нужно красить стены, но нам придется решить множество других технических и концептуальных вопросов, связанных с работой в диджитале и с поиском новых форм взаимодействия друг с другом и со зрителем. Поэтому мы решили заняться этим не только сообща, но и у всех на глазах. Мир окончательно перестал казаться герметичной средой, никто пока не понимает, как правильно в нем продолжать жить и делать искусство. Без зрителя, без стороннего взгляда эта задача решена быть не может.