Выставка «Отчужденность» Майкла Арутюняна под кураторством Кристины Ситниковой состоялась 19 февраля 2021 года в Высшей Школе Фотографии.

Художник представил серию реди-мейдов и работ на кальке «Настенные артефакты».

«Отчужденность» рассказывает об эскапизме и поиске идентичности через скрупулезное исследование пространства семейного загородного дома. Дача с цеховым прошлым (мануфактура по производству армейских ботинок) находится в подвешенном, призрачном состоянии — она создавалась для того, чтобы объединить семью, но никогда не была достроена и теперь стоит покинутая, постепенно руинируется. В доме осталось множество артефактов прошлого: обувные колодки, кожа, стройматериалы, мебель, игрушки, бытовая техника. Художник подробно изучает эти объекты, атмосферу, которую они создают, их связь с историей его семьи и шире — временем из которого все эти объекты возникли. Художник предлагает посмотреть на проблемы родственных связей, способы поиска собственной индивидуальности внутри семьи и то, как самые обычные предметы могут формировать наше отношение к реальности, аккумулировать память о прошедшем времени.

На выставке представлена серия пронумерованных «Объектов». Художник переносит найденные им в доме артефакты в нейтральное выставочное пространство. Оказываясь «отчужденными» из привычного контекста, эти предметы становятся объектами, наполненными смыслами и внутренними связами, у зрителя появляется возможность смотреть на них как на проводники памяти и личного опыта художника, а не только как на хлам и мусор в заброшенном доме.

Эти реди-мейды не несут в себе точной информации, история, которую они рассказывают остается почти без нарратива. Понимать их стоит скорее интуитивно, дополняя общее впечатление от объекта собственными эмоциями и ассоциациями со временем и местом, из которого эти объекты возникли.

Ткань-шаль — «Объект 1»
Часики на постаменте — «Объект 2»
Собачка на стуле — «Объект 3»
Деревянные рамы — «Объект 4»
Сухоцветы — «Объект 5»
Ванночка с колодками и обувью — «Объект 6»
Деревянные полукруги — «Объект 7»

Единственная инсталляция на выставке — «Объект 8». Это стол с сервизом для чаепития. Работа стягивает экспозицию и определяет ее центр. В семье Майкла чаепитие играет важную роль. Эта традиция сближает всю семью и собирает ее вместе. В инсталляции представлен стол, четыре ровно стоящих стула и пятый расположенный косо. Формой и отсутствием рисунка отличается одна чайная пара. Инсталляция становится метафорой отчужденности, желания быть индивидуальным и непохожим.

Инсталляция со столом — «Объект 8»

Графическая серия «Настенные артефакты», выполненная на кальке, состоит из 10 работ и опоясывает все пространство экспозиции. Мы можем видеть скопированные со стен заброшенного дома старые рисунки, номера телефонов, надписи оставленные хозяевами дачи и вандалами. Особое место здесь занимают детские рисунки автора: кит-кашалот, голова-мишень (по которой художник стрелял вместе с отцом) и отметки роста. Этот слой выставки касается самых личных переживаний автора — его рефлексии собственного положения в кругу семьи, значении дома в жизни человека, взрослении, течении времени.

Работая над проектом, помимо дома, художник вдохновлялся другими выставками, переосмысливающими пространство реди-мейдом, инсталляциями, работами о ностальгии, старом и новом, детстве. Это выставка Сун Дуна «Waste Not», переработанные объекты Майкла Э. Смита, выставка «Локаринг» Алексея Хамова и Марии Ионовой-Грибиной. Кураторка, Кристина Ситникова, черпала идеи в трудах Фрейда.

Майкл Арутюнян

Профиль: Художник и куратор, II курс

Художник использует разные художественные приемы: реди-мейд, инсталляция, «бедное искусство», графика, исследует вопросы семьи памяти, внутренние конфликты , разрабатывает темы призрачности, отчужденности, фантазийности, одиночества.

В кураторских практиках Майкл исследует положение общества и человека в настоящем, фокусируется на аспектах социальной психологии: паттерность, шаблонность поведений, механизация, обсессивность-компульсивность, работает с молодой арт-сценой.

Участие в выставках:

Групповая выставка «Призракология постсоветских пространств», HSE ART GALLERY, Москва, 2021
Персональная выставка Кристины Ситниковой «Модуляции» (в качестве куратора), студия Photoplay, Москва, 2021
Групповой мультидисциплинарный перформанс «Синтезатор», галерея Парк, Москва, 2021
Персональная выставка «Отчужденность», Высшая Школа Фотографии, Москва, 2021
Групповая выставка-вечеринка «Мастерскник», студия-мастерская 28.05.studio, Москва, 2021
Перформанс «Музыкальная рекурсия», репетиториум PIANOROOMS, Москва, 2020
Групповая online-выставка «100 метров», платформа You-Tube, Москва, 2020
Групповая выставка-аукцион независимого творческого объединения «Veshalka», WIP Mocsow, Москва, 2019

Куратор проекта: Кристина Ситникова, художница, кураторка, профиль Художник и куратор, II курс

Учебный куратор курса : Константин Кузнецов

ДРУГИЕ ONLINE ПРОЕКТЫ
ИГРА

GET OUT

Елена Власова

На первый взгляд, мир игры GET OUT — мир-утопия, но при приближении к его обитателям, становится обманом и ловушкой наших ожиданий.

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

ЖИВОПИСЬ/ГРАФИКА

SPACE INSIDE

Ольга Терехова

Серия работ о личных переживаниях художницы, ставящая вопросы о границах собственного я: физического и психологического.

Профиль: Анимация и иллюстрация, IV курс

ГРАФИКА/ОБЪЕКТЫ

ЧТО Я ВИЖУ ИЗ ОКНА

Марина Батылина

«Ничто не банально, если смотреть на это с сопереживанием и любовью» – Аньес Варда. Проект об обыденности и видах из окна.

Профиль: Анимация и иллюстрация, IV курс

HSE ONLINE GALLERY

Наша платформа, как и многие подобные инициативы, появляющиеся в это время, — антикризисная мера. Лишившись возможности взаимодействия с физическим пространством, мы создаем новое поле для работы вместе со студентами — лабораторию, внутри которой будем экспериментировать с подачей разного типа материалов, объединять форматы и людей, смотреть, что из этого может (или не может) получиться. Начиная с самых базовых подходов, — создания выставок-лендингов, построенных на статичных изображениях и видео уже существующих проектов, — мы постепенно хотим перейти к более сложным задачам и способам коммуникации со зрителем.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — уникальная среда для подобного исследования. Под одной крышей здесь учатся и работают профессионалы всех возможных областей культуры и визуального производства. Создание любого качественного проекта требует многих проб, ошибок и огромного количества времени. Нам не нужно красить стены, но нам придется решить множество других технических и концептуальных вопросов, связанных с работой в диджитале и с поиском новых форм взаимодействия друг с другом и со зрителем. Поэтому мы решили заняться этим не только сообща, но и у всех на глазах. Мир окончательно перестал казаться герметичной средой, никто пока не понимает, как правильно в нем продолжать жить и делать искусство. Без зрителя, без стороннего взгляда эта задача решена быть не может.