«В некотором царстве» — название итоговой выставки студентов, преподавателей и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ — звучит как начало сказки или легенды, в которой герой идет навстречу препятствиям, говорит с духами леса, берет животных в союзники или сам становится зверем. Через понятие «царства» мы также описываем древние цивилизации, где искусство и мифология были единым целым. «Царства» собирают под своей сенью тысячи биологических видов, населяющих планету сегодня, а еще «царство» можно мыслить как некоторый утопический горизонт, новое мироустройство (к примеру, герой М. Булгакова говорил о наступлении «Царства Истины»). Эту матрицу смыслов мы накладываем на размышление о практиках современных дизайнеров и художников, видящих сегодняшний день как пространство возможностей для выстраивания новых связей между людьми и сетей взаимодействия с нечеловеческими агентами. И потому не случайно, что к выставке приурочена открытая дискуссионная программа «Симпозиум всех существ».

Симпозиум включает выступления кураторов, теоретиков современного искусства, художников, выстраивающих «новые царства» горизонтальных отношений и занимающихся проблематикой новой экологии, биологии, art&science, постгуманизма, современной философии. Отдельное место в программе симпозиума занимает анализ выставочного проекта «Будет сад» под кураторством команды студентов Школы дизайна.

Лекционная часть симпозиума пройдет в онлайн-формате, кинопоказ состоится в пространстве HSE ART GALLERY.

Куратор симпозиума:
Александра Першеева
, кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ
@video_art_books

Записи всех дискуссий в рамках «Симпозиума всех существ» доступны на YouTube канале Школы дизайна.

ДЕНЬ ФИЛОСОФИИ

Ссылка на конференцию в zoom
(Идентификатор конференции: 852 9407 4148, Код доступа: all )

«Миметический кризис антропоцена»
Открытая лекция Николая Смирнова
15 июля — 17:00


Осознав себя планетарной силой, человек переосмысляет свои отношения с Землей через различные версии экодуховности, постчеловеческой философии и современного искусства. Кажется, что все они пытаются предотвратить наступление катастрофы в отношениях с природой. Но экологический коллапс — это проявление миметического кризиса антропоцена, в котором искомое постчеловеческое единение с другими существами неотделимо от миметизма соперников на поле боя, усиливая водоворот глобальной неразличимости. Этот апокалиптический горизонт оказывается необходим, чтобы попытаться переключить «дурной» миметизм войны всех со всеми в «благой» миметизм гармоничного всеединства. Ведь согласно эсхатологической логике, спасение приходит в самом сердце бури, или, говоря словами Гельдерлина: «там, где опасность, растет и спасительное».

Николай Смирнов, художник, куратор, географ и исследователь, фокусирующий внимание на репрезентации пространства в искусстве, науке, музейной практике и повседневности. На симпозиуме Николай расскажет о том, как наука, современное искусство и философия ставят необходимый эсхатологический горизонт, осмысляя «конец света» как горизонт современных художественных поисков. О том, как сегодня разрабатывается тема катастрофы антропоцена и перспектива постчеловеческих онтологий. Как жить в ситуации «кризиса насилия»? Какими становятся художественные и мыслительные практики? Как ставится вопрос о бытии живых существ сегодня?

Николай Смирнов

Николай Смирнов. Сколковский паломник. 2016. Фото: Арсений Шалимов

Источник: Meandering Mississippi. Map by Harold N. Fisk, U.S. Army Corps of Engineers, 1944

«Все живые и неживые: странная история чучел»
Лекция Александра Писарева
15 июля — 18:00

Вымирают не только живые: исчезают и популяции их музейных чучел. Сегодня таксидермические объекты маргинализированы и уже не воплощают собой для людей передний край науки и великолепие природы. Что они еще могут успеть рассказать нам о современном, постгуманистическом понимании природы и как им в том помогают художники?

Александр Писарев, философ, сотрудник Института философии РАН, специалист по современной онтологии и эпистемологии, философии науки, приглашенный преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Александр Писарев

Источник: https://www.hetnatuurhistorisch.nl/en/exhibitions/permanent/dead-animal-tales/

ДЕНЬ ИСКУССТВА

Ссылка на конференцию в zoom
(Идентификатор конференции: 852 9407 4148, Код доступа: all)

«Пустим корни, расцветем пышно!»
Case study студенческого кураторского проекта «Будет сад»
18 июля — 17:00

@therewillbaegarden

Студентки профиля «Художник и куратор» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Юлия Евстратова и Елизавета Мовчан расскажут о том, как начал и продолжает расти сайт — специфичный проект «Будет сад», пустивший корни в музее А. С. Голубкиной. В формате case study мы проанализируем формат выставки-интервенции, способной преобразовать течение жизни в такой консервативной институции как мемориальный музей. И поговорим о том, как сад становится местом для художественной практики человеческих и нечеловеческих агентов.

Проект «Будет сад!» состоит из множества этапов, часть из которых — от анализа архива скульпторки-огородницы Голубкиной до посадки растений в саду при ее музее — уже реализована, другая же часть развернется в течение следующего года. В этой работе роли кураторов, зрителей и художников принципиально не разграничиваются. Сад объединил «союзников» через совместные практики растениеводства в нескольких городах, связанных с жизнью Голубкиной: в Зарайске, Москве, Санкт-Петербурге и Париже. В этом проекте реализуется исследовательская гипотеза студенток, занимающихся исследованием горизонтальных связей в пространстве искусства и связей институций с самоорганизованными инициативами.

Artist talk. Горизонтальные связи — миф или реальность
Мария Челоянц и Гоша Голицын
18 июля — 18:00

@nonsns.official

Дискуссия о практиках построения художественных проектов через горизонтальные связи. В фокусе внимания два художественных проекта из двух разных самоорганизаций — NONSNS* в которой спикеры Мария Челоянц и Гоша Голицын состоят сейчас, и APXIV**, в которой они принимали участие в прошлом. В ходе дискуссии будут рассмотрены принципы формирования этих проектов, выразительность их структуры и способа организации и «ветвления» связей. Художественные работы мыслятся как сценарий, предложенный художниками в одном случае зрителям, и в другом случае — коллегам-художникам, а также кураторам, искусствоведам и просто любителям искусства для проживания и создания расширяющего совместного опыта.

*NONSNS — стремясь уйти от стандартного подхода к выставочным практикам, художники работают с устоявшимися языками различных медиа массовой культуры, расколдовывая их через пересборку и эстетику ошибки. Обычно капиталистическая машина апроприирует созданное художниками, но художники NONSNS в своей практике действуют в обратном направлении, применяя технологии самопиара, захватывают символический капитал у нее. Таким образом, создавая свою мифологию, NONSNS используют спекулятивные методы и пиратские стратегии. Сами же художественные работы часто носят абсурдный характер и не всегда опознаются как искусство.

**APXIV — группа художников, практикующих искусство взаимодействия. Состав и стратегии группы периодически меняются, это «пространственно-временная структура в процессе постоянной трансформации».

Участники арт-группы и гибридной самоорганизации NONSNS Мария Челоянц и Гоша Голицын

«Общие гены»
Лекция Александра Журавлева
18 июля — 18:40

@ssasha_zzhe

Александр Журавлев расскажет о том, как художники и ученые взаимодействуют с различными организмами и как это меняет отношения человека и окружающей среды. В последние десятилетия редактирование генома становится все более актуальным способом коммуникации с внешним миром. Теперь не только вирусы способны редактировать генетический код клеток человека, но и человек — генетический код вирусов, бактерий, и также своих собственных клеток. Гены, которые с открытия ДНК определяли с точки зрения человека сущность организмов и их место в мире, начинают свободно перемещаться, производя всё новые и новые гибриды и мутации. На смену генетической идентичности, формирующей иерархию отношений в природе и обществе (апофеозом подобного мышления являются расистские взгляды одного из первооткрывателей структуры ДНК Джеймса Уотсона), приходит безвидовый мир бесконечного генетического разнообразия.

Александр Журавлев, исследователь, художник, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ

Александр Журавлев

Glowee «glowzen room», 2019

ДЕНЬ НАУКИ

Видеопрограмма и дискуссия с Дмитрием Булатовым
«Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии»
23 июля
18:00–20:00

HSE ART GALLERY
Малая Пионерская, 12
Регистрация

«Эволюция от кутюр» — программа-антология, включающая документальные фильмы о произведениях искусства, созданных в последние годы художниками с применением новейших технологий XXI века. В поле внимания художников оказываются искусственная жизнь, робототехника, био- и генная инженерия. Этот видеоархив был собран в 2008 году исследователем art&science Дмитрием Булатовым и на сегодняшний день является уникальной международной коллекцией (45 аннотированных и переведенных на русский язык фильмов) в области современного технобиологического искусства. Первая презентация коллекции состоялась в рамках Биеннале электронных искусств ISEA в Сингапуре, и в 2009 году проект был удостоен Национальной премии в области современного искусства «Инновация» (Москва) и представлен в качестве специального проекта на 3-й Московской международной биеннале современного искусства.

Показ видеопрограммы будет сопровождаться дискуссией с Дмитрием Булатовым о ключевых тенденциях в области art&science сегодня.

Дмитрий Булатов — художник, теоретик искусства, куратор. Организатор проектов, посвященных различным аспектам взаимоотношений между искусством и высокими технологиями. Дважды лауреат премии «Инновация». Куратор ГМИИ им. А. С. Пушкина (Балтийский филиал). Автор программы магистерского профиля Art&Science в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Дмитрий Булатов

Источник картинки: https://artguide.com/posts/468

Школа дизайна НИУ ВШЭ — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, входящей в список 40 лучших молодых университетов мира и ставшей лучшим российским вузов в категории Art&Design по версии ведущего международного образовательного рейтинга QS-2021. В Школе дизайна учится более 2700 студентов, для которых открыты программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования. Также Школа предлагает детские курсы по более чем 15 образовательным направлениям.

Галерея современного искусства HSE ART GALLERY работает на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ в Москве. Здесь на одной площадке представлены работы актуальных современных художников и студенческие проекты. К организации выставок команда галереи привлекает как преподавателей Школы, так и независимых кураторов, а также представителей ведущих культурных институций Москвы.

ART ВЫШКА — подразделение, объединяющее образовательные профили бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования НИУ ВШЭ в области современного искусства, а также выставочные и арт-проекты, в которых участвуют студенты и преподаватели Вышки. В подразделение ART Вышки входят профили: «Дизайн и современное искусство», «Художник и куратор», «Меда-арт», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Экранные искусства».

Официальный партнер проекта — Фонд поддержки современного искусства «СФЕРА» оказывает содействие в продвижении молодых художников в российском и мировом контексте. Первый приоритет фонда — помощь в создании художественных высказываний. В 2011 году были созданы мастерские для художников. В них объединяются творческая лаборатория, галерея и место общения единомышленников. С 2014 года в Мастерской начала работу арт-резиденция. Молодые авторы не только безвозмездно творят здесь, но и выставляются, а также общаются, получая опыт, знания и идеи. Второй приоритет — популяризация искусства. Фонд регулярно и системно проводит выставки, в том числе, на сторонних площадках. Фундаментальная цель — непрерывное качественное улучшение художественной среды в России через воспитание всё новых поколений инновационно мыслящих авторов.

Учрежденный в 2021 году Фонд поддержки современного искусства «СФЕРА» продолжает работу Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина (основан в 2008 г.), является его преемником.