HSE ONLINE GALLERY

ВТОРЖЕНИЕ. ВОЙНА. МОЯ ОБОРОНА.

Вымышленная реальность, реальность за пределами реальности, которую я привык считать реальной, может оказаться более верной, более постоянной и стабильной. «Реальная» реальность может быть выдумана кем-то другим. Мои желания в «реальной» реальности могут быть продиктованы чужим жизненным опытом или образованием, которое мне дает социум. Осуществляя переход к моей «вымышленной» реальности, я освобождаюсь от диктата чужого вымысла.


В поисках зрителя искусство вышло из музея в галерею, потом из галереи — на улицу. Но даже на улице уже никого не было. Современный зритель нашелся в сети. Публичное пространство описано пропорцией 9 на 16. Экранное время стало дольше, чем время прогулки.

Ленты — наши улицы, страницы — наши площади. Я в состоянии менять архитектуру своего пространства ежеминутно, исходя из композиции момента.

Я живу в соцсети. Я прокручиваю ленту. Я перелистываю истории. Я вижу рекламу. Я согласился с условиями. Даже если я президент мира. Я буду ее видеть. Потому что это бесценно.

Я вижу в рекламе человека. Он врывается в мое пространство. Он пытается проломить между нами стену — экран, который нас соединяет.

Я пропускаю его сообщение. Но я не могу его игнорировать. Его присутствие — часть моей жизни. Потому что он меня выбрал и заплатил за моё внимание.

Реклама в социальных сетях находится на острие вторжения в публичное пространство. Рекламодатель решает ворваться, таргетинг и алгоритмы соцсетей решают, где и когда это произойдет. Но это произойдет. И произойдет не раз. Это тот инструмент, который современный художник обязан освоить.

Заплатив 6 долларов за рекламу, я буду знать, что мое сообщение увидят тысячи человек. Зачем мне стремиться попасть в музей? Сколько человек увидит моё произведение в галерее? Через сколько часов мой стрит-арт превратится в жкх арт?

Я тону в вопросах, процессах, смыслах. Я бы хотел быть художником, но мне не хватает последовательности и сфокусированности. Я придумал вымышленного художника. «Он придет и молча поправит всё». Разрешите представить, Ашер Йоцер. На иврите это значит «тот, который создал». А также это первые слова еврейской молитвы после посещения туалета. Это ирония. Мой, не до конца осмысленный подарок Ашеру на день рождения. Его имя.

Ашер сосредоточен. Последователен и точен. Его действия имеют смысл. Его первый шаг — эхо второго. Он знает, что делает. И для Интернета он так же реален, как и я.

Я представил Ашера. Ашер представит своё искусство.

Ашер:

Я создал онлайн-перформанс-триптих для Инстаграм. Потому что Инстаграм любит троицу. А ещё Инстаграм разрешает мне быть любым. Инстаграм разрешает быть миру вокруг меня таким, как я захочу.

Перформанс посвящен моей попытке завоевать место в голове зрителя. Рассказать ему то, что мне важно. О том, что я переживаю. О чем хочу рассказать. И тут же пожалеть об этом. И закрыться. Потому что это легко. Это соцсеть. Я могу нападать и закрываться. Я в безопасности. Я опасен. Я могу быть любым. Я могу выдумать этот мир любым. И этот мир будет реальнее, чем любой другой, который вы привыкли называть реальным. Вы огораживаете свою реальность заборами. Выбираете себе круг общения, цвет стен, бар, работу. Вы замыкаете себя в этом мире. И он ничуть не более реален моего вымышленного мира. Мира вымышленного художника Ашера Йоцера.

Части триптиха называются:

Вторжение
Представляет из себя цикл повторяющихся действий и звуков. Длительность цикла: 30 секунд.

Война
4 минуты 33 секунды непрерывного повторяющегося действия в попытках синхронизации со звуковым циклом. Я устаю и опускаю руки. Война нужна, чтобы потерять силы и смысл.


Моя оборона
Представляет из себя цикл коротких механистичных повторяющихся движений и звуков, напоминающих компьютерную игру. Длительность цикла: 6 секунд. Войну нельзя выиграть. Я разочарован и закрыт. Я выполняю действия, не понимая их смысла. Но они спасают меня.

Каждый перформанс вторгается в пространство случайного зрителя, как реклама и как повторяющиеся каждый час истории для подписчика.

Истории остаются в хайлайтс. Зритель может перелистывать и проматывать их вперед и назад. В этот момент он управляет моими движениями, вступая со мной в контакт, наделяет мой образ жизненностью.

В каждом перформансе я создаю пространство и ритуал в нем. Этот мир мал, его цель четко определена. Повторять действие. Которое имеет смысл только в этом маленьком мире. Замкнутый и зацикленный отрезок смысла.


Каждая следующая часть перформанса строится на предыдущей. Она обрастает слоями объектов, звуков, движений. Судьба всех ритуалов и всех смыслов — раствориться под слоями повторов и интерпретаций. Слои подменяют смысл, обессиливают и автоматизируют действия. Но за ритуалы ты держишься.

Ритуалы спасают, создают и меняют. И позволяют дотянуть до обретения нового смысла.

Александр Ларцев — Ашер Йоцер

Преподаватель направлений «Гейм-дизайн и виртуальная реальность», «Медиа и дизайн», «Мультимедийный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

«Ашер Йоцер» — это художественный исследовательский проект, с помощью которого я пытаюсь разобраться с одним вопросом: есть ли какой-то смысл в том, что со мной происходит.

Размышляя над этим, я пришел к выводу, что ответ на этот вопрос не может быть ни выговорен, ни услышан. Однако если я попробую создать свой алфавит и собственные правила чтения, возможно так я найду инструмент, который позволит мне проникнуть в область «непроговариваемого».

Я определил список важных для меня понятий и пытаюсь исследовать их. Пытаюсь заново обрести давно известные мне слова, пропуская через мышление выдуманного художника Ашера, который свободен от моих врожденных и приобретенных стигм. Прислушиваясь к тому, что подсказывает в процессе мое (его) тело, о чем мне шепчет медиум, который ему (мне) удалось создать.

Так я отвечаю на свои собственные неразрешимые вопросы, предполагая следующее движение в этой импровизации, пытаясь нащупать стены и углы пространства возможного.

Участие в выставках:
«Твердые вещи», HSE ART GALLERY, 2019
«Новые лозунги», HSE ART GALLERY, 2018
Персональная выставка в рамках «Design next», ЦДХ, 2018
«Место места», галерея «180 квадратных метров», 2016
Московская международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», ЦДХ, (2008–2018 гг.)
Фестиваль короткометражных фильмов «Вижу Бога», Дизайн-завод «Флакон», 2012 г.
Международный фестиваль «in Graafika» в Пярну, Эстония, 2011 г.
21-ый Международного фестиваля плаката и графического дизайна в Шомоне, Франция, 2010 г.
22-ая Международной биеннале плаката в Варшаве, 2010 г.
«Московский плакат 2009», Центральный Дом Художника, 2009 г.
«Московская прикладная графика 2009», Московский союз художников, 2009 г.
III Ежегодный Фестиваль иллюстрации «Free Wi-Fi», Московский музей современного искусства, 2009 г.
VIІ Международной триеннале экологического плаката «4-й Блок», 2009 г.
«Серебрянная камера 2007» в номинациях «Лица» и «События» (Правительство Москвы, Московский Дом фотографии, 2008 г.
«Серебрянная камера 2006» в номинации «Архитектура» (Правительство Москвы, Московский Дом фотографии, 2007 г.

ДРУГИЕ ONLINE ПРОЕКТЫ

ВИДЕО/РЕКЛАМА

УРНА

Маргарита Варакина

>Рекламный 3D-ролик о проблеме отсутствия культуры потребления и ответственного отношения к окружающей среде на постсоветском пространстве. Рекламируемый объект — типовой мусорник.

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

ФОТОПРОЕКТ

И ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ

Групповой проект студентов I курса направления Фэшн-фотография «И все они умерли?» снят по мотивам романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Роман основан на воспоминаниях автора, хронология повествования не линейна.

Профиль: Фэшн фотография, I курс

ВИДЕО/СПЕКТАКЛЬ

БАССЕЙН

Авторы перформанса: Эмилия Кимелевич, Лина Хасанова


Спектакль по пьесе А.Н. Островского, разыгранный в игре The Sims 4. Авторы взяли за основу легендарную пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» и намеренно отказались от участия реальных актеров, переместив действие в синтетический мир компьютерной игры.