Настоящий русский хлеб

«Настоящий русский хлеб» — это визуально-аудиальное исследование московских рынков, которые показывают специфику российской уличной торговли с ее бедностью, конкуренцией, трудностями. Осенью 2020 года Алена Машонская два месяца наблюдала за жизнью московских рыночных точек, выявляя и документируя особенности этой среды и ее представителей.

Итогом этого наблюдения стала книга, которая состоит из обнаруженных на рынках материалов. Обертки от колбасы, рыночные сумки, пакеты, куски картонных коробок, ценники, ткань, фартуки, ящики для фруктов, клеенки. Эти всем знакомые атрибуты уличной коммерции, обычно не удостаивающиеся пристального внимания, в проекте художницы оказались на первых ролях и обрели новую жизнь, став страницами своеобразного дневника образов российского рынка.

Рынки для многих имеют почти сакральное значение. Особенно для поколения, выросшего в 90-е. Такие места — своеобразный «привет» из прошлого, который тем не менее очень показательно иллюстрирует современную действительность, а именно высокую степень социального неравенства. Там постоянно происходит насыщенная коммуникация между людьми, у которых почти нет средств для того, чтобы содержать свои торговые точки в порядке и чистоте, и между теми, у кого нет денег для того, чтобы купить более качественные и долговечные товары. Мировоззрение и тех, и других проявляется в особенностях речи, в том как они торгуются, общаются, взаимодействуют друг с другом. Все эти кричащие цвета, недолговечные материалы и подветренные продукты, громкие мужчины и женщины складываются в самобытную и цельную субкультуру, объединенную общей целью — выжить, используя призрачные блага «свободной» торговли. Важную часть книги составляют диалоги и фразы, услышанные и записанные художницей на рынках, именно они вдохновили ее на создание работы.

«Бродить по таким местам особенно интересно для меня, потому что они обладают не только уникальным, характерным колоритом, атмосферой, но и звучанием, которое на контрасте с этой пестрой обстановкой особенно сильно выявляет издержки современного капитализма». — Алена Машонская

Проект также включает видео-дневник, представляющий документацию исследования рынков, их обстановки, образов людей и какофонии разговоров, ругани и смеха, которые там окружают посетителей.

Алена Машонская

Профиль: Практики современного искусства, I курс

Исследование окружающей действительности, нащупывание острых социальных точек, эстетизация не эстетического. Вдохновляюсь мыслью о том, что художник должен менять мир.

Учебный куратор проекта: Александра Кузнецова

ДРУГИЕ ONLINE ПРОЕКТЫ
ИГРА

GET OUT

Елена Власова

На первый взгляд, мир игры GET OUT — мир-утопия, но при приближении к его обитателям, становится обманом и ловушкой наших ожиданий.

Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс

ЖИВОПИСЬ/ГРАФИКА

SPACE INSIDE

Ольга Терехова

Серия работ о личных переживаниях художницы, ставящая вопросы о границах собственного я: физического и психологического.

Профиль: Анимация и иллюстрация, IV курс

ГРАФИКА/ОБЪЕКТЫ

ЧТО Я ВИЖУ ИЗ ОКНА

Марина Батылина

«Ничто не банально, если смотреть на это с сопереживанием и любовью» – Аньес Варда. Проект об обыденности и видах из окна.

Профиль: Анимация и иллюстрация, IV курс

HSE ONLINE GALLERY

Наша платформа, как и многие подобные инициативы, появляющиеся в это время, — антикризисная мера. Лишившись возможности взаимодействия с физическим пространством, мы создаем новое поле для работы вместе со студентами — лабораторию, внутри которой будем экспериментировать с подачей разного типа материалов, объединять форматы и людей, смотреть, что из этого может (или не может) получиться. Начиная с самых базовых подходов, — создания выставок-лендингов, построенных на статичных изображениях и видео уже существующих проектов, — мы постепенно хотим перейти к более сложным задачам и способам коммуникации со зрителем.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — уникальная среда для подобного исследования. Под одной крышей здесь учатся и работают профессионалы всех возможных областей культуры и визуального производства. Создание любого качественного проекта требует многих проб, ошибок и огромного количества времени. Нам не нужно красить стены, но нам придется решить множество других технических и концептуальных вопросов, связанных с работой в диджитале и с поиском новых форм взаимодействия друг с другом и со зрителем. Поэтому мы решили заняться этим не только сообща, но и у всех на глазах. Мир окончательно перестал казаться герметичной средой, никто пока не понимает, как правильно в нем продолжать жить и делать искусство. Без зрителя, без стороннего взгляда эта задача решена быть не может.