По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
НАБОР 2022
«Основная идея нашего профиля — научить студентов вступать в различные творческие союзы с нечеловеческими агентами, будь то алгоритмы, технические устройства или электрические поля. Такой творческий диалог возможен только на принципах равенства и симметрии, а это значит, что нам придётся переосмыслить архаичные установки эпохи Просвещения, согласно которым живое отличается от неживого, искусственное от естественного, а человек по умолчанию находится в центре мира», — куратор мастерской Art & Science Дмитрий Булатов.
Профиль «Art & Science: неокибернетика» — совместный проект Школы дизайна и Московского института электроники и математики (МИЭМ), также входящего в структуру НИУ ВШЭ. Art & Science — это постиндустриальный тип художественного высказывания и область искусства, представители которой при создании своих произведений используют концептуальные основания, научно-исследовательские методики и новые технологии.
Представление об искусстве как территории индивидуального и рукодельного творчества уходит в прошлое. Современные художники работают с очень широким диапазоном техно-научных дисциплин: от искусственного интеллекта и робототехники до целого спектра биомедицинских наук. При этом человек и нечеловеческие системы являются равноправными участниками творческого процесса.
Поэтому наряду с изучением электроники, программирования, расширенных вычислений в нашем профиле будут присутствовать такие треки как исследования науки и техники (Science and Technology Studies), постгуманитаристика и правовые основы машинного творчества. Помимо базовых компетенций, которые получат наши студенты и которые будут реализовываться на уровне инструментов отображения данных, мы постепенно перейдём к практикам порождения данных, к глубокому программированию и расширенным вычислениям.
Одновременно с этим студенты магистратуры проходят серьёзную подготовку по истории искусств, дизайна и мировой культуры, знакомятся с актуальными тенденциями в области современного искусства. Под кураторством Александры Кузнецовой они учатся работать с различными медиумами современного искусства, среди которых видеоарт, анимация, инсталляция, арт-объект, изобразительная серия и др. В каждом учебном модуле магистранты делают полноценные арт-проекты в разных форматах, а в конце II курса традиционно проходит групповая выставка студенческих работ.
Дмитрий Булатов — художник, теоретик искусства, куратор. Организатор проектов, посвящённых различным аспектам взаимоотношений между искусством и высокими технологиями (IT, робототехника, биомедицина). Дважды лауреат премии «Инновация». Куратор ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Александра Кузнецова — художница, арт-директор, куратор, регулярная участница российских и международных выставок, координатор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
I модуль: Исследовательская слайд-презентация
Задача модуля — разработка визуального представления вымышленной киберфизической системы, способной решать художественную задачу. Студенты адаптируют концепции, которые они написали в рамках арт-практики («Работа с авторским текстом»). После создания раскадровки слайд-презентации образуют последовательную динамичную серию. Состав презентации: серия слайдов (не менее 5), концепция и принцип работы системы, общий вид и эскизы элементов. Также презентация может включать материалы проведённого исследования.
II модуль: Звуковой ландшафт
В этом модуле необходимо разработать звуковой ландшафт или патч, основанный на записанном/входящем сигнале. Реализация проекта осуществляется в Max/MSP и включает в себя сонификацию научных (медицина, метеорология, биология и т.д.) или абстрактных (числовых и нечисловых) данных, а также данных, которые не генерируются научным поиском (бизнес-процессы, соцсети и т.д.). В качестве итогового проекта разрабатывается саунд-ландшафт, эффект или генеративный патч, основанный на функционировании любой системы сбора и хранения данных.
III модуль: Киберфизическая система
В ходе работы над проектом студенты знакомятся с методами и средствам проектирования, моделирования и создания реально действующих изделий механики, инженерии, программирования, радиоэлектроники и вычислительной техники. В качестве конечных проектов студенты разрабатывают прототип киберфизической системы или системы сбора и анализа данных с управлением какими-либо актуаторами (моторы, двигатели, освещение и.т.п).
IV модуль: Видеодокументация
В этом модуле студенты продолжают получать навыки в области электроники и схемотехники, а параллельно этому учатся разработке проектной документации (техрайдер) и визуальной презентации этапов проектной деятельности. Результатом становится видеодокументация — визуализация ключевых моментов разработки и функционирования киберфизической системы (видео, хронометраж до 5 мин).
I модуль: Видеодневник и книга художника
Студенты параллельно создают два проекта — видеодневник, посвященный актуальной общественной проблематике, индивидуальному опыту или практикам, а также книгу художника, концептуально связанную с видеоработой. Ключевая задача модуля — создать проекты, которые бы представляли автора как художника. Важной частью модуля является концептуальное сопряжение двух проектов, они должны быть взаимосвязаны очевидным образом, быть частью одного высказывания или продолжением друг друга.
II модуль: Анимация и изобразительная серия
Студенты создают видеоарт-проект средствами анимации, а также изобразительную серию работ. Под изобразительной серией понимается любая серия работ от живописи или графики до плоских объектов. Пользуясь уже знакомыми техниками и знакомясь с новыми, на базе полученного опыта студенты создают собственную серию и связанный с ней анимационный видеоарт. Каждый из двух проектов представляет художественное высказывание на тему, заявленную автором. Важно выстроить концептуальную взаимосвязь между двумя проектами данного модуля.
III модуль: Виртуальная инсталляция и серия объектов
Студентам предстоит создать виртуальную инсталляцию в трёхмерном виртуальном пространстве и материальную серию арт-объектов, связанных общей идеей. Этот составной проект должен представлять собой художественное высказывание на тему, заявленную и разрабатываемую автором в этом модуле. Виртуальная инсталляция при этом понимается достаточно широко — от 3D-визуализации реальной инсталляции, которая могла бы быть впоследствии воплощена, до любого виртуального пространства с элементами иммерсивности или игрового процесса, или создания иного виртуального зрительского опыта. Инсталляция должна быть представлена как виртуальное пространство в 3D, и, при необходимости, как презентующий это пространство видеоролик, тизер, рассказывающий о ней. Концепция серии объектов и инсталляции — едина, при этом объекты должны представлять собой продолжение этой концепции в физическом пространстве, находя соответствующее материальное воплощение.
IV модуль: Виртуальная выставка и серия работ
Студентам предстоит создать персональную виртуальную выставку, а также серию работ, в рамках единой концепции. Это финальный проект первого года обучения, который должен стать квинтэссенцией знаний и компетенций, полученных студентом, работой, подводящей промежуточный итог в его художнической практике. Студенту необходимо ответственно отнестись как к выбору темы, с которой будет связано его авторское высказывание в формате виртуальной выставки, так и ко всем уровням её воплощения.
Концепция серии работ и виртуальной выставки — едина, при этом работы должны представлять собой продолжение этой концепции, находя соответствующее воплощение. Серия работ может частично или полностью являться содержанием виртуальной выставки. Данная серия может быть выполнена любыми доступными художнику средствами.
I модуль: DIY-устройство
Отработка навыков проектирования схемотехнических решений. В этом модуле студенты закрепляют знания, полученные в области электроники, и самостоятельно собирают несколько DIY-устройств, решающих художественную задачу. Одновременно студенты отрабатывают навыки работы с системами автоматизированного проектирования (3D-моделирование). В качестве конечного проекта представляется авторское DIY-устройство вместе с серией цифровых 3D-моделей.
II модуль: Приложение ПАП ИВ и ВС
Развёрнутая работа с принципами построения, проектирования, функционирования и использования программно-аппаратных платформ Интернета вещей и встраиваемых систем (ПАП ИВ и ВС). Студенты осваивают основные технологии, протоколы и платформы ПАП ИВ и ВС и знакомятся с аппаратным/программным обеспечением для различных технических приложений. В качестве финального проекта модуля разрабатывается действующее приложение ПАП ИВ и ВС.
Студенты завершают разработку индивидуальных проектов с использованием методов машинного обучения, интегрируя эти методы в киберфизические системы. Одновременно студенты финализируют работу над творческим исследованием. Структура арт-проекта повторяет структуру исследования (отражает задачи исследования, подразделяется на этапы и т.д.), но представляет это в инсталляционной форме. Итоговый выставочный проект включает в себя все этапы творческого исследования, отраженные в презентации, серии фото или коротком видеоролике, а также действующий прототип киберфизической системы.
Подробная информация о дисциплинах, которые изучают студенты в каждом модуле, содержится в «Карте креативных компетенций».
О программе
Контакты
109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
+7 (495) 621 87 11
design@hse.ru
Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования. В 2022 году подача документов проходит в дистанционном режиме через личный кабинет на сайте НИУ ВШЭ. Вступительные испытания проходят онлайн.
Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он/она решал(а) за последние 3 года;
— мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.
Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его/ее готовности к обучению на программе, в том числе объема и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства.
Получите всю необходимую информацию о поступлении в магистратуру: буклет с информацией о профилях, расписание консультаций, прямые контакты менеджеров образовательной программы.
Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира, Top-3 лучших российских вузов в категории Art & Design (QS) и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.