По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Студенты II курса бакалаврского профиля «Кино и видеоарт» пересняли культовые сцены из «Фарго», «Криминального чтива», «Милой Фрэнсис» и других известных фильмов. Создание ремейков небольших, но важных для мирового кинематографа эпизодов было учебным заданием, которое позволило авторам пройти через все стадии кинопроизводства (за исключением написания сценария). Кастинг актеров, раскадровка, поиск реквизита и локаций, репетиции и 10-ти часовые съемочные смены — все это прекрасная практика перед съемками собственных фильмов. Полученный результат предлагаем сразу сравнивать с оригиналом.
«Использование ремейка или цитирование произведений других авторов, очень распространено в современном искусстве, музыке. В кинематографе это может быть как ремейк целого фильма, так и цитирование конкретных сцен из фильмов других авторов. Некоторые современные режиссеры, например, Тарантино, строят на цитатах и заимствованиях свой уникальный киноязык. Также копирование — важная часть обучения традиционным художественным практикам. Если вы занимаетесь академической живописью, то важным элементом является копирование шедевров старых мастеров. Это универсальный метод исследования и погружения в контекст мировой истории изобразительного искусства. Ремейк был первым серьезным заданием для студентов, которое позволило им поучастовать во всех стадиях производственного процесса и понять, как кино устроено изнутри.
Если говорить про конкретные работы этого года, которые получились у студентов II курса, то я результатом очень доволен. Кто-то сосредоточился на точном копировании, кто-то, наоборот, шел в сторону переосмысления. Студентам этот опыт очень понравился, они уже более реально стали понимать, какая сложная работа стоит за творческим процессом. Конечно, это все еще студенческие работы, выполненные в условиях ограниченных ресурсов, но это уже результат и художественной работы, и производственной практики», — Кирилл Преображенский, художник, куратор, видеоартист, преподаватель профиля «Кино и видеоарт» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Я все еще нахожусь в поиске собственного стиля, поэтому пробую все по чуть-чуть. Сейчас главным образом меня интересует эстетика советского кино и музыкальных клипов. В рамках данной работы я освоила основные навыки режиссуры, попробовала новое для себя направление работы. Это для меня было очень важно. Я собрала команду из незнакомых мне людей (актеров, оператора, звукооператора и стилиста), выбрала локацию и получила разрешение парка на съемку, провела прослушивание, работала с актерами, научилась ставить четкие задачи на съёмочной площадке. Мне удалось найти не просто людей, которые были готовы сниматься, но похожие типажи. Впервые я записывала звук в студии — мы хорошо поработали над саунд-дизайном и озвучивали фильм в студии уже по завершении съемок. Я разобралась во многих аспектах кинопроизводства, и теперь чувствую себя увереннее. Это был ценный опыт.
Я всегда стараюсь смотреть на привычные вещи под новыми углами, свежим взглядом, вытягивать абстракцию из ситуаций. Я люблю фильмы похожие на «Запределье» Тарсема Сингха. Мне нравятся проекты с сумасшедшими сюжетами, интересными историями создания, со своим характером и стилем. Работы, которые снимаются скорее ради самого процесса съемок, нежели чем для завоевания различного рода почестей. Подобные фильмы безграничны. Они не зажаты в рамки одной темы, а потому у зрителя есть возможность поучаствовать в своего рода циркуляции опыта. Такого же ощущения я хотела бы добиться при создании своих работ, поэтому стараюсь смотреть на привычные вещи по-новому, а затем переносить этот подход в свои проекты.
Мой выбор пал на сцену из Kentucky Fried из-за ее простого, но при этом незаурядного содержания. Я рассчитывала, что жанр пародии поможет сконцентрироваться именно на работе художника-постановщика. Наша команда вложила большое количество времени и сил на воссоздание цветовой гаммы сцены и передачу атмосферы старых американских новостных выпусков. Юмористический характер сцены во многом определил эмоционально легкий настрой во время предпродакшена и самих съемок, так что за кадром осталась сплоченная и довольная команда, создание которой стало моей основной личной целью внутри этого проекта.
Меня как художника (наверное, я могу себя к таковым причислить) вдохновляет работа над новыми неизвестными темами, даже если они мне неприятны и являются чем-то отвратительным. Мне нравится, когда работа над проектом заставляет посмотреть на предметы по-новому, изменить мое отношение к ним. Каждый мой проект — это всегда что-то сугубо личное для меня.
Выбор этой сцены из фильма «Фантазии Фарятьева» обусловлен ее интересной мизансценой, возможностью попробовать в деле новое для меня съемочное оборудование и потенциально интересной работой с актерами. Я хотела поэкспериментировать с материалом, по-своему изменить его, дать актерам свободу играть в соответствии с их органикой. Мне хотелось сделать сцену более сюрреалистичной, добиться эффекта отстраненности с помощью странных шумов и музыки.
Люблю работать со старыми архивными видео и сам часто снимаю на камеру, которой лет 15, а то и больше. Вдохновляют все эти VHS, Super 8 и подобные вещи. Для меня очень важна атмосфера, в которую человек погружается при просмотре видео, поэтому в своих работах я делаю акцент на ней. Наверное, фильмы, где удается передать атмосферу, сохранив интересный сюжет, меня и вдохновляют. Я не стремлюсь к какой-то определенной теме, сейчас мне интересно каждый раз пробовать что-то новое.
Мне всегда нравились красивые сцены убийств в кино. Просматривая в очередной раз один из моих любимых моментов в «Фарго», где так лаконично и жестоко убивают одного из персонажей, я захотел повторить именно этот эпизод. Он казался очень простым и сперва я думал, что его не так уж и сложно будет воссоздать. Оказалось, я был неправ. В ремейке почти все кадры статичны, сняты «восьмеркой» и немного с рук, но даже несмотря на такие простые операторские решения, смена на площадке длилась около 10 часов. Правильная установка освещения сцены и выбор ракурсов камеры заняли очень много времени. Более того, так как моя локация отличалась по площади от оригинальной, пришлось также решать проблему общей композиции сцены, чтобы приблизить ее к оригиналу. Мы постоянно переставляли реквизит, меняли направление освещения, следили за перемещениями актеров по локации, всё это делало работу над ремейком достаточно трудоемкой.
Эта сцена меня прежде всего привлекает атмосферой — тем, как она передается через детали. Например, странная стиральная машина или точное цветовое решение пространства (одновременное использование теплых и холодных источников света). Конечно же, сама игра актеров и выбранные режиссерами типажи многое определяют. Внешне все выглядит так естественно, но когда я приступил к съемкам, почти сразу стало понятно, какое огромное количество работы стоит за всей этой «простотой».
В нашей работе мы стремились максимально приблизиться к оригиналу. Для этого в процессе подготовки изучали различные техники съемки, разбирались, как выставлять жёсткий свет, выстраивать статичный кадр, на пост-продакшене пытались получить идеальную чёрно-белую картинку. Кроме того, тщательно подошли к вопросам кастинга и амбициозно искали российских Лив Ульман и Биби Андерсон (кажется, не зря). Важный для нас аспект работы — попытка воссоздать не только визуальную составляющую сцены, но и передать психологизм, заложенный в картину режиссером Ингмаром Бергманом. Название фильма отсылает нас к Карлу Юнгу, а именно к описанному им архетипу «Маска» или «Персона». Психиатр заключил что, маска — это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но он не идентичен личности как таковой. Мы изучали актерскую игру в оригинале, затем прорабатывали её с нашими актрисами. Вдохновлялись мы, безусловно, произведениями Ингмара Бергмана. Особенно тем, как в его фильмах тонко проработана каждая составляющая. Нашей целью было максимально продумать каждую деталь, проработать материал, учесть все особенности нашей задачи. Надеемся, у нас получилось, и Бергману не было бы стыдно за нашу работу.
Пару лет назад я смотрела какое-то отличное кино. До того, по-видимому, отличное, что я осознала, что хочу быть режиссером. В те далёкие времена я ещё училась на политологии и жила в Питере. Теперь изучаю кино в Школе дизайна НИУ ВШЭ и пытаюсь разобраться, как снимать хорошее кино и как можно будет применить этот навык в будущем. Однако есть то, что я поняла уже сейчас, — с моим соратником ака Александрой Сергеевной (которая нагло не упомянула меня в своём артист стейтменте) у нас получается отличный творческий союз, и мы показываем вроде бы неплохой результат или, как минимум, нескучный процесс. Мы, конечно, не братья Коэны, но ведь всё впереди!
Меня зовут Александра и родом я из города Санкт-Петербург, который известен белыми ночами, разводными мостами, угрюмыми жителями и плохой погодой. Я родилась на стыке веков, когда многие люди искренне верили в конец света и в остановку всех электронных систем. Кинематограф для меня всегда был самым емким видом искусства, который образует синтез авторского стиля, философии художника, коллаборации творческих методов и взглядов. Это способ самовыражения и контакта с внешним миром, проживания реальности во всей ее глубине, которое требует рефлексии окружающей среды и осознания тонких материй пространства, в котором мы существуем. Меня всегда привлекал психологический роман. Фильмы, на мой взгляд, являются естественным продолжением и этапом развития данного жанра. Они совмещают в себе визуальные и текстовые формы повествования и значит обладают способностью транслировать правду сразу по нескольким каналам.
Мне нравится исследовать границы и противоречия. Сталкивать, выворачивать и смешивать. Рассказывать личные истории, сразу смущаться и прятаться. Находить комичное в драматичном, поэтичное в прозаичном. Мне нравится в пространстве прямоугольника экрана искать и создавать новые миры.
Название фильма Микеланджело Антониони BLOW-UP на русский язык можно перевести как «фотоувеличение» или «взрыв». Эти же слова описывают процесс создания моего проекта.
Насколько задание «ремейк» освобождает от решения некоторых творческих задач, настолько же оно заставляет всматриваться в формальное решение этих творческих задач другим режиссером. От просмотра целого фильма я дошла до микроскопического анализа одной конкретной сцены, уделяя внимание самым незаметным деталям.
Исполнительница главной роли Ванесса Рэдгрейв говорила: «Жизненно важным Антониони находил точность движений и поз, которые принимают актеры». И именно этот подход, отличающий Антониони от других режиссеров, мне больше всего хотелось исследовать в своей работе. Критерием кастинга было органичное существование «перед камерой» и «с камерой». Поэтому мои герои как в жизни, так и на экране — модель и фотограф.
Можно сказать, что это мой первый серьезный опыт работы с большой (то есть больше, чем я и мои друзья) командой в качестве режиссера и продюсера. И здесь мне более, чем повезло. На репетициях мы вместе пытались повторить движения Верушки. Перед съемками всей командой обедали за большим столом, по завету Фрэнсиса Форда Копполы. На съемках ненавидели людей, кричащих за стенами в других студиях, но вместе мы справились. 10 часов съемок, монтаж в полном одиночестве и ремейк готов!
С самого детства я проводила много времени за просмотром различных кинофильмов, мечтая когда-либо снять что-нибудь свое, уникальное и красивое. Взяв в руки видеокамеру впервые, я начала азартно снимать все, что видела вокруг. Получая первые результаты, я заметила, что зафиксированное на видео изображение чаще всего интересно лишь мне самой и моим близким. Вскоре я поняла, что для того, чтобы то, что я делаю, стало интересно многим, оно должно содержать в себе нечто привлекательное и необычное, вызывать разные эмоции и ассоциации. Используя изобретательное освещение, необычные точки съемки, нужное соотношение объекта и фона, можно обнаружить и показать нечто новое, необычное, а значит, сделать изображение выразительным.
Получив задание в университете, я была немного напугана, ведь снимать ремейк очень сложно, не имея дорогой аппаратуры и определенных навыков. Вдохновившись творчеством Тарантино, я решила снять копию на одну из самых известных сцен его культового фильма. Переснимать это кино — отважное решение, но я придерживалась своих вкусов, мне было важно работать с тем, что мне по-настоящему нравится.
Собрав команду, я нашла наиболее подходящее для съемок помещение и актеров. Огромное количество потраченного времени, куча дублей и репетиций дали хороший результат. В моей копии сохранен оригинальный звук из фильма, но пластика героев, танец и движения воссозданы нашей съемочной командой.
Как зрителя меня всегда поражала игра актеров — будь то на сцене театра или в кино. Теперь как начинающего режиссера хорошая актерская работа меня вдохновляет. Мне не всегда так важен сюжет фильма, как эмоции, которые зритель испытывает, «подключаясь» к чувственному плану фильма или постановки, который создают актеры. Я стараюсь уделять работе с актерами много времени и внимания, считаю это одной из самых главных задач для режиссера. Мне нравится вместе с актерами разбираться в психологии и мотивах персонажей, искать «зерно роли» и придумывать интересные задачи и их решения.
В этом проекте я постаралась сконцентрироваться на работе с исполнительницей главной роли, начинающей актрисой Марией Янычевой. Мы провели несколько репетиций, разбираясь в мотивах главной героини, её переживаниях и чувствах. На съемочной площадке я попыталась воссоздать атмосферу, которая возникает, когда несколько друзей собираются и делятся своими сокровенными мыслями друг с другом.
Если говорить про мои предпочтения, то на первом месте для меня стоит, конечно, кино. Последние полгода важнейшую роль в кино для меня играет визуальная часть, а потом уже сценарий и всё остальное. Меня невероятно вдохновляют идеально поставленные сцены, именно к этому я сейчас стремлюсь. Я хочу стать не только крутым режиссером, но и клевым оператором. У меня есть идеал, к которому я хочу стремиться, — форма, идеально отражающая содержание. Хороший пример такого сочетания для меня это фильм «Бегущий по лезвию 2049». Каждый проект — это новое испытание, которое я хочу преодолеть.
При первом просмотре фильма «Дом, который построил Джек» я не отметил для себя эту сцену. Возможно, потому что фильм наполнен яркими и шокирующими сценами, которые первыми бросаются в глаза и перетягивают внимание с «простого» диалога героев. Если присмотреться, то оказывается, что эта сцена прекрасна во всех отношениях — сценарий, операторская работа, визуальный стиль, игра актеров. При выборе материала для работы над заданием у меня была внутренняя цель — перейти на новый для себя уровень, устроить себе некое испытание на прочность. Именно поэтому я выбрал Ларса Фон Триера.
Выбор именно этой сцены с диалогом был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, это новый уровень работы с актерами: снимать сцены с обнаженкой не самая простая задача для студента без денег и какой-либо известности. Во-вторых, это операторский стиль в работах Триера: репортажность, живая камера, куча зумов. Всё это выглядит как импровизация, которую очень непросто повторить. С моим мизерным опытом съемок это было невероятно сложной задачей, но я доволен результатом. В-третьих, предпродакшн: кастинг, выбор локации и т.д. Почти всё это было для меня в новинку. Особенно кастинг. Раньше я просто звал своих друзей помочь мне, но тут встала новая задача, в которой друзья мне уже помочь не могли. Как минимум, потому что друзей похожих на этих актеров у меня просто не было. Мне пришлось искать актрису в интернете, а актера на роль Джека мне подсказал мой куратор.
Елена Власова
На первый взгляд, мир игры GET OUT — мир-утопия, но при приближении к его обитателям, становится обманом и ловушкой наших ожиданий.
Профиль: Дизайн и современное искусство, III курс
Ольга Терехова
Серия работ о личных переживаниях художницы, ставящая вопросы о границах собственного я: физического и психологического.
Профиль: Анимация и иллюстрация, IV курс
Марина Батылина
«Ничто не банально, если смотреть на это с сопереживанием и любовью» – Аньес Варда. Проект об обыденности и видах из окна.
Профиль: Анимация и иллюстрация, IV курс
Куратор
Иван И. Твердовский